Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полеты "ночных ведьм": как отважные летчицы наводили ужас на фашистов


7 мая 2020 года Мария Недюк, Известия


«Ночные ведьмы» — знаменитый женский авиационный полк, сформированный в 1941 году. В нем служили девушки-студентки, в том числе Александра Акимова, совершившая более 700 вылетов. Юные летчицы самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести около тонны боеприпасов. В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. «Летает исключительно смело, ни страшась не прожекторов, ни зенитного огня противника…» — написано в тексте характеристики к награде. «Известия» публикуют документы из архива Московского авиационного института, где до конца жизни преподавала легендарная летчица.

Штурман 46-го гвардейского

В 1941 году Советская армия несла колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно потребовались пилоты и инженеры. Поэтому в октябре был выпущен особый приказ о формировании женских авиаполков.

Легендарная летчица-штурман Герой Советского Союза Марина Раскова лично объезжала авиационные училища и отбирала курсантов в эти соединения. В одну из воздушных эскадрилий попала юная Александра Акимова. Она стала ведущим штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, который вошел в историю под названием «Ночные ведьмы».

— Александра Акимова училась до войны в педагогическом институте, — рассказал «Известиям» директор Музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолий Жданов. — На фронте она сначала была штурманом, потом стала сама пилотировать самолет.
 

Летному делу Александра Акимова обучалась в городе Энгельс. Приходилось заниматься по 12 часов в сутки. По словам Анатолия Жданова, это был сложный период: девушки гибли еще до военных действий попросту из-за неумения управлять летными аппаратами.

Машины из фанеры

Обучение проходило на легких самолетах модели У-2 (По-2), разработанных в 1928 году конструкторским бюро Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. У-2 имел ряд модификаций для применения в сельскохозяйственной, почтовой, медицинской и пассажирской авиации. На первый взгляд такие машины были мало пригодны для ведения боевых действий. Они летали на небольшой высоте со скоростью порядка 100 км/ч, что делало их легкодоступными мишенями для противника. Собранный на деревянном каркасе с фанерной и полотняной обшивкой самолет немцы поначалу презрительно прозвали «рус-фанер». Однако скоро фашистам пришлось изменить свое мнение.

— Самолеты По-2 (У-2) отличались поразительной живучестью , — рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников. — Сбить их было непросто. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдерживала сотни попаданий. Самолеты возвращались на свои аэродромы буквально изрешеченными. Легкость в управлении, доставшаяся этому ночному бомбардировщику от своего учебного прототипа, позволяла летчику и штурману уделять больше внимания точности нанесения бомбовых ударов.

Именно из-за того, что полеты на таких самолетах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины, а не мужчины.

Свой первый боевой вылет в качестве штурмана У-2 Александра Акимова выполнила в 1943 году. В это время полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек. Затем количество полетов росло с неимоверной быстротой: за одну ночь «ночные ведьмы» в среднем делали восемь-девять налетов на позиции врага.
 

Девушки самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны.

«Однажды экипаж вернулся с задания на самолете, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж, — пишет в своих воспоминаниях однополчанка Александры Акимовой Ирина Дрягина. — Летчики были уверены, что три дня им придется быть «безлошадными», однако их подруги-механики ввели самолет в строй за 10 часов!»

С ноября 1943 года полк «ночных ведьм» поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове и участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944-го сражался в Белоруссии, помогая освобождению Могилёва, Минска и других городов

Вышивка между боями

В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от ее действий напрямую зависела жизнь всего экипажа. Так, осенью 1943-го года во время ночной бомбардировки самолет, где она была штурманом, получил серьезные повреждения — нужно было производить вынужденную посадку на участок, буквально изрытый снарядами. Однако ей всё же удалось найти пригодную площадку. Во время приземления летчицы сильно ударились головами о приборные доски. Но, несмотря на полученные травмы, они уже через двое суток под обстрелами сумели добраться до своего аэродрома.

На всю жизнь «ночным ведьмам» запомнился декабрь 1944 года. Тогда полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова и Варшавы. В одну из зимних ночей летчицы полка совершили 325 боевых вылетов, а сама Александра Акимова — 16. За доблесть и мужество штурман была удостоена благодарности Сталина.

Женщины-летчицы ни в чем не уступали мужчинам во время боевых действий. Однако, как рассказал «Известиям» историк фонда «Историческая патриотика» Александр Макушин, в бытовом плане им было гораздо сложнее.

— В дневниковых записях летчиц 46-го полка рассказано о том, что в начале войны даже не было специальной женской формы, девушкам выдавали сапоги и одежду на несколько размеров больше, — сообщил эксперт. — Обмундирование приходилось ушивать, переделывать. Но женщина всегда остается женщиной, и даже на войне им хотелось хорошо выглядеть.

«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны, — вспоминала в своих дневниковых записях летчица Наталья Меклин. — Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк».

«Летает исключительно смело»

По словам историка Александра Микушева, про «ночных ведьм» ходила слава и среди немцев. Сбить летчицу из этого полка считалось у фашистов особенно престижным. Но и сами девушки были отнюдь не робкого десятка. О готовности умереть за Родину говорит тот факт, что до середины 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб.

В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. В тексте представления к награде так сказано о штурмане: «Летает исключительно смело, ни страшась не прожекторов, ни зенитного огня противника… Лично за период боевых действий провела 680 боевых самолетовылетов, налетав при этом 805 часов. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 94 т бомбового груза. Точными бомбовыми ударами в стане врага было вызвано 122 сильных очага пожара, 178 взрывов и повреждено две переправы противника, взорвано два склада с боеприпасами, подавлен огонь трех батарей».

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство летчиц демобилизовано. Боевые потери составили 32 человека. И хотя они гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

Несмотря на представление к званию Героя Советского Союза, Александра Акимова так и не была награждена в период существования СССР. По словам Анатолия Жданова, документы затерялись где-то в Москве.

— По каким причинам так произошло, до сих пор неизвестно, — отметил он. — Видимо, это было решение каких-то чиновников. Свое высокое звание она получила лишь в 1994 году по ходатайству Советов ветеранов. Но это было уже звание Героя Российской Федерации. Однако для нее самой это было очень важно, знать и понимать, что страна по достоинству оценила ее подвиг.

После окончания войны Александра Акимова преподавала в МАИ. Умерла она 29 декабря 2012 года.

Биографии «ночных ведьм» прочно вошли в отечественную культуру. Были выпущены книги с мемуарами летчиц, им посвящали стихи, был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы».

Награды нашли и других летчиц. За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer