Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Время смелых: до войны в СССР создавали прорывные образцы самолетов


6 мая 2020 года Сергей Птичкин, Российская газета


Перед началом Великой Отечественной в СССР создавались по-настоящему прорывные образцы самолетов. До серийного выпуска они не дошли, в основном по объективным причинам.

Отличительной чертой того непростого времени было, в частности, то, что у действительно талантливых инженеров имелась реальная возможность воплотить свои идеи в металл. Тогда государство таланты поддерживало. К величайшему сожалению, промышленно-технологическая база страны была крайне отсталой, многие замечательные идеи физически невозможно было реализовать на достойном уровне. И тем не менее.

Стоит напомнить, что в 1920-м году государство Российское лежало в руинах. Практически вся промышленность была разрушена гражданской войной. А в 1930-е у нас уже появилась авиационная промышленность, начался выпуск собственных танков. Надо учесть и то, что многие технически грамотные специалисты или погибли, или уехали за рубеж, новые кадры только готовились. Впрочем, и в СССР приезжали настоящие профессионалы.

В 1924 году в Советскую Россию эмигрировал итальянский коммунист Роберт Людовикович Бартини, оказавшийся просто гениальным инженером самого широкого профиля. В 1933 году под руководством этого самородка построили самолет "Сталь-6". В его совершенно оригинальной конструкции использовались не только привычная в нашей авиации фанера, но и редкий тогда алюминий и даже нержавеющая сталь. В ходе испытаний, которые велись осенью 1933 года, самолет развил скорость 420 км/час, что было на 100 километров выше, чем у любого самолета той поры. При этом двигатель был не очень мощным - 600 л.с. Теоретические наработки и практические исследования Бартини позволили другим конструкторским коллективам создавать для ВВС скоростные самолеты.

В 1934 году авиаконструктор А.С. Москалев подал в Главное управление авиапромышленности заявку на создание истребителя с поршневым мотором, способного, по его расчетам, развивать скорость 1000 км/час. Этот фантастический по тем временам показатель достигался за счет формы самолета, очень напоминающего "летающую тарелку". Не смотря на экзотичность проекта, конструктор получил разрешение на работы и материально-финансовое обеспечение.

В 1937 году в ЦАГИ состоялась продувка модели самолета, названного "Стрела". Она подтвердила, что аэродинамика, стоит повторить, совершенно необычной машины позволит достичь заявленной скорости. Чуть позже состоялись экспериментальные полеты опытного самолета, сделанного из фанеры! С двигателем мощностью всего 140 л.с. "Стрела" легко достигала скорости 300 км/час. Увы, проект так и не получил своего развития.

Буквально накануне войны, в 1939 году, в СССР под руководством Петра Дмитриевича Грушина в соавторстве со студентами МАИ был построен и прошел госиспытания оригинальный штурмовик "Тандем-МАИ". Этот самолет не имел хвоста, то есть, вертикального киля - у него было только горизонтальное оперение. Рули направления и их кили размещались под задним крылом. Штурмовик имел хорошее вооружение, в том числе - оборонительное. Почти по всем характеристикам превосходил Ил-2. Но был полностью фанерным.

Увы, так и не удалось поставить в серию прекрасный по характеристикам истребитель И-185. Его сделал наш выдающийся конструктор Николай Николаевич Поликарпов. Новую машину преследовали неудачи при первых испытательных полетах. Конкуренты, имена которых упоминать на стоит, воспользовались ситуацией, опорочили сам проект и его конструктора, чтобы получить те финансы, которые могли уйти Поликарпову. Фамилия Поликарпова осталась в памяти связанной лишь с И-16.

Между тем И-185 имел самое мощное вооружения для истребителя - два скорострельных пулемета ШКАС, два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета, 20-мм пушку. В ходе испытаний И-185 достигал скорости 680 км/час. Максимальная высота подъема - 10 километров. Лучшего по своим характеристикам истребителя в 1940-м году, когда прошли основные испытания И-185, не имела ни одна страна в мире - ни Великобритания, ни Германия, ни США.

И очень жаль, что ВВС СССР не получили последний истребитель Поликарпова на вооружение. Очень похожий на него Ла-5 был создан позднее, уже в ходе войны, и в первоначальных версиях значительно уступал И-185.

Выдающийся конструктор Владимир Михайлович Мясищев в 1940-м смог построить дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. К летным испытаниям его полностью подготовили только к весне 1942 года.

Самолет был цельнометаллическим. Оборонительное вооружение - три 20-мм пушки ШВАК, четыре крупнокалиберных пулемета ВС, один скорострельный ШКАС. Это соответствовало защите американских "летающих крепостей", которые появились позже.

Бомбардировщик имел всего два двигателя мощностью 2 200 л.с. Но при этом развивал скорость 565 км/час на высоте девять километров и мог летать на дальность свыше 3 500 км. И хотя этот бомбер показал на испытаниях отличные результаты, в серию он не пошел.

С началом Великой Отечественной эксперименты с авиацией закончились. Боевые самолеты стали проектировать и строить КБ, во главе которых стояли известные сейчас конструкторы: Лавочкин, Микоян и Гуревич, Петляков, Туполев, Яковлев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer