Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В пролете: развалится ли мировая авиандустрия под напором эпидемии


3 мая 2020 года Дмитрий Мигунов, Известия


Мировая авиационная индустрия оказалась в числе секторов экономики, по которым карантин и вызванный эпидемией кризис ударили сильнее всего. Пассажирский авиационный трафик в мире упал почти на порядок, и авиакомпании, как правило, работающие не с очень высокой маржей, лишились источника оборотных средств. Не менее трудно складываются дела и у авиапроизводителей — количество заказов стремительно снижается, и даже самые крупные авиастроительные корпорации начинают испытывать проблемы с деньгами. Надежда на государственную помощь также остается шаткой. Подробности — в материале «Известий».

Поток иссяк

Когда эпидемия только еще начиналась в Китае, авиакомпании всего мира уже готовились к серьезным убыткам. Прерывание стабильного воздушного сообщения в Восточной Азии, регионе наиболее интенсивного роста авиаперевозок грозило убытками примерно в $30 млрд. Для сравнения, общая выручка от всего пассажиропотока в прошлом году составила около $840 млрд, то есть потери могли составить почти 5%.

Однако уже вскоре под карантин попала большая часть мира, и оценки убытков начали расти в геометрической прогрессии. Около 60% всех пассажирских самолетов к концу апреля оставались в аэропортах и ангарах. Число международных рейсов упало на 87%. Даже для средних авиакомпаний, таких как Finnair, число отмененных рейсов уже измеряется тысячами. В России объем перевозок пассажиров «Аэрофлотом» опустился в апреле со 120 тыс. до 3–5 тыс. в сутки.

В начале марта общие убытки оценивались в 113 млрд долларов, а сейчас IATA предсказывает, что они могут достичь $314 млрд. Речь идет примерно о 40% годового дохода глобального авиабизнеса. Что особенно плохо, авиакомпании теряют не только деньги от отмененных рейсов, которые должны были состояться недавно или в ближайшие недели. Убытки идут в том числе и от отмены поездок, которые люди планировали на вторую половину года, когда карантин предположительно должны снять. Это может быть связано как с сокращением доходов потенциальных пассажиров, в результате чего они не хотят тратить деньги, так и с общей неопределенностью в эпидемиологической и экономической обстановке. Как бы то ни было, но ранняя продажа билетов также страдает, а вместе с ней и денежные потоки авиалиний.

Яркий пример такой потери денег — американская авиакомпания Delta. В марте прошлого года она «сжигала» $100 млн в день. Общий убыток до налогов составил $600 млн. Еще хуже сложилась ситуация в United Airlines, где операционных убытков насчитали на $2,1 млрд. Все это, заметим, по итогам первого квартала, в котором первый месяц вообще был «докризисным», а в феврале проблемы у авиакомпаний только-только начались.

Некоторые авиакомпании уже не выдержали испытания кризисом. В британской Flybe, работающей преимущественно на внутренних региональных рейсах, временную администрацию назначили уже 5 марта. Компания, впрочем, испытывала серьезные финансовые проблемы еще в прошлом году, так что карантин только ускорил неизбежное.

В конце апреля рухнула Virgin Australia, которой не помогло даже радикальное сокращение издержек. Компания намерена возобновить работу после реструктуризации, однако ее потенциал в связи с продолжающимся кризисом и падением спроса на перевозки непонятен. О банкротстве также объявили и несколько американских региональных авиалиний. Крупные игроки пока держатся, но время упорно работает против них.

Выйти из штопора

Для спасения индустрии перевозок разные государства предпринимают беспрецедентные меры поддержки отрасли. В США президент Дональд Трамп выделил авиакомпаниям из бюджета $58 млрдв. Половина из них пойдет на выплаты персоналу, а другая — на льготные кредиты перевозчикам. В Европе Франция и Нидерланды готовы выделить Air France – KLM 11 млрд евро. Не исключено, что сходные издержки понесет и правительство Германии в пользу национального флагмана — Lufthansa. В России на помощь авиакомпаниям выделено 23 миллиарда рублей и в случае продолжения карантина эта сумма наверняка вырастет.

Пока же перевозчики ищут любые способы, чтобы хоть как-то компенсировать нарастающие убытки. Одни минимизируют активность, сокращая персонал и отправляя сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Вторые пытаются переквалифицироваться на перевозку грузов. В сложившейся ситуации такое поведение имеет смысл. Хотя мировая экономика и находится в состоянии свободного падения, грузоперевозки сокращаются медленнее, поскольку спрос на товары также падает менее активно, чем спрос на пассажирские перелеты.

При наличии свободного флота авиалиниям получается выгодно задействовать его для транспортировки грузов. К примеру, у Delta доля грузовых перевозок подскочила вдвое и может достигнуть весьма солидной суммы в $650 млн к июню. Авиакомпаниям помогает и резко поднявшийся спрос на продукцию, которую довольно удобно перевозить пассажирскими лайнерами, иногда даже не особо переоборудованными, — например, медицинские расходные материалы вроде масок.

Подрезали крылья

На первый взгляд должно показаться, что в отличие от авиакомпаний производители самолетов должны пострадать от кризиса меньше. В конце концов, их портфель заказов часто формируется за несколько лет до реальных поставок, а спрос на такие дорогие товары длительного пользования должен быть не слишком эластичен, ведь он завязан на инвестпрограммы, которые сокращаются медленно. Однако и здесь оказался комплекс весьма серьезных проблем.

27 апреля генеральный директор Airbus Гийом Фори заявил, что его компания быстро теряет ликвидность. Процесс продолжился даже после того, как в начале месяца компания объявила о сокращении выпуска в этом году примерно на треть. Фори вскоре подтвердил, что уменьшение объемов производства — это далеко не худшее, чего можно ожидать от нынешнего кризиса.
 

Крупнейший производитель сталкивается с массовым отказом от поставок. Разумеется, не все заказы портфеля реально выполняются и в обычных обстоятельствах и, как правило, производители смотрят на это с известной расслабленностью — лучше простить клиенту один-два отказа, чем совсем потерять его. Сейчас же ситуация с деньгами стала по-настоящему тревожной — и авиапроизводители грозят штрафными санкциями авиаперевозчикам-«отказникам».

Однако на компании, которые уже или перешли к процедуре банкротства, или находятся в опасной близости от ней, такие угрозы едва ли могут возыметь какое-то действие. В результате запланированные во всех бюджетах самолетостроителей деньги так и не поступают, еще дальше ухудшая ситуацию с ликвидностью. Скажем, Airbus в январе–марте из-за карантина и экономических затруднений у потребителей вынужден был оставить в своих ангарах 60 новых самолетов, почти треть от подготовленного к отправке. Только в I квартале чистый отрицательный денежный поток европейской авиастроительной корпорации должен составить 6,5 млрд евро. Неудивительно, что Фори считает, что само выживание концерна под вопросом.

Ситуация в главном конкуренте Airbus, американском Boeing, немногим лучше. Прошлый год у гиганта авиастроения явно не задался: дефекты модели 737-MAX, приведшие к нескольким катастрофам, уже обошлись корпорации в $19 млрд штрафов и компенсаций. Сейчас Boeing приходится экономить на всем подряд и массовые сокращения, в том числе и высокоценных специалистов, вот-вот начнутся.
 

Проблему обостряет то, что всё прошлое десятилетие прошло под знаменем расширения бизнеса как в Boeing, так и в Airbus. В начале века компании стали абсолютными гегемонами рынка гражданского авиастроения, выпуская около 90% лайнеров в мире. После кризиса 2008 года объем перевозок стремительно рос, как за счет растущего спроса в развивающихся странах, так и развития рынка лоукостеров. Соответственно рос и спрос на новые самолеты. В последние годы обе компании запланировали мощные инвестиционные программы, направленные на увеличение производства: в следующие 20 лет предполагалось продать около 40 тыс. самолетов.

В другой ситуации как авиакомпаниям, так и авиастроителям утешением могло бы стать резкое снижение цен на топливо из-за дешевой нефти. Действительно, в условиях нынешнего переизбытка углеводородов на мировом рынке перевозки могут стать рентабельнее, снижая давление на авиалинии и позволяя им закупить больше самолетов. Однако это станет возможно только в случае сравнительно раннего смягчения ограничительных мер и восстановления пассажирского сообщения по всему меру уже в ближайшие месяцы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer