Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России


4 июня 2020 года Антон Лавров, Богдан Степовой, Известия


Названа цена беспилотных «Охотников». Стоимость серийных образцов новейшего ударного дрона С-70 должна составить около 1 млрд рублей. Пока же компания «Сухой» застраховала прототип на 1,5 млрд. Эксперты считают, что после запуска массового производства цену удастся снизить на 40–50 % по сравнению с опытными экземплярами. И в мире, и в России стоимость больших дронов постепенно подтягивается к расценкам на пилотируемые аппараты. Так, компания «МиГ» ранее страховала свои истребители на суммы, сопоставимые с оценкой «Охотника».

От старта до финиша

Планируется, что стоимость тяжелых ударных беспилотников С-70 «Охотник» составит около 1 млрд рублей за один аппарат, рассказали «Известиям» источники в военно-промышленном комплексе. Сейчас прототипы стоят дороже, но при массовом выпуске они подешевеют. Это позволит заказать крупную партию дронов в случае успешного завершения испытаний.

Накануне компания «Сухой» объявила тендер на страхование единственного на сегодня лётного прототипа «Охотника». Согласно конкурсной документации (есть в распоряжении «Известий») страховая стоимость самого аппарата составит чуть менее 1,3 млрд рублей. Наземный пункт управления застрахуют еще на 145 млн. В 100 млн оценена гражданская ответственность фирмы на испытаниях. По условиям контракта, в 2020 году опытный образец беспилотника не будет покидать границ Российской Федерации.

Самый дорогой компонент «Охотника» — планер. На него приходится 45% общей стоимости беспилотного летательного аппарата — почти 600 млн рублей. Еще 240 млн из страховой цены БЛА отнесено на его реактивный двигатель.

В России при определении стоимости опытных образцов рыночный принцип не работает, объяснил главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский.

— Ценообразование в этом случае устанавливается законом «О государственном оборонном заказе» и соответствующим постановлением Федеральной антимонопольной службы России, — рассказал эксперт «Известиям». — Цена определяется, исходя из принципа возмещения издержек. Для этого устанавливается плановая рентабельность: не выше 20% на работы головного исполнителя (того, кто сдает изделие Минобороны) и не выше 1% на составные части (деньги, которые платят субподрядчикам). Причем в стоимость опытных образцов входят научно-исследовательская, опытно-конструкторская работы и даже подготовка производства к запуску серии. Все эти затраты суммируются и делятся на количество изделий. В итоге опытные образцы стоят гораздо дороже серийных.

После того как изделие поступает в серию, учитываются только те издержки, что идут непосредственно на изготовление образцов военной техники. Цена при таком раскладе, естественно, снижается. Причем при выпуске больших серий цена каждой новой партии, как правило, уменьшается. В финишных партиях серийное изделие может быть дешевле опытного на 40–50%, отметил эксперт.

Наши дешевле

Цена больших зарубежных дронов постепенно подтягивается к расценкам пилотируемой авиации. Разведывательный американский стелс-беспилотник RQ-170 стоит $6 млн за единицу (410 млн рублей). При этом по взлетной массе он в пять раз уступает перспективному российскому «Охотнику». Меньше по размерам и новейший штатовский RQ-180. Его стоимость пока не названа. Известно, что разработка и постройка нескольких прототипов этого большого БЛА обошлась Пентагону в $400 млн (27,4 млрд рублей).

Стоимость тяжёлых разведывательных RQ-4B Global Hawk, которые регулярно патрулируют у границ России, достигает $123 млн за штуку (8,4 млрд рублей). Они не уступают по этому показателю новейшим пилотируемым истребителям США F-35.

Поставляющиеся на экспорт отечественные истребители Су-35 обходятся зарубежным покупателями приблизительно в $100 млн (7 млрд рублей) за один аппарат. Но в эту стоимость входят затраты на наземное оборудование, запасные двигатели, обслуживание и обучение. Цена военной техники для Минобороны обычно заметно ниже, чем в экспортных контрактах.

Компания «МиГ» ранее страховала свои пилотируемые истребители, проходящие испытания, на суммы, сопоставимые с «Охотником». Так, корабельный МиГ-29К был застрахован на 1,3 млрд рублей, а самый современный МиГ-35С — на 350 млн рублей дороже.

Страховая стоимость прототипа ударного «Охотника» оказалась приблизительно вдвое выше, чем у новейшей модификации транспортно-боевых вертолётов Ми-8АМТШ, создаваемой для спецназа и равна цене четырех танков Т-90МС.

Испытания прототипа

Научно-исследовательские работы по проекту стартовали в 2011 году и через пять лет были завершены. В 2016 году начались опытно-конструкторские работы, которые продолжаются по настоящее время.

Первый прототип был выведен из цеха сборки для наземных испытаний в июне 2018 года. В августе следующего года беспилотный аппарат впервые поднялся в воздух и приступил к лётным испытаниям. На 2020 год запланированы первые практические тесты с вооружениями. По словам вице-премьера правительства Юрия Борисова, проверка «Охотника» займет два-три года. Начало серийного производства этого БЛА ожидается после 2024 года.

Точные характеристики «Охотника» держатся в секрете. По известным данным полностью заправленный и вооружённый беспилотник будет весить около 20 т, как истребитель МиГ-29 и не уступит ему по размерам.

Такие габариты позволяют БЛА нести до трёх тонн вооружения во внутренних отсеках и выполнять все задачи пилотируемой ударной авиации. Он сможет использовать всё те же модели ракет и бомб, что и новейший истребитель Су-57.

Аппарат оснащен одной из модификаций реактивного двигателя АЛ-41Ф. Другие его варианты устанавливают на новейшие российские самолеты — Су-35 и малозаметный Су-57. Использование схемы «летающее крыло», современных композиционных и радиопоглощающих материалов сделает и сам беспилотник почти невидимым для радаров противника, что позволит ему преодолевать современные системы ПВО.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer