Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тяжелые беспилотники нацелили на рынок


16 июня 2020 года Елена Черненко, КоммерсантЪ


Совет национальной безопасности США собирается 16 июня одобрить предложение ряда американских ведомств о пересмотре обязательств страны в рамках режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Вашингтон хочет вывести из ограничительного списка РКРТ тяжелые ударные и разведывательные беспилотники, что позволит американским компаниям поставлять их в том числе и в «нестабильные» страны. В России предупреждают, что такой шаг существенно навредит режиму нераспространения. Однако этот аргумент на администрацию Дональда Трампа вряд ли подействует: США хотят потеснить конкурентов на быстрорастущем многомиллиардном рынке вооружений.

Администрация Дональда Трампа продолжает избавляться от обязанностей и ограничений, наложенных на США в рамках международных договоренностей в самых разных сферах. Едва ли не стремительнее всего это происходит в области нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями. При действующем президенте Вашингтон вышел из иранской ядерной сделки и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, объявил об отсутствии планов добиваться ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, инициировал процесс выхода из Договора по открытому небу и грозится не продлевать Договор о стратегических наступательных вооружениях. А во вторник в Белом доме, как сообщило агентство Reuters, оформят решение о пересмотре подходов США к РКРТ.

Режим контроля за ракетными технологиями — это неформальное объединение 35 стран, договорившихся о совместных «ответственных» подходах к экспорту ракетных вооружений и технологий. Оно было основано в 1987 году семью западными странами, Россия к нему присоединилась в 1995 году. В рамках принятых в соответствии с РКРТ договоренностей страны придерживаются определенных ограничений на экспорт вооружений и технологий, обмениваются информацией и координируют свою национальную лицензионную деятельность. По данным Reuters, в администрации Дональда Трампа с 2017 года вынашивают планы по пересмотру участия США в этом режиме.

Активнее всех снятие с США части ограничений лоббирует военно-промышленный комплекс.

Прежде всего бизнес просит вывести из категории I, существенно ограничивающей возможности передачи другим странам, ракеты с максимальной дальностью 300 км и более при весе полезной нагрузки 500 кг и более, а также тяжелые ударные и разведывательные беспилотники.
Речь идет о дронах, чья скорость не превышает 800 км/ч. Ранее такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания и Румыния, проявляли интерес к закупке американских беспилотников, однако РКРТ делал подобные сделки невозможными. Продавать их США ранее могли лишь своим ближайшим союзникам—членам РКРТ: Великобритании, Франции и Австралии.

В отсутствие конкуренции со стороны США другие производители тяжелых дронов, прежде всего Китай и Израиль, не являющиеся членами РКРТ, хотя и обещавшие соблюдать его положения, фактически поделили между собой этот перспективный рынок. Между тем, по прогнозу американских экспертов, к 2029 году его годовой объем вырастет до $20 млрд с нынешних $15,8 млрд.

От вывода из категории I тяжелых дронов выиграют прежде всего такие гиганты военно-промышленного комплекса США, как Northrop Grumman Corp. (производитель Global Hawk) и General Atomics Aeronautical Systems Inc. (производит Reaper, при помощи которого США в январе ликвидировали иранского генерала Касема Сулеймани). Власти уже оповестили их о грядущих переменах.

Новая интерпретация РКРТ уже одобрена Пентагоном, а также министерствами торговли, энергетики, юстиции и внутренних дел. Госдепартамент, как ожидается, первую сделку по новым правилам одобрит уже этим летом.
Директор администрации по вопросам безопасности оборонных технологий Пентагона Хайди Грант не прокомментировала журналистам информацию о намерении США изменить свой подход к РКРТ. В то же время она подтвердила, что США хотели бы увеличить свою долю на рынке беспилотников. «Если мы не отреагируем на растущие потребности, то выстрелим себе в ногу»,— сказала она.

В Москве к планам Вашингтона относятся отрицательно. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сказал агентству «РИА Новости», что вывод американцами тяжелых беспилотников из контрольного списка РКРТ станет серьезным ударом по соглашению, хотя пока речи о полном выходе США из этого режима не идет. Он отметил, что «позиция России в отношении этой идеи отрицательная, американцам об этом хорошо известно».

Между тем в 2021–2022 годах Россия должна принять на себя председательство в РКРТ. «И вряд ли Москва будет безучастно наблюдать за односторонним подходом к изменению если не содержания, то толкования положений очередного многостороннего режима, и, вероятно, у России в этом найдутся в том числе и европейские союзники»,— предположил в беседе с “Ъ” научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. В то же время эксперт отмечает, что распространение тяжелых разведывательных и ударных дронов — это уже реальность.

«Нельзя сказать, что они радикально меняют картину вооруженного противоборства, но в целом получение таких систем способствует наращиванию возможностей бесконтактной войны и при этом снижает издержки эскалации. Как в смысле самого нанесения точечных ударов без применения пилотируемой авиации, так и в контексте последствий потери таких систем»,— поясняет Дмитрий Стефанович.

При этом он не исключает, что действия американцев позволят активизировать работу по «управляемому» уточнению руководящих принципов РКРТ на основе консенсуса, чтобы, например, в перспективе создать условия для экспорта российских крылатых ракет с дальностью, превышающей 300 км.

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин, в свою очередь, отмечает, что отход США от универсальных подходов к РКРТ станет «еще одним шагом к подрыву ими основ глобальных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями». «Они себя здесь ведут просто как слон в посудной лавке. Снимая с себя часть обязательств по РКРТ, они в будущем не будут иметь никакого морального права давить на тех, кто распространяет соответствующие технологии,— говорит собеседник “Ъ”.— А между тем именно эти технологии сейчас активнее всего осваивают террористы и иные несистемные акторы. Так, например, представители Пентагона сами жалуются, что американские войска в Сирии подвергаются атакам с дронов, и неясно, кто ими управляет». По мнению эксперта, «выстрелят себе в ногу американцы, именно если пересмотрят свой подход к режиму ракетного распространения».



комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer