Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дешевые авиаперелеты уходят в прошлое


7 мая 2020 года Михаил Кувырко, Взгляд


Всемирный карантин наносит непоправимый удар по самому динамичному в недавнем прошлом сегменту рынка авиаперевозок – авиакомпаниям-дискаунтерам. Похоже, эпоха почти бесплатных авиапутешествий подходит к концу. А главное, отсутствие авиабилетов по смешным ценам будет иметь далеко идущие последствия для всего мирового рынка путешествий.

«Если социальное дистанцирование на бортах самолетов будет введено, то дешевые путешествия кончатся – вуаля», – заявил несколько дней назад гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта Александр де Жюньяк. Так он прокомментировал инициативы ряда авиакомпаний по ограничению вместимости своих воздушных судов. В частности, крупные американские перевозчики Delta и Alaska Airlines для снижения рисков встречи с коронавирусом официально объявили, что средние кресла в их самолетах будут заблокированы, а еще несколько авиакомпаний США сделали то же самое явочным порядком. В ряде стран «социальное дистанцирование» на бортах самолетов может быть внедрено административно – например, воздушные власти Таиланда уже порекомендовали авиаторам рассаживать пассажиров раздельно.

В ситуации, когда борьба с коронавирусом далека от завершения, подобные меры выглядят обоснованными. Но если «социальное дистанцирование» сохранится и после того, как вирус будет в целом побежден, для многих перевозчиков это может стать приговором.

С наиболее резкой критикой блокирования среднего кресла уже выступил Майкл О'Лири – глава ирландской авиакомпании Ryanair, крупнейшего европейского дискаунтера, парк которого насчитывает почти 300 самолетов. Удар, полученный компанией, был ошеломительным: в апреле она выполнила всего 600 рейсов вместо запланированных 75,5 тыс., перевезя около 40 тыс. пассажиров, тогда как за тот же месяц прошлого года Ryanair и ее австрийская «дочка» Lauda обслужили 13,5 млн пассажиров. Поэтому Лири был категоричен, назвав «социальное дистанцирование» на борту нонсенсом. Если правительство Ирландии, добавил он, попросит авиакомпании не продавать билеты на средние кресла, то пусть само платит за них – иначе Ryanair будет проще вообще прекратить полеты.

С точки зрения комфорта в полете средние кресла – наименее предпочтительный вариант для пассажиров, особенно путешествующих в одиночку или имеющих лишний вес, однако именно такая конфигурация салона позволяла авиакомпаниям добиваться максимальной операционной и финансовой эффективности. Согласно прошлогодним данным Управления транспортной статистики США, за последние 25 лет средняя стоимость авиабилетов в стране снизилась на 27%, а средняя загрузка кресел авиакомпаний в 2019 году превысила 85% – это наивысший показатель за все время наблюдений.

При этом у дискаунтеров загрузка на практике обычно приближается к стопроцентной, тогда как «классические» авиакомпании могут позволить себе «возить воздух». Их бизнес-модель ориентирована на более состоятельных путешественников, готовых переплачивать за ряд включенных в стоимость билета услуг, которыми они могут и не воспользоваться – например, перевозку большого объема багажа.

Если в начале нынешнего столетия дискаунтеры воспринимались как некая экспериментальная бизнес-модель, то в прошлом году в десятке крупнейших авиаперевозчиков Европы числились уже пять лоукостеров. Среди них – уже упомянутый Ryanair, наконец опередивший по количеству пассажиров ветерана рынка Lufthansa Group (152,4 млн против 145,2 млн пассажиров в 2019 году), британский EasyJet, венгерский WizzAir, бюджетная авиакомпания Norwegian и турецкий Pegasus. Кроме того, собственные дискаунтеры стали появляться и у «классических» перевозчиков – в качестве характерного примера можно привести авиакомпанию «Победа», которая вносит немалую лепту в рост пассажиропотока группы «Аэрофлот».

Дискаунтеры оказались революционным феноменом не только в сфере авиаперевозок, но и на рынке туристических услуг в целом.

Возможность часто летать по смешным ценам и открытые границы между странами Евросоюза быстро сформировали популярную модель спонтанных путешествий, на которую стали ориентироваться многие города, принимавшие рейсы бюджетных авиакомпаний. В результате за рядом европейских столиц (например, Вильнюсом и Ригой) быстро закрепилась репутация центров алкогольного туризма.

Стремительные трансформации рынка путешествий под напором экспансии авиадискаунтеров вызывали восторг далеко не во всех городах Европы. Летом 2017 года жители крупнейших туристических центров Евросоюза – Барселоны, Рима, Венеции и Дубровника – организовали массовые акции против туристов, потребовав от них «валить домой». Недовольство граждан подогревалось не только растущим количеством гостей, но и качеством той публики, которая благодаря дешевым авиаперелетам и возможности снять за бесценок жилье через AirBnB хлынула в исторические города. Вместо хорошо знакомого турпотока – респектабельных платежеспособных представителей среднего класса – города средиземноморской Европы получили толпу, для которой культурные ценности занимают в отдыхе минимальное место.

Теперь эта модель путешествий может стремительно уйти в прошлое. И проблемы дискаунтеров могут сыграть здесь едва ли не большую роль, чем временные ограничения на передвижения в границах Евросоюза.

Конец воздушной халявы   

Когда коронавирусный кризис только начинался, у многих часто летающих пассажиров были ожидания, что после того, как карантинные ограничения будут сняты, авиакомпании сразу же предложат выгодные цены на билеты, чтобы быстро вернуть аудиторию. Однако пошел уже второй месяц простоя, победа над пандемией по-прежнему под вопросом, а ряд перевозчиков уже повысили цены.

В этом можно легко убедиться, обратившись к порталам – консолидаторам авиабилетов. Например, по данным ресурса Skyscanner, стоимость билетов по маршруту Москва – Санкт-Петербург с вылетом 11 мая начинается от 4422 рублей, Москва – Краснодар – от 5676 рублей, Москва – Екатеринбург – от 6271 рубля и т. д. Иными словами, пассажирам предложены тарифы, существенные даже по докризисным меркам, и невзирая на то, что избытка желающих летать сейчас не наблюдается.

В определенной степени подобные цены можно объяснить отсутствием такого фактора, как сильно влиявшая на тарифы других перевозчиков авиакомпания «Победа» – российский дискаунтер еще в конце марта приостановил все полеты до 31 мая. Однако проблема заключается в том, что в новых реалиях рынка наибольший удар могут принять на себя именно дискаунтеры – так что еще неизвестно, будут ли дешевые билеты доступны в принципе в каком-то обозримом будущем.  

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров приводит ряд аргументов в пользу гипотезы, что авиабилеты теперь будут только дорожать. Начать хотя бы с мер «социального дистанцирования»: если авиакомпаниям действительно будет предписано убрать средние кресла, то дискаунтеры смогут заполнять только 70% салона, что неизбежно приведет к повышению их тарифов. На рынок будет оказывать негативное давление общее снижение доходов пассажиров. Платежеспособный спрос, по мнению Гусарова, вместе со всей мировой экономикой после завершения кризиса может вернуться на уровень нулевых, а то и девяностых годов. Для лоукостеров это будет означать сокращение маршрутной сети.

Не исключено, что в отдельных странах правительства еще и помогут национальным перевозчикам избавиться от конкурентов-дискаунтеров.

По такому сценарию развивается ситуация в Аргентине, где власти запретили все коммерческие полеты и продажу авиабилетов до 1 сентября. После чего руководство бюджетных перевозчиков JetSMART и Flybondi заявило, что это сделано для поддержки государственной авиакомпании Aerolineas Argentinas, с которой они до недавнего времени успешно соперничали на рынке.

Все это неизбежно отразится и на рынке путешествий в целом. «Социальные и потребительские модели до недавнего времени строились на постоянной оптимизации. Те же авиакомпании уплотняли пассажирский салон, сокращали рацион питания на борту и т. д. Более того, модель лоукостеров, предлагающих и доводящих услуги до субминимального уровня удобств, представлялась наиболее перспективной бизнес-моделью массовых авиаперевозок. Растущие нормы прибыли при невозможности расширения рынка компенсировались за счет потребителя», – отмечает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин. Однако пандемия коронавируса, по его мнению, обнуляет эту модель.

Возможно, предполагает эксперт, вместо «социального дистанцирования» будут приняты некие компромиссные меры вроде обязательного тестирования при посадке на борт, ношения масок в салоне, кварцевания и т. д. Однако это лишь повлечет за собой новые проблемы, поскольку задачи по приспособлению самолетов и других коммерческих пространств под новые санитарные требования еще предстоит сформулировать, а это означает, что потребуются новые решения и во многих смежных сферах (например, в дизайне), которые полностью «заточены» под старую модель.

В том, что выход из кризиса растянется на несколько лет, не сомневаются и ведущие авиапроизводители.

На днях глава европейского концерна Airbus Гильом Фори предупредил, что авиаиндустрии может потребоваться от трех до пяти лет для возвращения на уровень, предшествовавший кризису. Это заявление прозвучало после того, как крупнейший заказчик Airbus – компания British Airways – объявил о планах сократить 12 тыс. рабочих мест.

За первые три месяца этого года Airbus из-за карантинных ограничений уже не смог доставить своим покупателям более 60 самолетов, а в дальнейшем концерн ожидает рост отказов от новых приобретений. Тот же Ryanair уже обсуждает с Boeing сокращение поставок новой техники в ближайшие два года, ожидая убыток в 100 млн евро в первом квартале и дальнейшие потери во втором. Восстановление спроса со стороны пассажиров крупнейший дискаунтер относит как минимум к лету 2022 года.

Тем временем самые популярные туристические направления Европы, где еще недавно от гостей требовали «валить домой», рассматривают разные сценарии будущего. В Испании, к примеру, подсчитывают крупные убытки – национальная федерация туризма Exceltur еще в начале апреля оценивала ущерб от карантина в 6 млрд евро, наиболее пострадавшими, по прогнозу, окажутся Балеарские острова и Каталония. В Венеции же, наоборот, обсуждаются планы перехода к «разумному туризму» – например, с помощью введения квот на количество гостей в день. Так или иначе, уже никто не сомневается в том, что рынок путешествий после того, как все это кончится, уже не будет прежним. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer