Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"


19 июня 2020 года Инна Сидоркова, РБК


Коммерческая эксплуатация космодрома «Морской старт» без якорного госзаказчика невозможна, считает корпорация «Энергия», его бывший владелец. Сейчас проект принадлежит S7, но его новым владельцем может стать «Росатом»

Из-за введенных Министерством обороны США ограничений любое сотрудничество иностранных компаний с собственником космодрома «Морской старт» начиная с 2023 года становится невозможным. При таких обстоятельствах его владелец будет вынужден ориентироваться исключительно на внутренние потребности России по запуску космических аппаратов, в частности на Федеральную космическую программу.

Об этом говорится в письме врио гендиректора «Энергии» Игоря Озара, направленном Сергею Савельеву, заместителю гендиректора госкорпорации «Роскосмос» (владелец контрольного пакета «Энергии») по международному сотрудничеству, от 16 июня (копия есть в распоряжении РБК, подлинность переписки подтвердил источник в «Энергии»). В «Роскосмосе» РБК сообщили, что «не комментируют служебную переписку».

Корпорация «Энергия» владела «Морским стартом» с 2010 по 2018 год, затем проект выкупила авиакомпания S7. Но текущий собственник проект заморозил в том числе из-за высокой стоимости. Недавно стало известно о возможной покупке космодрома госкорпорацией «Росатом».

Почему не удалось загрузить мощности «Морского старта» и удастся ли это сделать потенциальному новому собственнику, разбирался РБК.

Что такое «Морской старт»

Проект по запуску собираемых на Украине из российских комплектующих ракет-носителей «Зенит» — «Морской старт» — создан в 1995 году. Стартовая площадка базировалась в акватории Тихого океана вблизи кораллового Острова Рождества. Учредителями изначально были американская корпорация Boeing (40%), «Энергия» (25%), норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (сейчас — Aker Solutions, 20%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%).

В эксплуатации ракетно-космический комплекс «Морской старт» находится с 1998 года. За период действия проекта с космодрома было произведено 36 запусков, в том числе 32 успешных, один частично успешный и три неудачных. В 2014 году на фоне конфликта с Украиной пуски с космодрома были приостановлены.

За время существования «Морского старта» у проекта несколько раз сменялись владельцы. Текущий владелец — S7 Владислава Филева.

Почему иностранцам нельзя работать с «Морским стартом»

Ограничения Министерства обороны США действуют с мая 2019 года. Так, с 1 января 2023 года Пентагон не может заключать контракты на коммерческие спутниковые услуги с иностранным юридическим лицом, если заключение такого контракта «создаст неприемлемый риск кибербезопасности» страны. Определение иностранной компании, которая «создает риск» для Пентагона, сформулировано таким образом, что под него подпадают все компании, которые зарегистрированы в России или осуществляют вывод своих спутников на российских ракетах.

Главным вопросом, определяющим возможность реализации коммерческого космического проекта, является объем заказов, напомнил в своем письме Озар. В связи с введенными США ограничениями без «якорного госзаказчика» обеспечить существование космодрома невозможно.

«При этом необходимо будет осуществить единую координация запусков различных комплексов с различных космодромов так, чтобы хотя бы два-три пуска для российского госзаказчика приходились на «Морской старт», — пишет глава «Энергии». В противном случае «коммерческая эксплуатация комплекса нецелесообразна», подчеркнул он.

По мнению Озара, возможно альтернативное использование плавучего космодрома — на нем могут резервироваться запуски РН «Протон» и непилотируемые пуски РН «Союз-5» и «Ангара-А5». Впрочем, «Союз-5» еще не создан, а «Ангара-А5» проходит летно-конструкторские испытания.

Почему «Морской старт» был убыточным

В 2010 году по решению суда Energia Overseas Limited — дочерняя компания корпорации «Энергия» — получила 95% акций «Морского старта». Но вскоре компания столкнулась с проблемой поиска западных заказчиков для плавучего космодрома.

Основная часть пусков (30 из 36) была выполнена до покупки «Морского старта» «Энергией». Остальные шесть пусков, совершенные с 2010 по 2014 год, — это выполнение старых обязательств, новых заказов не было. Источник РБК, работавший тогда над проектом, называл отсутствие заказов «провалом менеджмента» — управляющие неудовлетворительно вели переговоры с иностранными заказчиками.

Основная проблема заключалась в том, что «Роскосмос» никогда не считал плавучий космодром «своим», рассказывал РБК источник, близкий к бывшему руководству «Энергии».

Параллельно с «Морским стартом» в 1995 году была зарегистрирована еще одна международная компания — International Launch Services (ILS) для предоставления коммерческих пусковых услуг с помощью ракет «Протон» и «Ангара». Ее совладельцы — «Энергия» и американская корпорация Lockheed Corporation, но контрольный пакет принадлежит Центру им. Хруничева (предприятие «Роскосмоса»). «Если бы после того, как плавучий космодром стал полностью российским, «Роскосмос» помогал с заказами не только ILS, но и компании — владельцу «Морского старта», то у созданной в 2002 году Илоном Маском компании SpaceX не было бы шансов закрепиться на рынке пусковых услуг», — уверен источник РБК.

«Роскосмос», напротив, стимулировал конкуренцию между своими проектами, добавил он. «Американская «дочка» Хруничева себе в убыток демпинговала, но зато перетягивала заказы «Морского старта» на себя. В итоге оба проекта «Роскосмоса» оказались в плачевном состоянии», — говорит он.

В апреле 2018-го владельцем космодрома стала «дочка» S7 — S7 Space. Компания рассчитывала заработать на коммерческих запусках. Источник РБК из окружения владельца S7 Владислава Филева рассказывал, что прежде чем купить «Морской старт», он выдвинул «Роскосмосу» несколько условий: разрешить поставку комплектующих на Украину и пускать с космодрома 12 ракет «Зенит». Но после смены руководства «Роскосмоса» (Игоря Комарова в мае 2018 года сменил Дмитрий Рогозин. — РБК) об этих договоренностях «забыли», говорил собеседник РБК.

В марте 2020 года сборочно-командное судно плавучего космодрома «Морской старт» Sea Launch Commander прибыло в порт Славянка в Приморском крае. Но уже в конце апреля 2020 года Филев заявил о заморозке проекта. Решение продать «Морской старт» в компании объяснили крайне высокой стоимостью реализации проекта, финансовыми потерями S7 во время пандемии и необходимостью с нуля создавать береговую инфраструктуру для космодрома.

Почему «Росатом» интересуется плавучим космодромом

Письмо Озара стало ответом на просьбу Савельева (соответствующее письмо было датировано 10 июня; его копия есть в распоряжении РБК) подготовить «анализ вопросов взаимоувязки возможной коммерческой эксплуатации» плавучего космодрома «Морской старт» с реализацией «других программ пусковой деятельности с участием России». В тот же день стало известно, что S7 ведет переговоры с дочерней структурой «Росатома» о продаже «Морского старта».

В «Росатоме» РБК сообщили, что группа внутренних и привлеченных экспертов видит серьезный потенциал в развитии проекта не только в закрытии собственных потребностей «Росатома» в Арктике, но и в коммерциализации услуги запуска, в том числе на международном рынке. «Понимая всю сложность и уникальность проекта «Морской старт», «Росатом» анализирует возможности и риски проекта, но никаких официальных документов и материалов по этому поводу пока не существует», — сообщили в госкорпорации.

Как сообщало «РИА Новости» со ссылкой на свои источники, «Росатом» оценил стоимость «Морского старта» в 11 млрд руб. Это, по данным агентства, на 4,5 млрд больше, чем при его покупке группой S7. Это подтвердил источник РБК из окружения Филева. «Оценка в $150–160 млн (около 10–11 млрд руб. по текущему курсу) — это оценка руководства S7 Space всех затрат, включая авансы за ракеты и содержание компании и комплекса на 1 января 2019», — пояснил он.

При этом затраты на восстановление работоспособности комплекса «Росатом» предварительно оценил в 84 млрд руб. в ценах 2020 года, сообщало «РИА Новости» (или 91 млрд руб. с учетом прогнозируемой инфляции). В «Росатоме» эти оценки комментировать отказались.

Возглавлявший РКК «Энергия» с 2007 по 2014 год Виталий Лопота в беседе с РБК назвал их «значительно завышенными». «Создание сборочно-командного судна, центра управления стартом и полетом, стартовой платформы, всей инфраструктуры, обеспечивающей автономную реализацию ракетно-космических технологий и ракеты для «Морского старта», — все это вместе обошлось компаниям-учредителям в сумму порядка $1 млрд. Оценки только модернизации комплекса в районе 90 млрд руб. не соответствуют действительности», — уверен собеседник РБК.

Федеральная космическая программа, на которую в письме ссылается Озар, рассчитана на 2016–2025 годы. Объем ее бюджетного финансирования определен в 1,4 трлн руб. Цель программы — обеспечивать госполитику страны в области космической деятельности за счет орбитальной группировки космических аппаратов. С помощью этих аппаратов обеспечивается предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализация пилотируемой программы, создание средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем, указано на сайте «Роскосмоса».

В материалах специалистов «Росатома», на которые ссылается «РИА Новости», не уточняется, на какие цели требуются инвестиции. Сейчас у проекта «Морской старт» нет ни ракеты, ни оснащенной для функционирования береговой инфраструктуры для сборки и испытаний ракет и космических аппаратов. Помимо этого, с пусковой платформы Odyssey и командного судна в США сняли всю иностранную технику: информационно-связное оборудование компании Boeing и пусковое оборудование украинского производства для ракеты «Зенит» от «Южмаша».

На днях глава SpaceX Илон Маск объявил, что компания намерена строить плавучие космодромы для запуска сверхтяжелых ракет к Луне и Марсу, а также для гиперзвуковых полетов на Земле. SpaceX намерена сделать полеты доступными для пассажиров, а путь из любой точки планеты в любую другую должен занимать не больше часа. По словам Маска, первые испытания начнутся уже через два-три года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer