Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon


1 июня 2020 года Михаил Котов, Известия


Делать итоговые выводы до момента посадки стартовавшего 30 мая корабля Crew Dragon не стоит. Сначала надо дождаться успешного завершения миссии Demo-2. Но уже сейчас можно говорить об изменениях, которые принес в мировую космонавтику старт частного пилотируемого корабля. Незатронутыми останутся только страны без космической программы, а также Китай и Индия, выбравшие в мировой космонавтике «свой путь». Для всех остальных этот запуск принесет очень много перемен. Подробности — в материале «Известий».

США — NASA

Административные и прочие непроизводственные расходы NASA уже давно превысили 50%, а по некоторым проектам приближаются к трем четвертям от общей суммы (72% бюджета в случае с программой создания сверхтяжелой ракеты SLS).

Дыры такого масштаба в проектах не заткнуть даже при финансовых возможностях правительства США, и потому управление переходит к новой стратегии, в рамках которой заказываются и покупаются не отдельные ракеты и корабли, а «услуги» в целом. SpaceX и Boeing в рамках программы Commercial Crew Program по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию предоставляют именно услугу по доставке астронавтов.

NASA покупает услуги по доставке и при этом контролирует и сертифицирует, как это будет реализовано. Ракета, пилотируемый космический корабль, система аварийного спасения, скафандры — всё это проходит через систему проверок и тестов. Плюс такой системы для NASA в том, что оно берет на себя именно административную и контролирующую функцию, оставляя исполнителю разработку, производство, логистику и технические решения.

При этом NASA имеет возможность разрешить или запретить какие-то вещи на уже готовых образцах. Например, пока по желанию NASA сертифицированные для многоразовых полетов космические корабли Crew Dragon будут использоваться лишь один раз, а посадка будет осуществляться только на парашютах, без включения двигателей мягкой посадки перед самым приземлением. Понятно, что эти решения продиктованы желанием обеспечить дополнительную безопасность при использовании малопроверенного оборудования.

Удачный запуск и стыковка с МКС дали NASA существенные козыри. Восстановлена независимость США от России в вопросах доставки астронавтов на орбиту, пусть и на несколько лет позже, чем предполагалось изначально, о чем предпочитают не вспоминать поклонники Илона Маска. Кроме того, NASA показало, что курс на покупку «услуг» у подрядчиков оказался верным. Теперь в течение ближайшего года-двух NASA завершит сертификацию варианта от Boeing (космический корабль CST-100 Starliner плюс ракета-носитель Atlas-5) и запишет программу Commercial Crew Program в свои достижения.

США — SpaceX

Для Илона Маска этот запуск стал своеобразным «экзаменом» на возможность отправки в космос пилотируемых миссий. Например, теперь можно переходить к давно анонсированному космическому туризму. В феврале 2020 года компания Илона Маска вступила в партнерство с американским космическим туроператором Space Adventures, чтобы осуществить туристический полет за $100 млн не позднее 2022 года.

Предполагается, что Crew Dragon с четырьмя астротуристами на борту совершит полет без захода на МКС, продолжительностью около пяти суток. Во время полета корабль сделает один-два витка, достигнув высоты около 800 км над поверхностью Земли, что в два раза выше чем орбита МКС. Вернувшиеся туристы станут первыми в истории человечества коммерческими путешественниками, так далеко оторвавшимися от Земли.

Естественно, это открывает компании SpaceX доступ к другим проектам и тендерам для NASA. Скорее всего, уже в ближайшее время Илон Маск на правах руководителя компании, отправляющей американских астронавтов на МКС, предложит новые варианты участия SpaceX в лунной программе «Артемида» и параллельному ей проекту станции LOP-G. Тем более, пока со сверхтяжелой ракетой SLS от Boeing у NASA только проблемы.

Отдельно нужно отметить, что этот запуск, хотя он и проведен на деньги и под контролем NASA, стал первым в истории космонавтики, выполненным коммерческой компанией с использованием своей ракеты и космического корабля. И Boeing, и McDonnell Douglas, конечно, также являются частными корпорациями, но их работа заключалась в выполнении отдельных заданий для американской космонавтики. SpaceX обеспечивает полный цикл, от старта до приземления.

США — Boeing

Да, Boeing проиграл Commercial Crew Program, в которой считался несомненным лидером. Крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация не смогла угнаться за наглым новичком. Несомненно, это нанесет еще один удар по компании, и так в последние два года вошедшей в коммерческое и репутационное пике.

Из успешно завершенных космических проектов Boeing может похвастаться пока только пилотируемым кораблем, создаваемым специально для лунных миссий. Сверхтяжелая ракета-носитель SLS постоянно переносится по срокам вправо, а отчеты NASA показывают, что дело не только во времени — у разработки очень много технологических проблем. Если их не получится решить в ближайшее время, то лунную программу NASA ждет серьезный пересмотр, а Boeing, скорее всего, будет назначен крайним в срыве всей миссии.

Что теперь корпорация будет делать с космическим кораблем CST-100 Starliner? Доделывать, и не спеша — гонка проиграна, торопиться уже некуда. Глава NASA Джим Брайденстайн заявил, что испытания корабля поставлены на конец 2020 года. В случае успешного их завершения, NASA наверняка будет хотя бы иногда ставить Boeing в расписание доставки, чтобы поддерживать оба варианта. Но время упущено, и к моменту возможного начала использования «Старлайнера» Маск будет уже далеко впереди.

Россия — «Роскосмос»

Никто не спорит с тем, что российской космонавтике ситуация последних девяти лет была гораздо удобнее. Возможность возить американских астронавтов на «Союзах», использовать эту монополию как козырь на переговорах и получать серьезные деньги была чрезвычайно выгодной. При этом все понимали, что бесконечно эта ситуация не продлится, и США будут стремиться восстановить статус-кво.

Во время последних запусков цена за одно место поднималась до $95 млн. В год мы запускали примерно четыре-пять американских астронавтов. Четыреста с лишним миллионов долларов — это очень серьезные деньги в нынешней ситуации.

Критично ли это? На самом деле, нет. Очень неприятно, болезненно, но не фатально. «Роскосмосу» придется потрудиться, чтобы заткнуть образовавшиеся в бюджете дыры. Одна из реальных возможностей — это космический туризм с посещением Международной космической станции. Уже сейчас стало известно, что «с учетом заявок желающих на осуществление своей мечты «Роскосмос» заказал изготовление дополнительно двух кораблей «Союз».

Космические туристы, конечно, не позволят полностью ликвидировать финансовый разрыв, образовавшийся после ухода американцев, но могут сгладить его. Как бы то ни было, «Роскосмос» уже сообщил о запланированных в этом году испытаниях двух новых ракет.

Возможно, «Роскосмос» сможет обмениваться местами на «Союзах» с американцами. Такая практика уже существовала, когда к Международной космической станции одновременно летали «Союзы» и «Шаттлы». Как это будет происходить сейчас, пока непонятно. Скорее всего, переговоры начнутся уже в ближайшее время.



комментарии (0):











Материалы рубрики


Московский авиационный институт
"Развитие технологий ставит новые вызовы": ректор МАИ о подготовке кадров для авиастроения
Артём Кореняко, Георгий Тадтаев
РБК
"Россия" предложила премии экипажам после сообщений о забастовке
Инна Сидоркова
РБК
"Вертолеты России" на фоне падения выручки заинтересовались дронами

Роскосмос
Россия показывает новые возможности управления в дальнем космосе

De facto
После реконструкции Воронежского аэропорта число рейсов из него может увеличиться
Валерия Маганова
Общественное телевидение России
"Задача государства и желание авиакомпаний – стимулировать полеты граждан". Как семейные тарифы на авиаперелеты повлияют на экономику России?
Ольга Божьева
MK.ru
Эксперт оценил решение Минтруда о расширении «женских» профессий в авиации
Максим Купинов
Военно-промышленный курьер
Слабое место "Пешки" - бомбардировщика Пе-2



Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Гончая" нового века
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Дайте власть конструктору
Михаил Котов
ТАСС
Влияние "Науки". Как проблемы со стыковкой модуля сказались на земной космонавтике
Максим Талавринов, Евгения Перцева
Известия
Под больным вопросом: почему на рейсы "дочки" "Аэрофлота" не пришли бортпроводники
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Воздушная подмога: калининградскую авиагруппу ждет большая проверка

Ростех
Ту-134: небесный "стиляга"
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Топливо исчезло на лету
Вера Костамо
ТАСС
Тайны номера на металле: как на Камчатке ищут потерянные в войну самолеты
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Капитальный апгрейд: Минобороны начало обновление Су-30СМ

ТАСС
Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

ТАСС
Как авиация МЧС России тушила пожары за рубежом
Ольга Коленцова
Известия
Сожгли по полной: почему включились двигатели на модуле "Наука"
Дарья Крылова
Общественная служба новостей
Перекладывают ответственность: Авиаэксперт о заявлении Нанкина про зараженных на рейсе из Москвы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Superjet-100 подготовил техническую базу для триумфа МС-21
Сергей Аксенов
СвободнаяПресса
Триумф русских огнеборцев: Горящая Турция молится на Бе-200
Алексей Анпилогов
Взгляд
Российский модуль проявил самодеятельность на орбите
Иван Якунин
КоммерсантЪ
МКС подправили орбиту
Сергей Кузнецов
N+1
Куда ты, "Наука"? Почему российский модуль пытался улететь с МКС
Ольга Коленцова
Известия
Подняли "Науку": российский модуль успешно пристыковался к МКС

Роскосмос
Памяти Олега Дмитриевича Бакланова
Олег Пантелеев
Известия
Высокие ставки на низкие издержки

ТАСС
Биография Олега Бакланова
Максим Талавринов
Известия
Бюджетный пилотаж: что известно о новом российском лоукостере
Владимир Расулов
КоммерсантЪ
S7 залетит к лоукостерам

ТАСС
Эксперт считает, что лоукостер S7 вряд ли будет конкурировать с "Победой" на первом этапе

ТАСС
Что известно о новом российском лоукостере от S7 Group
Максим Талавринов
Известия
Воздушный Шарм: на курорты Египта может полететь только "дочка" "Аэрофлота"
Илья Сизов
КоммерсантЪ
Джефф Безос замахнулся на Луну
Михаил Котов
ТАСС
Наука космических масштабов: каковы плоды исследований на МКС
Николай Гуляев
Взгляд
"Су-57 для бедных" ставит авиапром в рискованное положение
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
На МАКС-2021 впервые показан экспортный СУ-57
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
В работе МАКС-2021 приняли участие 290 зарубежных организаций из 55 стран
Инна Сидоркова, Дмитрий Серков
РБК
МВД возбудило дело о хищениях в Центре подготовки космонавтов
Наталья Ильина
Известия
Ракетный развод: появилась схема мошенничества с инвестициями в "Роскосмос"
Анна Никитина
КоммерсантЪ
"Самолету Судного дня" построят замену

Business FM
Як-40 продемонстрировал возможности полета на электродвигателе во время МАКС
Николай Гуляев
Взгляд
«Суперджет» стоит на пороге перерождения
Анастасия Ляликова
Forbes
"Это настоящий дом в небе": миллиардер Авдолян купил один из самых больших бизнес-джетов в мире
Сергей Андреев
LIFE
"Боингу" и "Эйрбасу" придётся подвинуться: Пилот МС-21 раскрыл главный секрет российского авиалайнера

Министерство оброны Российской Федерации
В День Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге и Кронштадте состоялся пятый Главный военно-морской парад
Антон Лавров, Алексей Рамм, Анна Черепанова
Известия
Воздушное оснащение: какие новинки показали на МАКС-2021
Михаил Козачков
Время
Пассажир без паспорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer