Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Байконур: история первого космодрома планеты


2 июня 2020 года Роман Азанов, ТАСС


Крупнейшая в мире космическая гавань празднует 2 июня 65-летний юбилей

Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли, а в 1961-м отправился в первый пилотируемый полет Юрий Гагарин. Среди других легендарных страниц истории Байконура — испытания лунной ракеты Н-1 и полет многоразового космического корабля "Буран" в 1988 году. А в 1998-м запуском модуля "Заря" именно с этого космодрома началось создание Международной космической станции (МКС).

С Байконура стартовали ракеты-носители, доставлявшие в космос корабли с Германом Титовым, Валентиной Терешковой, Алексеем Леоновым, Светланой Савицкой и другими космическими героями нашей страны.

Он расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области, между городом Казалинск и поселком Джусалы, вблизи поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 кв. км. Космодром Байконур и город с одноименным названием вместе образуют комплекс "Байконур", арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. И сегодня Байконур считается самым надежным и активным космодромом в мире. На его счету свыше 3 тыс. пусков космических ракет с разными аппаратами, отсюда на орбиту отправились около 150 космонавтов.

Создание космодрома

12 февраля 1955 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании нового военного полигона для летной отработки первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Была собрана специальная комиссия, которая решила: нужен обширный (не менее 7 тыс. км длиной) и малонаселенный район, рядом с которым есть источники пресной воды и железная дорога для доставки блоков ракет.

Рассматривали Марийскую АССР, Дагестан, Астраханскую и Кзыл-Ординскую область Казахской ССР (ныне Кызылординская обл. Республики Казахстан). Но только последний из вариантов допускал удобное расположение наземных пунктов радиоуправления ракетой. На строительстве там настаивал и конструктор космических ракет Сергей Королев: он считал, что чем ближе стартовая площадка к экватору, тем удобнее будет использовать скорость вращения Земли.

Поэтому для строительства 5-го Научно-исследовательского и испытательного полигона (НИИП) Минобороны СССР, будущего космодрома Байконур, была выбрана солнечная пустыня Казахстана. Первые группы строителей прибыли на место работ немного раньше — в январе 1955 года.

Строительство полигона стало состязанием с природой. Песок промерзал на полтора метра, поэтому приходилось взрывать. Первые землянки появились только весной, а в начале мая было заложено первое деревянное здание жилого городка. Летом ветер становится иссушающим — температура поднимается до 50 градусов.

Днем основания Байконура считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го НИИП и создан штаб полигона — войсковая часть 11284.

Кстати, в первой половине 1955-го район формирования полигона имел условное наименование "Тайга". Тогда еще в русском языке не было слова "космодром".

Строительство велось с нуля, в голой степи, единственным существовавшим на тот момент элементом инфраструктуры была железная дорога. К началу летных испытаний Р-7 в мае 1957 года были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса, к стартовой площадке проложены бетонная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Тюратам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название "Заря".

История запусков

Байконур начал функционировать в 1957 году. Первый запуск, проведенный с него 15 мая, потерпел неудачу. МБР Р-7 ушла со стартовой позиции, но из-за взрыва в одном из ее боковых блоков на 98-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей. Обломки ракеты упали в 400 м от старта, но в целом комплекс не пострадал. Успешный запуск Р-7 состоялся спустя три месяца — 21 августа.

4 октября того же года с помощью переоборудованной под космические запуски ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Он находился на орбите 92 дня (до 4 января 1958 года), совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км). Его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

12 апреля 1961 года с космодрома был запущен космический корабль "Восток" с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. В документах и прессе об этом запуске засекреченный военный полигон впервые был назван Байконуром (с казахского — "богатая долина"). На самом деле такое название носил поселок в Карагандинской области, в 325 км к северо-востоку от места проведения запуска. Назвать 5-й НИИП Байконуром было решено для дезориентации иностранных разведок, с этой целью в одноименном поселке были построены муляжи стартовых площадок. Однако впоследствии это название закрепилось за полигоном. Такое же название с 1995 года носит административный центр космодрома (в 1958–1969 годах — поселок Ленинск, в 1969-м получил статус города).

На космодроме Байконур испытывались различные поколения МБР (Р-9, Р-36, УР-200, УР-100 и др.), ракеты-носители и их модификации, созданные на основе Р-7: "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", а также "Циклон", "Протон", Н-1, "Зенит", "Энергия" и другие.

С него проводились запуски первых советских пилотируемых космических кораблей "Восток" (1961–1963) и "Восход" (1964–1966). С 1967-го были осуществлены запуски пилотируемых кораблей семейства "Союз" (первый испытательный запуск состоялся в 1966-м), а с 1978-го — грузовых "Прогрессов".

С Байконура выводились в космос автоматические межпланетные станции "Луна" (1959–1976), "Марс" (1960–1973), "Венера" (1961–1978), "Вега-1" и "Вега-2" (1984), различные спутники ("Космос", "Метеор", "Экран", "Радуга", "Горизонт", "Молния" и др.).

В 1988-м с космодрома с помощью ракеты "Энергия" стартовал многоразовый корабль "Буран", этот запуск стал единственным для него, затем программа была закрыта. Он совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. "Буран" стал первым в истории космическим кораблем, выполнившим приземление в автоматическом режиме.

С Байконура запускались космические станции "Салют" (всего их было семь, находились на орбите в 1971–1991 годах), модули орбитального пилотируемого комплекса "Мир" (1986–2001) и МКС, которая используется по настоящее время. Строительство станции началось 20 ноября 1998 года с вывода на околоземную орбиту первого модуля — функционального грузового блока "Заря". В настоящее время в состав станции входят 15 различных модулей.

Космодром награжден орденами Красной Звезды (1960), Ленина (1965) и Октябрьской Революции (1976).

Аренда и эксплуатация космодрома Россией

С момента основания космодром Байконур входил в структуру Министерства обороны СССР (впоследствии находился в ведении Минобороны России). После распада Советского Союза в 1991 году стал собственностью Казахстана.

В соответствии с соглашением, подписанным 28 марта 1994 года президентами России Борисом Ельциным и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, и договору об аренде от 10 декабря 1994-го космодром был передан России в аренду сроком на 20 лет. В 2004-м аренда была продлена до 2050 года. Ежегодная арендная плата составляет $115 млн.

В 1994 году с целью реализации российского-казахстанского соглашения правительством РФ было принято решение о передаче Байконура (официально назывался 5-м Государственным испытательным космодромом, ГИК-5) от Минобороны в ведение Российского космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), при котором был образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). В 1995–2011 годах была проведена поэтапная передача объектов космодрома от военного к гражданскому ведомству.

В настоящее время поддержание работоспособности космодрома и его эксплуатацию осуществляет филиал ЦЭНКИ — Космический центр "Южный" (КЦ "Южный"). Он координирует работу организаций и предприятий промышленности на Байконуре, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти России и Казахстана. Помимо КЦ "Южный" в эксплуатации космодрома участвуют Ракетно-космическая корпорация "Энергия", Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, ВПК "НПО машиностроения" и другие.

Инфраструктура и статистика запусков

За 65-летнюю историю Байконур значительно изменился. Он имеет девять стартовых комплексов (в их составе 15 пусковых установок, в том числе пять действующих) для запусков ракет-носителей, четыре пусковые установки для испытаний МБР, 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, а также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции.

Космодром располагает измерительным комплексом с вычислительным центром, кислородно-азотным заводом. В его инфраструктуру входят два аэродрома ("Крайний" 1-го класса и "Юбилейный"), 470 км железнодорожных путей (в том числе 40 км спецпутей), 1281 км автомобильных дорог, 600 трансформаторных подстанций, 6610 км линий электропередачи, 2784 км линий связи. Всего на космодроме трудятся более 10 тыс. сотрудников.

В настоящее время ведутся работы по созданию совместно с Казахстаном космического ракетного комплекса "Байтерек", с него планируется запускать российскую перспективную ракету-носитель "Союз-5" ("Иртыш"). Начало летных испытаний запланировано на 2023 год.

Старейшая пусковая площадка №1 ("Гагаринский старт"), с которой стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным, а до этого — первый искусственный спутник Земли, будет модернизована под ракеты-носители серии "Союз-2".

В настоящее время с космодрома Байконур проводятся запуски ракет-носителей "Протон-М" (с 2001 года), "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б" (с 2006-го). До недавнего времени осуществлялись пуски "Рокота" (2000–2019), "Союза-ФГ" (2001–2009), а также российско-украинских ракет "Днепр" (1999–2015) и "Зенит-3SLБ" (2008–2013).

Россия только с Байконура может осуществлять пилотируемые запуски. С него выводятся корабли "Союз МС" (с 2016-го), доставляющие на МКС членов экспедиций, и грузовые "Прогрессы МС" (с 2015-го), обслуживающие космическую станцию.

Всего за 65-летнюю историю космодрома с его площадок было произведено почти 5 тыс. стартов различных ракет, в том числе 3 тыс. космического назначения. С Байконура стартовали примерно 150 космонавтов и астронавтов (СССР и России, а также других стран).

В 1957–1991 годах СССР провел около 2,5 тыс. космических запусков. В 1992–2019 годах состоялось 530 запусков ракет-носителей. С начала 2020-го осуществлено четыре космических пуска, из них один пилотируемый.

Сейчас в Амурской области построен новый космодром — Восточный. Однако его создание не означает, что Россия уйдет с "Байка" (так в просторечии называют легендарный Байконур).




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer