Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Нелетные полгода: вернуть деньги за авиабилеты предложили из бюджета


7 мая 2020 года Александр Волобуев, Известия


Деньги за авиабилеты по отмененным рейсам предложили вернуть из бюджета. Об этом Общероссийское объединение пассажиров (ООП) попросило кабмин. С письмом ознакомились «Известия». Российские авиакомпании, оказавшиеся в критической ситуации после закрытия международного сообщения из-за пандемии коронавируса, настойчиво предлагают своим клиентам вместо возврата денег сертификаты или ваучеры на будущие перелеты. Сегодня, по данным общественников, около 1 млн пассажиров не могут получить средства за билеты. По экспертным оценкам, на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. А слабый спрос на авиабилеты сохранится как минимум в ближайшие полгода.

Невозвратные условия

Многие авиакомпании вместо возврата средств за билеты предлагают клиентам так называемые ваучеры — счета в личном кабинете, деньги с которых можно потратить только на новый перелет. Однако действующие нормативные акты РФ не содержат определения такого продукта и обстоятельств, при которых он может применяться. Об этом говорится в письме Общероссийского объединения пассажиров в кабмин от 29 апреля.

Общественники попросили правительство выплатить из бюджета адресные субсидии пассажирам за отмененные рейсы. По их мнению, это поддержит как авиакомпании, так и граждан.

— Можно использовать информационные ресурсы портала госуслуг, как это уже делали при вывозе российских граждан из-за рубежа. Либо выделить адресную субсидию авиакомпаниям по количеству поданных заявок от пассажиров, которые хотят вернуть средства не ваучером, а именно деньгами, — пояснил «Известиям» глава ООП Илья Зотов.

По оценкам объединения, речь идет более чем об 1 млн пассажиров, которые хотели бы, но не могут вернуть деньги.

В пресс-службе правительства на момент публикации на запрос «Известий» не ответили. В Минтрансе отказались от комментариев.

В апреле общественники уже просили разобраться в ситуации с возвратом денег за авиабилеты Генеральную прокуратуру (обращение есть у «Известий»). В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям», что от пассажиров прокурорам поступают многочисленные жалобы по этому поводу. По изложенным фактам организованы проверки, добавили в ГП.

Российские авиакомпании начали переходить на «безденежную» систему возврата средств за перелеты после закрытия международного авиасообщения как меры борьбы с распространением COVID-19. Первой о том, что будет возвращать средства баллами на личный счет пассажиров, еще 27 марта объявила «Победа» (авиакомпания прекратила полеты до конца мая). В апреле стало известно, что рассчитываться с пассажирами только ваучерами начали «Уральские авиалинии». Источник в отрасли подтвердил это «Известиям».

С 6 апреля в системе бронирования «Аэрофлота» отключили возможность возврата средств агентам за проданные билеты, сообщала ранее Ассоциация туроператоров России. 29 апреля авиакомпания официально подтвердила запуск системы ваучеров. Некоторые перевозчики предлагают тем, кто согласится на такую форму компенсации, бонусы. В частности, «Аэрофлот» в дополнение к сумме ваучера, которую в течение трех лет можно будет потратить на новый билет, дает однократную скидку в 15–25%. А S7 Airlines добавляет 10% к стоимости сертификата.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Юлия Спивакова подтвердила «Известиям», что авиакомпания приступила к оформлению ваучеров.

— Предложение пользуется большим спросом, поскольку условия во всех случаях предполагают не только оформление ваучера на сумму неиспользованной перевозки, но и премии в виде дополнительной скидки от тарифа. Мы сделали пассажирам, возможно, лучшее возвратное предложение на рынке, — добавила она.

Ранее в «Аэрофлоте» также поясняли, что ваучеры будут выдавать до конца 2020 года, причем воспользоваться ими можно будет и тем, кто сам откажется от полета из-за ухудшения эпидемиологической обстановки.

В пресс-службе S7 заявили «Известиям», что сертификат — самый оперативный способ вернуть средства, но не единственный.

— Можно оставить заявку на классический возврат денег, но из-за высокой загрузки контакт-центра это займет больше времени, чем обычно, — добавили в компании. Там не смогли уточнить, в течение какого срока деньги вернутся пассажиру.

В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы «Известий».

Utair готова возвращать деньги при покупке билета на официальном сайте или в мобильном приложении, но обработка такой заявки «может занять до 60 рабочих дней» (то есть почти два календарных месяца), говорится на сайте перевозчика.

К настоящему моменту все авиакомпании по факту перешли на расчет ваучерами либо сертификатами по причине отсутствия средств, утверждает источник «Известий» на авиарынке. Теоретически возможность вернуть «живые» деньги сохраняется, но практически это нереально, говорит Илья Зотов.

В начале апреля Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейших отечественных перевозчиков) просила правительство узаконить в России практику использования ваучеров за неиспользованные авиабилеты, которая сейчас широко применяется за рубежом.

Авиация ушла в пике

В конце марта решением оперштаба по борьбе с коронавирусом российские авиакомпании остановили выполнение всех международных рейсов. Количество полетов внутри страны также резко пошло вниз на фоне ограничений, введенных регионами из-за пандемии. Российские перевозчики, как и зарубежные, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Эксперты консалтинговой компании Bain&Company ранее оценивали потери отечественных авиакомпаний в сотни миллиардов рублей до конца года.

— Про международные перелеты в этом сезоне можно забыть. Падение по внутренним перевозкам, по нашим оценкам, в нынешнем году составит около 56%, до 31,8 млн человек, — отмечал 30 апреля во время онлайн-конференции заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров.

По данным ассоциации, только за первую половину апреля число перевезенных пассажиров рухнуло на 83%, к концу месяца — на 95%, занятость кресел снизилась более чем с 80 до 27%. Слабый пассажиропоток будет сохраняться еще на протяжении как минимум двух кварталов, считает Борис Шокуров.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представители которой говорят о самом серьезном кризисе в истории авиации, уже рекомендовала авиакомпаниям отказаться от возврата денег за отмененные рейсы и выдавать ваучеры. Общие потери перевозчиков по всему миру оцениваются в $250 млрд.

Проблемы авиапассажиров в такой обстановке имеют не первостепенное значение, считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

— Спасать нужно именно перевозчиков, чтобы в будущем не лишиться авиаотрасли как таковой. Возможно, возврат денег за билеты несколько облегчит жизнь людей, но никак не поможет авиакомпаниям, — сказал он «Известиям».

По оценкам аналитика «Финама» Алексея Калачева, исходя из средней стоимости зарубежного перелета в апреле (17,7–29,6 тыс. рублей в обе стороны, по данным Туту.ру), на компенсации за отмененные рейсы может потребоваться более 25 млрд рублей. Эксперт сомневается, что кабмин пойдет на такую меру на фоне компромиссного предложения авиаперевозчиков о легализации ваучеров.

В середине апреля сообщалось, что авиакомпаниям выделят 23 млрд рублей экстренной поддержки для покрытия лизинговых платежей за авиатехнику, пополнения оборотных средств, выплаты зарплат, оплаты стоянки самолетов. Однако в АЭВТ указывают, что до настоящего времени перевозчики финансовой помощи пока не получили.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туризм. Перезагрузка
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Як-130 усилит подготовку пилотов
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухой" воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии
Эльнар Байназаров
Известия
Запрос с пристрастием: Израиль ждет возобновления рейсов из РФ к осени
Денис Лебедев
Фонтанка
"Газпром" окрыляет. В Левашово полным ходом идет подготовка строительства второго аэропорта для Петербурга
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минобороны переоценило транспортные самолеты
Владимир Веретенников
Lenta.ru
Полет "Пингвина"
Алексей Блинов
РБК
Побочный эффект: не все зарубежные авиакомпании возобновят рейсы в Казань



Сергей Осипов
Аргументы и факты
Над нами мессеры кружили. Самый известный немецкий самолет глазами русских
Мария Недюк, Ольга Коленцова
Известия
Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска
Наталья Граф
Российская газета
Отпуск будет!
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Эмбарго на ветер: Турция организовала "воздушный мост" в Ливию
Игорь Кармазин
Известия
Битва за туриста: Грузия открывает границы для иностранцев

BFM
Стоит ли начинать планировать летний отдых?

АТОР
Какими будут цены на авиабилеты по России этим летом
Сергей Рыжков
Красная звезда
Кому мешает открытое небо

Новые Известия
Цены на авиабилеты скачут потому, что перевозчики "нащупывают рынок"
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
В самолетах и аэропортах смягчат карантин
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Михаил Котов
Известия
Последний рывок: Китай обгоняет США в "лунной гонке"
Екатерина Постникова
Известия
Война разочарований: ОБСЕ надеется на пересмотр решения США об "Открытом небе"

ТАСС
Эксперты: создаваемый на смену Ан-2 самолет "Байкал" позволит обновить авиапарк в ДФО
Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию
Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал бессмысленными рекомендации о "антикоронавирусной" полузагрузке самолетов

Актуальные комментарии
Цены на авиабилеты могут вырасти в два раза
Александр Волобуев
Известия
Лётный сезон: авиаперевозки в России начали медленно оживать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты заходят на рассадку
Баранов Дмитрий
Finam
Только в полёте живут лоукостеры
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам заплатят за потерянных пассажиров
Денис Пискарев
Национальная служба новостей (НСН)
Господдержка авиакомпаний оказалась в 7 раз меньше прошлогодних трат

Вечерняя Москва
Пассажиры предпочтут самолетам поезда и автобусы
Анна Каледина, Александр Волобуев
Известия
Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Засветились на радаре: ВКС получат новую технику для обнаружения ракет
Светлана Медведева
Российская газета
Воздух станет чище
Максим Макарычев
Российская газета
Какие меры примут авиакомпании в условиях пандемии коронавируса
Ван Линь, Вэй Фули, Ся Хао
Хуаньцю шибао (Китай)
Су-34 — невероятно боеспособный "воздушный утенок"
Руслан Кроликов
Народные новости
Авиаэксперт Гусаров: заграничные рейсы возобновятся только после спада пандемии
Елена Полтавская
Известия
На одном крыле: как работают российские пилоты и бортпроводники в эпидемию
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Учебная авиация взяла новую высоту
Сергей Титов
КоммерсантЪ
"Авиастар" попал в "зарплатную" турбулентность
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Снова при параде: авиационную часть празднования Дня Победы повторят

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer