Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"


19 июня 2020 года Инна Сидоркова, РБК


Коммерческая эксплуатация космодрома «Морской старт» без якорного госзаказчика невозможна, считает корпорация «Энергия», его бывший владелец. Сейчас проект принадлежит S7, но его новым владельцем может стать «Росатом»

Из-за введенных Министерством обороны США ограничений любое сотрудничество иностранных компаний с собственником космодрома «Морской старт» начиная с 2023 года становится невозможным. При таких обстоятельствах его владелец будет вынужден ориентироваться исключительно на внутренние потребности России по запуску космических аппаратов, в частности на Федеральную космическую программу.

Об этом говорится в письме врио гендиректора «Энергии» Игоря Озара, направленном Сергею Савельеву, заместителю гендиректора госкорпорации «Роскосмос» (владелец контрольного пакета «Энергии») по международному сотрудничеству, от 16 июня (копия есть в распоряжении РБК, подлинность переписки подтвердил источник в «Энергии»). В «Роскосмосе» РБК сообщили, что «не комментируют служебную переписку».

Корпорация «Энергия» владела «Морским стартом» с 2010 по 2018 год, затем проект выкупила авиакомпания S7. Но текущий собственник проект заморозил в том числе из-за высокой стоимости. Недавно стало известно о возможной покупке космодрома госкорпорацией «Росатом».

Почему не удалось загрузить мощности «Морского старта» и удастся ли это сделать потенциальному новому собственнику, разбирался РБК.

Что такое «Морской старт»

Проект по запуску собираемых на Украине из российских комплектующих ракет-носителей «Зенит» — «Морской старт» — создан в 1995 году. Стартовая площадка базировалась в акватории Тихого океана вблизи кораллового Острова Рождества. Учредителями изначально были американская корпорация Boeing (40%), «Энергия» (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (сейчас — Aker Solutions, 20%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%).

В эксплуатации ракетно-космический комплекс «Морской старт» находится с 1998 года. За период действия проекта с космодрома было произведено 36 запусков, в том числе 32 успешных, один частично успешный и три неудачных. В 2014 году на фоне конфликта с Украиной пуски с космодрома были приостановлены.

За время существования «Морского старта» у проекта несколько раз сменялись владельцы. Текущий владелец — S7 Владислава Филева.

Почему иностранцам нельзя работать с «Морским стартом»

Ограничения Министерства обороны США действуют с мая 2019 года. Так, с 1 января 2023 года Пентагон не может заключать контракты на коммерческие спутниковые услуги с иностранным юридическим лицом, если заключение такого контракта «создаст неприемлемый риск кибербезопасности» страны. Определение иностранной компании, которая «создает риск» для Пентагона, сформулировано таким образом, что под него подпадают все компании, которые зарегистрированы в России или осуществляют вывод своих спутников на российских ракетах.

Главным вопросом, определяющим возможность реализации коммерческого космического проекта, является объем заказов, напомнил в своем письме Озар. В связи с введенными США ограничениями без «якорного госзаказчика» обеспечить существование космодрома невозможно.

«При этом необходимо будет осуществить единую координация запусков различных комплексов с различных космодромов так, чтобы хотя бы два-три пуска для российского госзаказчика приходились на «Морской старт», — пишет глава «Энергии». В противном случае «коммерческая эксплуатация комплекса нецелесообразна», подчеркнул он.

По мнению Озара, возможно альтернативное использование плавучего космодрома — на нем могут резервироваться запуски РН «Протон» и непилотируемые пуски РН «Союз-5» и «Ангара-А5». Впрочем, «Союз-5» еще не создан, а «Ангара-А5» проходит летно-конструкторские испытания.

Почему «Морской старт» был убыточным

В 2010 году по решению суда Energia Overseas Limited — дочерняя компания корпорации «Энергия» — получила 95% акций «Морского старта». Но вскоре компания столкнулась с проблемой поиска западных заказчиков для плавучего космодрома.

Основная часть пусков (30 из 36) была выполнена до покупки «Морского старта» «Энергией». Остальные шесть пусков, совершенные с 2010 по 2014 год, — это выполнение старых обязательств, новых заказов не было. Источник РБК, работавший тогда над проектом, называл отсутствие заказов «провалом менеджмента» — управляющие неудовлетворительно вели переговоры с иностранными заказчиками.

Основная проблема заключалась в том, что «Роскосмос» никогда не считал плавучий космодром «своим», рассказывал РБК источник, близкий к бывшему руководству «Энергии».

Параллельно с «Морским стартом» в 1995 году была зарегистрирована еще одна международная компания — International Launch Services (ILS) для предоставления коммерческих пусковых услуг с помощью ракет «Протон» и «Ангара». Ее совладельцы — «Энергия» и американская корпорация Lockheed Corporation, но контрольный пакет принадлежит Центру им. Хруничева (предприятие «Роскосмоса»). «Если бы после того, как плавучий космодром стал полностью российским, «Роскосмос» помогал с заказами не только ILS, но и компании — владельцу «Морского старта», то у созданной в 2002 году Илоном Маском компании SpaceX не было бы шансов закрепиться на рынке пусковых услуг», — уверен источник РБК.

«Роскосмос», напротив, стимулировал конкуренцию между своими проектами, добавил он. «Американская «дочка» Хруничева себе в убыток демпинговала, но зато перетягивала заказы «Морского старта» на себя. В итоге оба проекта «Роскосмоса» оказались в плачевном состоянии», — говорит он.

В апреле 2018-го владельцем космодрома стала «дочка» S7 — S7 Space. Компания рассчитывала заработать на коммерческих запусках. Источник РБК из окружения владельца S7 Владислава Филева рассказывал, что прежде чем купить «Морской старт», он выдвинул «Роскосмосу» несколько условий: разрешить поставку комплектующих на Украину и пускать с космодрома 12 ракет «Зенит». Но после смены руководства «Роскосмоса» (Игоря Комарова в мае 2018 года сменил Дмитрий Рогозин. — РБК) об этих договоренностях «забыли», говорил собеседник РБК.

В марте 2020 года сборочно-командное судно плавучего космодрома «Морской старт» Sea Launch Commander прибыло в порт Славянка в Приморском крае. Но уже в конце апреля 2020 года Филев заявил о заморозке проекта. Решение продать «Морской старт» в компании объяснили крайне высокой стоимостью реализации проекта, финансовыми потерями S7 во время пандемии и необходимостью с нуля создавать береговую инфраструктуру для космодрома.

Почему «Росатом» интересуется плавучим космодромом

Письмо Озара стало ответом на просьбу Савельева (соответствующее письмо было датировано 10 июня; его копия есть в распоряжении РБК) подготовить «анализ вопросов взаимоувязки возможной коммерческой эксплуатации» плавучего космодрома «Морской старт» с реализацией «других программ пусковой деятельности с участием России». В тот же день стало известно, что S7 ведет переговоры с дочерней структурой «Росатома» о продаже «Морского старта».

В «Росатоме» РБК сообщили, что группа внутренних и привлеченных экспертов видит серьезный потенциал в развитии проекта не только в закрытии собственных потребностей «Росатома» в Арктике, но и в коммерциализации услуги запуска, в том числе на международном рынке. «Понимая всю сложность и уникальность проекта «Морской старт», «Росатом» анализирует возможности и риски проекта, но никаких официальных документов и материалов по этому поводу пока не существует», — сообщили в госкорпорации.

Как сообщало «РИА Новости» со ссылкой на свои источники, «Росатом» оценил стоимость «Морского старта» в 11 млрд руб. Это, по данным агентства, на 4,5 млрд больше, чем при его покупке группой S7. Это подтвердил источник РБК из окружения Филева. «Оценка в $150–160 млн (около 10–11 млрд руб. по текущему курсу) — это оценка руководства S7 Space всех затрат, включая авансы за ракеты и содержание компании и комплекса на 1 января 2019», — пояснил он.

При этом затраты на восстановление работоспособности комплекса «Росатом» предварительно оценил в 84 млрд руб. в ценах 2020 года, сообщало «РИА Новости» (или 91 млрд руб. с учетом прогнозируемой инфляции). В «Росатоме» эти оценки комментировать отказались.

Возглавлявший РКК «Энергия» с 2007 по 2014 год Виталий Лопота в беседе с РБК назвал их «значительно завышенными». «Создание сборочно-командного судна, центра управления стартом и полетом, стартовой платформы, всей инфраструктуры, обеспечивающей автономную реализацию ракетно-космических технологий и ракеты для «Морского старта», — все это вместе обошлось компаниям-учредителям в сумму порядка $1 млрд. Оценки только модернизации комплекса в районе 90 млрд руб. не соответствуют действительности», — уверен собеседник РБК.

Федеральная космическая программа, на которую в письме ссылается Озар, рассчитана на 2016–2025 годы. Объем ее бюджетного финансирования определен в 1,4 трлн руб. Цель программы — обеспечивать госполитику страны в области космической деятельности за счет орбитальной группировки космических аппаратов. С помощью этих аппаратов обеспечивается предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализация пилотируемой программы, создание средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем, указано на сайте «Роскосмоса».

В материалах специалистов «Росатома», на которые ссылается «РИА Новости», не уточняется, на какие цели требуются инвестиции. Сейчас у проекта «Морской старт» нет ни ракеты, ни оснащенной для функционирования береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов. Помимо этого, с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли всю иностранную технику: информационно-связное оборудование компании Boeing и пусковое оборудование украинского производства для ракеты «Зенит» от «Южмаша».

На днях глава SpaceX Илон Маск объявил, что компания намерена строить плавучие космодромы для запуска сверхтяжелых ракет к Луне и Марсу, а также для гиперзвуковых полетов на Земле. SpaceX намерена сделать полеты доступными для пассажиров, а путь из любой точки планеты в любую другую должен занимать не больше часа. По словам Маска, первые испытания начнутся уже через два-три года.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Ставок с неба не хватают
Любовь Лежнева
Известия
Ближе Восток: в Совфеде предлагают ограничить цены на билеты из ДФО
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Рейсовая каша: авиакомпании исчерпали возможности отправки туристов на Черное море
Геворг Мирзаян
Взгляд
Суд по малайзийскому Boeing подрывает антироссийскую пропаганду
Кирилл Сенин
Известия
Улетный бизнес: национальную авиакомпанию уличили в связях с ОПГ и наркоторговле
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Узкий размах: перехватчик МиГ-31 получил ракеты малой дальности Р-74М
Александра Ермакова
RT
На фоне пандемии: число сообщений о минировании аэропортов и самолётов в России снизилось в три раза
Михаил Котов
ТАСС
Уйти нельзя остаться. Перспективы МКС и РОСС при параллельном развитии



Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром
Сергей Калашников
КоммерсантЪ
Черноземье далеко не улетело
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Шарм покати: на курорты Египта могут пустить только регулярные рейсы
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
"Сухой" в достатке: Балтийский флот получит новые истребители Су-30СМ

Business FM
Российские авиакомпании попросили отложить «прописку» самолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Дипломатия истребителей
Максим Талавринов
Известия
Кейс откладывается: авиакомпании просят отложить «прописку» самолетов в России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Прибавить гиперзвук: еще один военный округ вооружат "Кинжалами"
Александр Тимохин
Взгляд
России срочно нужны военно-транспортные самолеты
Кира Деливориа
Октагон
Как авиабилеты превратились в лотерейные
Мария Васильева, Максим Талавринов
Известия
Взлеты и пандемия: чартерные рейсы в Египет могут открыться до июля
Елена Балаян, Иван Петров
Известия
Вывели с орбиты: что стоит за новым эпизодом хищений в "Роскосмосе"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Акции Utair пролетят мимо ХМАО
Александра Мерцалова, Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Грустнопассажирские рейсы
Ольга Коленцова
Известия
Повысили градус: с новой орбитальной станции космонавты увидят всю Россию
Анна Перова
КоммерсантЪ
Жесткая посадка завершится приговором
Любовь Лежнева
Известия
Для винта: в РФ подготовят программу обучения специалистов авиастроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В ожидании Египта
Елена Прошина
Рамблер
Не "Победой" единой: Зачем России новый лоукостер
Юрий Сюн, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Все, что не достроено, уже украдено
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт объяснил отмену Германией рейсов S7 из Москвы в Берлин
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Росавиация решила проблему с полетами между Россией и Германией

Российская Газета
Эксперт рассказал, как снизить себестоимость полетов в отдаленные поселки
Ксения Логинова
Известия
Назло соседу: страны Балтии пошли на обострение конфликта с Минском

Ростех
90 лет на высоте

Интерфакс
Обманутые ожидания
Максим Талавринов
Известия
Бес скидок: ФАС сочла преференции лоукостерам в аэропортах законными
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Француз не дошел до русских столиц
Виталий Чугин
ТАСС
Новые кадры старого Boeing 777: покореженный металл предстал перед судьями
Иван Корякин
КоммерсантЪ
Россия поделится небом

Ростех
Главный по «Суперджетам»
Андрей Резчиков
Взгляд
Эксперт объяснил решение России принимать авиарейсы в обход Белоруссии
Александра Мельник
Экономика сегодня
Не летают самолеты и не ходят поезда: состояние региональной авиации России
Евгений Перельчук
Business FM
Техническая проблема или политический жест? РФ не пустила к себе рейсы из Франции и Австрии, которые намеревались облететь Белоруссию
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Посадка лайнера Ryanair обернулась последствиями
Антон Лавров, Дмитрий Болтенков
Известия
Поставить на крыло: чем будут оснащать вооруженные силы в ближайшие годы
Дана Киселева
ПолитРоссия
Американской копии российского самолета предсказали неприятный сюрприз при посадке
Федотов Анатолий
Москва 24
Цены на взлет: можно ли летом выгодно слетать за рубеж
Наталья Макарова, Елена Лексина
Взгляд
За инцидент с рейсом Ryanair в Минске Запад хочет наказать Россию
Ольга Самофалова
Взгляд
Украина может стать главным карателем Белоруссии
Наталья Макарова
Взгляд
Авиаэксперт оценил обвинения в адрес Белоруссии в нарушении Чикагской конвенции
Екатерина Андронова, Ольга Назаркина
360
Ограничение полетов над Белоруссией станет проблемой для авиакомпаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer