Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет "Пингвина"


28 мая 2020 года Владимир Веретенников, Lenta.ru


В начале мая в Латвии произошло ЧП поистине национального масштаба. Экспериментальный беспилотник военного назначения, проходивший испытания в районе аэропорта Риги, вышел из-под контроля и улетел в неизвестном направлении. Причем полет его проходил на высоте нескольких километров, что представляло серьезную опасность для авиационного сообщения. Властям и военным пришлось срочно перекрывать воздушное пространство и организовать масштабную спецоперацию по поиску беспилотника. Ведь дрон мог не только столкнуться с самолетом, но и улететь за пределы страны, причем в нежелательном направлении, — и неизвестно, чего в Латвии боялись больше. На днях стало известно, что же именно произошло на испытаниях и после них. «Лента.ру» собрала все детали короткого и драматичного полета латвийского «Пингвина».

Он улетел

Все началось 2 мая. В СМИ распространились сообщения о том, что использование воздушного пространства Латвии ограничено. Причиной стал инцидент на испытательном аэродроме в окрестностях Риги — дрон «Пингвин», гордость латвийской фирмы UAV Factory, вышел из-под контроля и улетел в неизвестном направлении.

Такой беспилотник считается массивным: его размеры составляют 3,5 на 5,5 метра, вес — 26 килограммов. Аппарат создавался как универсальный разведчик и «агент слежения», он летает очень высоко, способен работать полностью автономно, а также оснащен самой современной системой шифровки сигнала, чтобы его абсолютно невозможно было отследить. Другими словами, где-то в небе над Латвией, недалеко от Риги курсирует неуправляемый летательный аппарат, который проектировался так, чтобы его невозможно было отследить. Положение осложнялось еще и тем, что «Пингвин» ушел с полным баком топлива и мог находиться в воздухе как минимум 90 часов.

70 км/ч составляла скорость сбежавшего дрона «Пингвин»

На поиски беглеца подняли армейский «кукурузник» Ан-2, три частных легкомоторных самолета и восемь бригад наземного слежения. Все тщетно! Несколько раз пилоты замечали дрон и вот-вот готовы были его настигнуть, но тот каждый раз искусно уходил от погони благодаря усилиям искусственного интеллекта. Ситуация внушала большую тревогу: где-то в небе болтается невидимый летающий объект, столкновение с которым может стать фатальным для любого самолета.

Власти пошли на беспрецедентные меры предосторожности и закрыли воздушное пространство над аэропортом Риги. Самолету авиакомпании SmartLynx, следовавшему из Китая, пришлось приземляться в Таллине. Проблем могло быть куда больше, если бы не пандемия COVID-19, буквально очистившая воздушное пространство от гражданских авиалайнеров.

Довелось предупредить также пограничные и авиационные службы сопредельных государств, чтобы следили внимательно за неопознанными объектами в небе. А в случае обнаружения таковых, не воспринимали происходящее как враждебные действия. Последнее было совсем не лишним, учитывая, что при крейсерской скорости 70 километров в час «Пингвин» мог оказаться в небе над Петербургом примерно через семь часов.

Тем временем военные, не сумевшие поймать дрон, поймали исполнительного директора компании UAV Factory Константина Попика и устроили ему допрос на предмет того, как его «Пингвину» удалось сбежать, а главное, как его теперь ловить. Попик беспомощно разводил руками, дескать, в системе возник какой-то сбой, и дистанционное управление полностью вышло из строя, но вы успокойтесь, аппарат наверняка упадет в воды Рижского залива. Впрочем, объяснить, почему именно дрон должен упасть, имея запас топлива на 90 часов, и почему именно в Рижский залив, у него не вышло. Военных такое объяснение не удовлетворило, и вскоре после этого Агентство гражданской авиации приостановило действие лицензии, выданной UAV Factory на осуществление полетов повышенного риска.

Инструмент для ловли «Пингвина» нашелся у МВД Латвии. Ведомство четыре года назад озадачилось проблемой незаконных полетов дронов, которые использовались, например, контрабандистами. Изучив опыт зарубежных стран, полиция приобрела в Великобритании специальные пневматические системы Sky Wall 100, выстреливающие специальным контейнером с сеткой.

Но была одна проблема. Чтобы выстрелить в дрон сетью, необходимо его сначала найти. А с этим-то как раз и возникли большие проблемы. К тому же дальность эффективной стрельбы такой системы составляет всего 100 метров.

Бесплодные поиски

Привлечение гражданского населения к поискам результата не дало. В полицию позвонили 18 жителей Латвии, сообщившие, что вроде бы видели аппарат. Все сигналы оказались ложными. Тогда военные и полиция обратились к специалистам. Те изучили траекторию полета «Пингвина» и предположили, что он мог рухнуть где-нибудь в окрестностях городка Лимбажи. Поисковиков бросили туда — снова напрасно.

Панику усиливали соображения о том, что, даже если дрон уже упал, никому не причинив вреда, он мог попасть в руки злоумышленников. В Минобороны заявили, что, хотя конкретно этот беспилотник разработан для невоенных целей, в руках злодеев он может стать очень опасным оружием. Опять же, беспилотник, умеющий летать на высоте нескольких километров по несколько дней, — мечта любого шпиона.

Все усилия оказались тщетны. К 5 мая, когда у беглого дрона должно было закончиться топливо, никаких вестей о нем так и не поступило. Пришлось открыть воздушное пространство и срочно что-то сказать общественности, чтобы унять тревогу. Эту миссию возложили на главу Агентства гражданской авиации Мариса Городцова, и он пустился в путаные объяснения, почему же военные и полиция потерпели поражение в погоне за собственным беспилотником.

Городцов сказал, что аппарат сработал как надо — судя по траектории, при потере управления его руль встал в таком положении, чтобы он кружил и его можно было поймать. Это показали данные систем локации. Но дрон начал петлять, меняя высоту и направление полета, видимо, из-за ветра, сносившего его в сторону, а вовсе не по воле искусственного интеллекта. Таким образом «Пингвин» и ускользал от авиации, брошенной на его поимку.

Глава агентства не смог удержаться и устроил публичный разнос компании UAV Factory, подчеркнув, что никак не мог ожидать такого «сюрприза» именно от компании, которая уже 10 лет выпускает беспилотники и провела 10 тысяч запусков. Городцов заявил, что полеты подобных аппаратов могут угрожать жизни и здоровью людей, инфраструктуре, так что тестирование дронов должно происходить подальше от густонаселенных пунктов. «Проведем расследование и тогда будем думать, какую статью применять для наказания UAV Factory», — добавил он.

Все хорошо, что хорошо кончается

И вот, когда власти уже мысленно «похоронили» сбежавший дрон в одном из безымянных болот страны, пришла неожиданная весть — «Пингвин» нашелся! Обнаружили беглеца не военные поисковики, а селянин, 15 мая проходивший через лес в окрестностях поселения Гаркалне и заметивший аппарат, который зацепился за крону дерева.

Село Гаркалне находится в центральной Латвии, то есть «Пингвин» отправился в направлении, прямо противоположном тому, что предсказывали его создатели.

Снимать беспилотник с дерева селянин не решился и вызвал специально обученных людей. В Гаркалне прибыла целая делегация — сотрудники Государственной пожарно-спасательной службы, специалисты Агентства гражданской авиации и UAV Factory, вооруженная лестницей.

Первым делом специалисты сняли данные электронного «мозга беспилотника». Оказалось, что он упал вечером того же дня, когда и пропал. В ходе расследования также выяснилось, что UAV Factory не согласовала запуск с Агентством гражданской авиации. Но озвученные ранеt угрозы наказать виновников инцидента так и остались лишь словами — фирме вернули разрешение на полеты повышенного риска в обмен на обязательство оснастить все свои аппараты альтернативной системой безопасности, не позволяющей им летать дальше определенной зоны.

Почему же компания, проявившая очевидную безалаберность и поставившая жизни людей под угрозу, отделалась малой кровью? Вероятно, потому что дроностроение сейчас преподносится жителям Латвии как национальное достижение. Прототип «Пингвина», показанный в 2009 году, вызвал настоящую истерику в местной прессе. Еще одна латвийская компания, Atlas Aerospace, успешно продает свои аппараты по всему миру и собирает международные награды. Очевидно, ронять авторитет государственно значимого предприятия в глазах граждан власти не решились.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer