Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon


1 июня 2020 года Михаил Котов, Известия


Делать итоговые выводы до момента посадки стартовавшего 30 мая корабля Crew Dragon не стоит. Сначала надо дождаться успешного завершения миссии Demo-2. Но уже сейчас можно говорить об изменениях, которые принес в мировую космонавтику старт частного пилотируемого корабля. Незатронутыми останутся только страны без космической программы, а также Китай и Индия, выбравшие в мировой космонавтике «свой путь». Для всех остальных этот запуск принесет очень много перемен. Подробности — в материале «Известий».

США — NASA

Административные и прочие непроизводственные расходы NASA уже давно превысили 50%, а по некоторым проектам приближаются к трем четвертям от общей суммы (72% бюджета в случае с программой создания сверхтяжелой ракеты SLS).

Дыры такого масштаба в проектах не заткнуть даже при финансовых возможностях правительства США, и потому управление переходит к новой стратегии, в рамках которой заказываются и покупаются не отдельные ракеты и корабли, а «услуги» в целом. SpaceX и Boeing в рамках программы Commercial Crew Program по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию предоставляют именно услугу по доставке астронавтов.

NASA покупает услуги по доставке и при этом контролирует и сертифицирует, как это будет реализовано. Ракета, пилотируемый космический корабль, система аварийного спасения, скафандры — всё это проходит через систему проверок и тестов. Плюс такой системы для NASA в том, что оно берет на себя именно административную и контролирующую функцию, оставляя исполнителю разработку, производство, логистику и технические решения.

При этом NASA имеет возможность разрешить или запретить какие-то вещи на уже готовых образцах. Например, пока по желанию NASA сертифицированные для многоразовых полетов космические корабли Crew Dragon будут использоваться лишь один раз, а посадка будет осуществляться только на парашютах, без включения двигателей мягкой посадки перед самым приземлением. Понятно, что эти решения продиктованы желанием обеспечить дополнительную безопасность при использовании малопроверенного оборудования.

Удачный запуск и стыковка с МКС дали NASA существенные козыри. Восстановлена независимость США от России в вопросах доставки астронавтов на орбиту, пусть и на несколько лет позже, чем предполагалось изначально, о чем предпочитают не вспоминать поклонники Илона Маска. Кроме того, NASA показало, что курс на покупку «услуг» у подрядчиков оказался верным. Теперь в течение ближайшего года-двух NASA завершит сертификацию варианта от Boeing (космический корабль CST-100 Starliner плюс ракета-носитель Atlas-5) и запишет программу Commercial Crew Program в свои достижения.

США — SpaceX

Для Илона Маска этот запуск стал своеобразным «экзаменом» на возможность отправки в космос пилотируемых миссий. Например, теперь можно переходить к давно анонсированному космическому туризму. В феврале 2020 года компания Илона Маска вступила в партнерство с американским космическим туроператором Space Adventures, чтобы осуществить туристический полет за $100 млн не позднее 2022 года.

Предполагается, что Crew Dragon с четырьмя астротуристами на борту совершит полет без захода на МКС, продолжительностью около пяти суток. Во время полета корабль сделает один-два витка, достигнув высоты около 800 км над поверхностью Земли, что в два раза выше чем орбита МКС. Вернувшиеся туристы станут первыми в истории человечества коммерческими путешественниками, так далеко оторвавшимися от Земли.

Естественно, это открывает компании SpaceX доступ к другим проектам и тендерам для NASA. Скорее всего, уже в ближайшее время Илон Маск на правах руководителя компании, отправляющей американских астронавтов на МКС, предложит новые варианты участия SpaceX в лунной программе «Артемида» и параллельному ей проекту станции LOP-G. Тем более, пока со сверхтяжелой ракетой SLS от Boeing у NASA только проблемы.

Отдельно нужно отметить, что этот запуск, хотя он и проведен на деньги и под контролем NASA, стал первым в истории космонавтики, выполненным коммерческой компанией с использованием своей ракеты и космического корабля. И Boeing, и McDonnell Douglas, конечно, также являются частными корпорациями, но их работа заключалась в выполнении отдельных заданий для американской космонавтики. SpaceX обеспечивает полный цикл, от старта до приземления.

США — Boeing

Да, Boeing проиграл Commercial Crew Program, в которой считался несомненным лидером. Крупнейшая в мире аэрокосмическая корпорация не смогла угнаться за наглым новичком. Несомненно, это нанесет еще один удар по компании, и так в последние два года вошедшей в коммерческое и репутационное пике.

Из успешно завершенных космических проектов Boeing может похвастаться пока только пилотируемым кораблем, создаваемым специально для лунных миссий. Сверхтяжелая ракета-носитель SLS постоянно переносится по срокам вправо, а отчеты NASA показывают, что дело не только во времени — у разработки очень много технологических проблем. Если их не получится решить в ближайшее время, то лунную программу NASA ждет серьезный пересмотр, а Boeing, скорее всего, будет назначен крайним в срыве всей миссии.

Что теперь корпорация будет делать с космическим кораблем CST-100 Starliner? Доделывать, и не спеша — гонка проиграна, торопиться уже некуда. Глава NASA Джим Брайденстайн заявил, что испытания корабля поставлены на конец 2020 года. В случае успешного их завершения, NASA наверняка будет хотя бы иногда ставить Boeing в расписание доставки, чтобы поддерживать оба варианта. Но время упущено, и к моменту возможного начала использования «Старлайнера» Маск будет уже далеко впереди.

Россия — «Роскосмос»

Никто не спорит с тем, что российской космонавтике ситуация последних девяти лет была гораздо удобнее. Возможность возить американских астронавтов на «Союзах», использовать эту монополию как козырь на переговорах и получать серьезные деньги была чрезвычайно выгодной. При этом все понимали, что бесконечно эта ситуация не продлится, и США будут стремиться восстановить статус-кво.

Во время последних запусков цена за одно место поднималась до $95 млн. В год мы запускали примерно четыре-пять американских астронавтов. Четыреста с лишним миллионов долларов — это очень серьезные деньги в нынешней ситуации.

Критично ли это? На самом деле, нет. Очень неприятно, болезненно, но не фатально. «Роскосмосу» придется потрудиться, чтобы заткнуть образовавшиеся в бюджете дыры. Одна из реальных возможностей — это космический туризм с посещением Международной космической станции. Уже сейчас стало известно, что «с учетом заявок желающих на осуществление своей мечты «Роскосмос» заказал изготовление дополнительно двух кораблей «Союз».

Космические туристы, конечно, не позволят полностью ликвидировать финансовый разрыв, образовавшийся после ухода американцев, но могут сгладить его. Как бы то ни было, «Роскосмос» уже сообщил о запланированных в этом году испытаниях двух новых ракет.

Возможно, «Роскосмос» сможет обмениваться местами на «Союзах» с американцами. Такая практика уже существовала, когда к Международной космической станции одновременно летали «Союзы» и «Шаттлы». Как это будет происходить сейчас, пока непонятно. Скорее всего, переговоры начнутся уже в ближайшее время.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider



Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer