Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Байконур: история первого космодрома планеты


2 июня 2020 года Роман Азанов, ТАСС


Крупнейшая в мире космическая гавань празднует 2 июня 65-летний юбилей

Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли, а в 1961-м отправился в первый пилотируемый полет Юрий Гагарин. Среди других легендарных страниц истории Байконура — испытания лунной ракеты Н-1 и полет многоразового космического корабля "Буран" в 1988 году. А в 1998-м запуском модуля "Заря" именно с этого космодрома началось создание Международной космической станции (МКС).

С Байконура стартовали ракеты-носители, доставлявшие в космос корабли с Германом Титовым, Валентиной Терешковой, Алексеем Леоновым, Светланой Савицкой и другими космическими героями нашей страны.

Он расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области, между городом Казалинск и поселком Джусалы, вблизи поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 кв. км. Космодром Байконур и город с одноименным названием вместе образуют комплекс "Байконур", арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. И сегодня Байконур считается самым надежным и активным космодромом в мире. На его счету свыше 3 тыс. пусков космических ракет с разными аппаратами, отсюда на орбиту отправились около 150 космонавтов.

Создание космодрома

12 февраля 1955 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании нового военного полигона для летной отработки первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7. Была собрана специальная комиссия, которая решила: нужен обширный (не менее 7 тыс. км длиной) и малонаселенный район, рядом с которым есть источники пресной воды и железная дорога для доставки блоков ракет.

Рассматривали Марийскую АССР, Дагестан, Астраханскую и Кзыл-Ординскую область Казахской ССР (ныне Кызылординская обл. Республики Казахстан). Но только последний из вариантов допускал удобное расположение наземных пунктов радиоуправления ракетой. На строительстве там настаивал и конструктор космических ракет Сергей Королев: он считал, что чем ближе стартовая площадка к экватору, тем удобнее будет использовать скорость вращения Земли.

Поэтому для строительства 5-го Научно-исследовательского и испытательного полигона (НИИП) Минобороны СССР, будущего космодрома Байконур, была выбрана солнечная пустыня Казахстана. Первые группы строителей прибыли на место работ немного раньше — в январе 1955 года.

Строительство полигона стало состязанием с природой. Песок промерзал на полтора метра, поэтому приходилось взрывать. Первые землянки появились только весной, а в начале мая было заложено первое деревянное здание жилого городка. Летом ветер становится иссушающим — температура поднимается до 50 градусов.

Днем основания Байконура считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го НИИП и создан штаб полигона — войсковая часть 11284.

Кстати, в первой половине 1955-го район формирования полигона имел условное наименование "Тайга". Тогда еще в русском языке не было слова "космодром".

Строительство велось с нуля, в голой степи, единственным существовавшим на тот момент элементом инфраструктуры была железная дорога. К началу летных испытаний Р-7 в мае 1957 года были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса, к стартовой площадке проложены бетонная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Тюратам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название "Заря".

История запусков

Байконур начал функционировать в 1957 году. Первый запуск, проведенный с него 15 мая, потерпел неудачу. МБР Р-7 ушла со стартовой позиции, но из-за взрыва в одном из ее боковых блоков на 98-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателей. Обломки ракеты упали в 400 м от старта, но в целом комплекс не пострадал. Успешный запуск Р-7 состоялся спустя три месяца — 21 августа.

4 октября того же года с помощью переоборудованной под космические запуски ракеты Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Он находился на орбите 92 дня (до 4 января 1958 года), совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км). Его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

12 апреля 1961 года с космодрома был запущен космический корабль "Восток" с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. В документах и прессе об этом запуске засекреченный военный полигон впервые был назван Байконуром (с казахского — "богатая долина"). На самом деле такое название носил поселок в Карагандинской области, в 325 км к северо-востоку от места проведения запуска. Назвать 5-й НИИП Байконуром было решено для дезориентации иностранных разведок, с этой целью в одноименном поселке были построены муляжи стартовых площадок. Однако впоследствии это название закрепилось за полигоном. Такое же название с 1995 года носит административный центр космодрома (в 1958–1969 годах — поселок Ленинск, в 1969-м получил статус города).

На космодроме Байконур испытывались различные поколения МБР (Р-9, Р-36, УР-200, УР-100 и др.), ракеты-носители и их модификации, созданные на основе Р-7: "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", а также "Циклон", "Протон", Н-1, "Зенит", "Энергия" и другие.

С него проводились запуски первых советских пилотируемых космических кораблей "Восток" (1961–1963) и "Восход" (1964–1966). С 1967-го были осуществлены запуски пилотируемых кораблей семейства "Союз" (первый испытательный запуск состоялся в 1966-м), а с 1978-го — грузовых "Прогрессов".

С Байконура выводились в космос автоматические межпланетные станции "Луна" (1959–1976), "Марс" (1960–1973), "Венера" (1961–1978), "Вега-1" и "Вега-2" (1984), различные спутники ("Космос", "Метеор", "Экран", "Радуга", "Горизонт", "Молния" и др.).

В 1988-м с космодрома с помощью ракеты "Энергия" стартовал многоразовый корабль "Буран", этот запуск стал единственным для него, затем программа была закрыта. Он совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. "Буран" стал первым в истории космическим кораблем, выполнившим приземление в автоматическом режиме.

С Байконура запускались космические станции "Салют" (всего их было семь, находились на орбите в 1971–1991 годах), модули орбитального пилотируемого комплекса "Мир" (1986–2001) и МКС, которая используется по настоящее время. Строительство станции началось 20 ноября 1998 года с вывода на околоземную орбиту первого модуля — функционального грузового блока "Заря". В настоящее время в состав станции входят 15 различных модулей.

Космодром награжден орденами Красной Звезды (1960), Ленина (1965) и Октябрьской Революции (1976).

Аренда и эксплуатация космодрома Россией

С момента основания космодром Байконур входил в структуру Министерства обороны СССР (впоследствии находился в ведении Минобороны России). После распада Советского Союза в 1991 году стал собственностью Казахстана.

В соответствии с соглашением, подписанным 28 марта 1994 года президентами России Борисом Ельциным и Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, и договору об аренде от 10 декабря 1994-го космодром был передан России в аренду сроком на 20 лет. В 2004-м аренда была продлена до 2050 года. Ежегодная арендная плата составляет $115 млн.

В 1994 году с целью реализации российского-казахстанского соглашения правительством РФ было принято решение о передаче Байконура (официально назывался 5-м Государственным испытательным космодромом, ГИК-5) от Минобороны в ведение Российского космического агентства (ныне госкорпорация "Роскосмос"), при котором был образован Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). В 1995–2011 годах была проведена поэтапная передача объектов космодрома от военного к гражданскому ведомству.

В настоящее время поддержание работоспособности космодрома и его эксплуатацию осуществляет филиал ЦЭНКИ — Космический центр "Южный" (КЦ "Южный"). Он координирует работу организаций и предприятий промышленности на Байконуре, взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти России и Казахстана. Помимо КЦ "Южный" в эксплуатации космодрома участвуют Ракетно-космическая корпорация "Энергия", Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, ВПК "НПО машиностроения" и другие.

Инфраструктура и статистика запусков

За 65-летнюю историю Байконур значительно изменился. Он имеет девять стартовых комплексов (в их составе 15 пусковых установок, в том числе пять действующих) для запусков ракет-носителей, четыре пусковые установки для испытаний МБР, 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, а также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции.

Космодром располагает измерительным комплексом с вычислительным центром, кислородно-азотным заводом. В его инфраструктуру входят два аэродрома ("Крайний" 1-го класса и "Юбилейный"), 470 км железнодорожных путей (в том числе 40 км спецпутей), 1281 км автомобильных дорог, 600 трансформаторных подстанций, 6610 км линий электропередачи, 2784 км линий связи. Всего на космодроме трудятся более 10 тыс. сотрудников.

В настоящее время ведутся работы по созданию совместно с Казахстаном космического ракетного комплекса "Байтерек", с него планируется запускать российскую перспективную ракету-носитель "Союз-5" ("Иртыш"). Начало летных испытаний запланировано на 2023 год.

Старейшая пусковая площадка №1 ("Гагаринский старт"), с которой стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным, а до этого — первый искусственный спутник Земли, будет модернизована под ракеты-носители серии "Союз-2".

В настоящее время с космодрома Байконур проводятся запуски ракет-носителей "Протон-М" (с 2001 года), "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б" (с 2006-го). До недавнего времени осуществлялись пуски "Рокота" (2000–2019), "Союза-ФГ" (2001–2009), а также российско-украинских ракет "Днепр" (1999–2015) и "Зенит-3SLБ" (2008–2013).

Россия только с Байконура может осуществлять пилотируемые запуски. С него выводятся корабли "Союз МС" (с 2016-го), доставляющие на МКС членов экспедиций, и грузовые "Прогрессы МС" (с 2015-го), обслуживающие космическую станцию.

Всего за 65-летнюю историю космодрома с его площадок было произведено почти 5 тыс. стартов различных ракет, в том числе 3 тыс. космического назначения. С Байконура стартовали примерно 150 космонавтов и астронавтов (СССР и России, а также других стран).

В 1957–1991 годах СССР провел около 2,5 тыс. космических запусков. В 1992–2019 годах состоялось 530 запусков ракет-носителей. С начала 2020-го осуществлено четыре космических пуска, из них один пилотируемый.

Сейчас в Амурской области построен новый космодром — Восточный. Однако его создание не означает, что Россия уйдет с "Байка" (так в просторечии называют легендарный Байконур).




комментарии (0):









Материалы рубрики

Тимур Алимов
Российская газета
Как советский бомбардировщик М-4 напугал США
Тимофей Дзядко, Мария Кокорева, Ирина Парфентьева, Сергей Соболев, Юлия Старостина
РБК
Роспотребнадзор предложил возобновить полеты в 9 стран Европы и Китай
Татьяна Кузнецова
Российская газета
Понадеялись на небеса
Александр Буланов
Известия
Титаны воздуха: лайнеры МС-21 смогут летать в три раза дольше
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Бескрылая страна
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
Русский АВАКС застрял в прошлом веке
Олеся Нематова
Российская газета
Необъятные горизонты прославленной летчицы
Николай Грищенко
Российская газета
Как летчик Горовец сбил 9 самолетов врага в одном бою



Екатерина Постникова
Известия
Слом среди ясного неба: как европейцы могут решить судьбу ДОНа
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Люди для дронов: началась подготовка экипажей ударных беспилотников
Николай Проценко
EADaily
Лети, но не сейчас: авиапассажирам предлагают сыграть в ваучерную пирамиду
Светлана Баева
РИА Новости
Срочно бронировать? Как меняются цены на авиабилеты по России
Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer