Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"


19 июня 2020 года Инна Сидоркова, РБК


Коммерческая эксплуатация космодрома «Морской старт» без якорного госзаказчика невозможна, считает корпорация «Энергия», его бывший владелец. Сейчас проект принадлежит S7, но его новым владельцем может стать «Росатом»

Из-за введенных Министерством обороны США ограничений любое сотрудничество иностранных компаний с собственником космодрома «Морской старт» начиная с 2023 года становится невозможным. При таких обстоятельствах его владелец будет вынужден ориентироваться исключительно на внутренние потребности России по запуску космических аппаратов, в частности на Федеральную космическую программу.

Об этом говорится в письме врио гендиректора «Энергии» Игоря Озара, направленном Сергею Савельеву, заместителю гендиректора госкорпорации «Роскосмос» (владелец контрольного пакета «Энергии») по международному сотрудничеству, от 16 июня (копия есть в распоряжении РБК, подлинность переписки подтвердил источник в «Энергии»). В «Роскосмосе» РБК сообщили, что «не комментируют служебную переписку».

Корпорация «Энергия» владела «Морским стартом» с 2010 по 2018 год, затем проект выкупила авиакомпания S7. Но текущий собственник проект заморозил в том числе из-за высокой стоимости. Недавно стало известно о возможной покупке космодрома госкорпорацией «Росатом».

Почему не удалось загрузить мощности «Морского старта» и удастся ли это сделать потенциальному новому собственнику, разбирался РБК.

Что такое «Морской старт»

Проект по запуску собираемых на Украине из российских комплектующих ракет-носителей «Зенит» — «Морской старт» — создан в 1995 году. Стартовая площадка базировалась в акватории Тихого океана вблизи кораллового Острова Рождества. Учредителями изначально были американская корпорация Boeing (40%), «Энергия» (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (сейчас — Aker Solutions, 20%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%).

В эксплуатации ракетно-космический комплекс «Морской старт» находится с 1998 года. За период действия проекта с космодрома было произведено 36 запусков, в том числе 32 успешных, один частично успешный и три неудачных. В 2014 году на фоне конфликта с Украиной пуски с космодрома были приостановлены.

За время существования «Морского старта» у проекта несколько раз сменялись владельцы. Текущий владелец — S7 Владислава Филева.

Почему иностранцам нельзя работать с «Морским стартом»

Ограничения Министерства обороны США действуют с мая 2019 года. Так, с 1 января 2023 года Пентагон не может заключать контракты на коммерческие спутниковые услуги с иностранным юридическим лицом, если заключение такого контракта «создаст неприемлемый риск кибербезопасности» страны. Определение иностранной компании, которая «создает риск» для Пентагона, сформулировано таким образом, что под него подпадают все компании, которые зарегистрированы в России или осуществляют вывод своих спутников на российских ракетах.

Главным вопросом, определяющим возможность реализации коммерческого космического проекта, является объем заказов, напомнил в своем письме Озар. В связи с введенными США ограничениями без «якорного госзаказчика» обеспечить существование космодрома невозможно.

«При этом необходимо будет осуществить единую координация запусков различных комплексов с различных космодромов так, чтобы хотя бы два-три пуска для российского госзаказчика приходились на «Морской старт», — пишет глава «Энергии». В противном случае «коммерческая эксплуатация комплекса нецелесообразна», подчеркнул он.

По мнению Озара, возможно альтернативное использование плавучего космодрома — на нем могут резервироваться запуски РН «Протон» и непилотируемые пуски РН «Союз-5» и «Ангара-А5». Впрочем, «Союз-5» еще не создан, а «Ангара-А5» проходит летно-конструкторские испытания.

Почему «Морской старт» был убыточным

В 2010 году по решению суда Energia Overseas Limited — дочерняя компания корпорации «Энергия» — получила 95% акций «Морского старта». Но вскоре компания столкнулась с проблемой поиска западных заказчиков для плавучего космодрома.

Основная часть пусков (30 из 36) была выполнена до покупки «Морского старта» «Энергией». Остальные шесть пусков, совершенные с 2010 по 2014 год, — это выполнение старых обязательств, новых заказов не было. Источник РБК, работавший тогда над проектом, называл отсутствие заказов «провалом менеджмента» — управляющие неудовлетворительно вели переговоры с иностранными заказчиками.

Основная проблема заключалась в том, что «Роскосмос» никогда не считал плавучий космодром «своим», рассказывал РБК источник, близкий к бывшему руководству «Энергии».

Параллельно с «Морским стартом» в 1995 году была зарегистрирована еще одна международная компания — International Launch Services (ILS) для предоставления коммерческих пусковых услуг с помощью ракет «Протон» и «Ангара». Ее совладельцы — «Энергия» и американская корпорация Lockheed Corporation, но контрольный пакет принадлежит Центру им. Хруничева (предприятие «Роскосмоса»). «Если бы после того, как плавучий космодром стал полностью российским, «Роскосмос» помогал с заказами не только ILS, но и компании — владельцу «Морского старта», то у созданной в 2002 году Илоном Маском компании SpaceX не было бы шансов закрепиться на рынке пусковых услуг», — уверен источник РБК.

«Роскосмос», напротив, стимулировал конкуренцию между своими проектами, добавил он. «Американская «дочка» Хруничева себе в убыток демпинговала, но зато перетягивала заказы «Морского старта» на себя. В итоге оба проекта «Роскосмоса» оказались в плачевном состоянии», — говорит он.

В апреле 2018-го владельцем космодрома стала «дочка» S7 — S7 Space. Компания рассчитывала заработать на коммерческих запусках. Источник РБК из окружения владельца S7 Владислава Филева рассказывал, что прежде чем купить «Морской старт», он выдвинул «Роскосмосу» несколько условий: разрешить поставку комплектующих на Украину и пускать с космодрома 12 ракет «Зенит». Но после смены руководства «Роскосмоса» (Игоря Комарова в мае 2018 года сменил Дмитрий Рогозин. — РБК) об этих договоренностях «забыли», говорил собеседник РБК.

В марте 2020 года сборочно-командное судно плавучего космодрома «Морской старт» Sea Launch Commander прибыло в порт Славянка в Приморском крае. Но уже в конце апреля 2020 года Филев заявил о заморозке проекта. Решение продать «Морской старт» в компании объяснили крайне высокой стоимостью реализации проекта, финансовыми потерями S7 во время пандемии и необходимостью с нуля создавать береговую инфраструктуру для космодрома.

Почему «Росатом» интересуется плавучим космодромом

Письмо Озара стало ответом на просьбу Савельева (соответствующее письмо было датировано 10 июня; его копия есть в распоряжении РБК) подготовить «анализ вопросов взаимоувязки возможной коммерческой эксплуатации» плавучего космодрома «Морской старт» с реализацией «других программ пусковой деятельности с участием России». В тот же день стало известно, что S7 ведет переговоры с дочерней структурой «Росатома» о продаже «Морского старта».

В «Росатоме» РБК сообщили, что группа внутренних и привлеченных экспертов видит серьезный потенциал в развитии проекта не только в закрытии собственных потребностей «Росатома» в Арктике, но и в коммерциализации услуги запуска, в том числе на международном рынке. «Понимая всю сложность и уникальность проекта «Морской старт», «Росатом» анализирует возможности и риски проекта, но никаких официальных документов и материалов по этому поводу пока не существует», — сообщили в госкорпорации.

Как сообщало «РИА Новости» со ссылкой на свои источники, «Росатом» оценил стоимость «Морского старта» в 11 млрд руб. Это, по данным агентства, на 4,5 млрд больше, чем при его покупке группой S7. Это подтвердил источник РБК из окружения Филева. «Оценка в $150–160 млн (около 10–11 млрд руб. по текущему курсу) — это оценка руководства S7 Space всех затрат, включая авансы за ракеты и содержание компании и комплекса на 1 января 2019», — пояснил он.

При этом затраты на восстановление работоспособности комплекса «Росатом» предварительно оценил в 84 млрд руб. в ценах 2020 года, сообщало «РИА Новости» (или 91 млрд руб. с учетом прогнозируемой инфляции). В «Росатоме» эти оценки комментировать отказались.

Возглавлявший РКК «Энергия» с 2007 по 2014 год Виталий Лопота в беседе с РБК назвал их «значительно завышенными». «Создание сборочно-командного судна, центра управления стартом и полетом, стартовой платформы, всей инфраструктуры, обеспечивающей автономную реализацию ракетно-космических технологий и ракеты для «Морского старта», — все это вместе обошлось компаниям-учредителям в сумму порядка $1 млрд. Оценки только модернизации комплекса в районе 90 млрд руб. не соответствуют действительности», — уверен собеседник РБК.

Федеральная космическая программа, на которую в письме ссылается Озар, рассчитана на 2016–2025 годы. Объем ее бюджетного финансирования определен в 1,4 трлн руб. Цель программы — обеспечивать госполитику страны в области космической деятельности за счет орбитальной группировки космических аппаратов. С помощью этих аппаратов обеспечивается предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализация пилотируемой программы, создание средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем, указано на сайте «Роскосмоса».

В материалах специалистов «Росатома», на которые ссылается «РИА Новости», не уточняется, на какие цели требуются инвестиции. Сейчас у проекта «Морской старт» нет ни ракеты, ни оснащенной для функционирования береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов. Помимо этого, с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли всю иностранную технику: информационно-связное оборудование компании Boeing и пусковое оборудование украинского производства для ракеты «Зенит» от «Южмаша».

На днях глава SpaceX Илон Маск объявил, что компания намерена строить плавучие космодромы для запуска сверхтяжелых ракет к Луне и Марсу, а также для гиперзвуковых полетов на Земле. SpaceX намерена сделать полеты доступными для пассажиров, а путь из любой точки планеты в любую другую должен занимать не больше часа. По словам Маска, первые испытания начнутся уже через два-три года.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider



Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer