Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?


4 июня 2020 года Артур Карлов, Forbes


Компании, работающие в сфере пассажирских перевозок, сейчас испытывают катастрофическое финансовое давление, связанное с шоками кассовых разрывов и резким сжатием рынка. Кто пострадал больше всего и какой отрасль пассажирских перевозок выйдет из пандемии?

Первая волна пандемии коронавируса близится к концу, и весь мир готовится к «открытию» в условиях новой эпидемиологической реальности. Главной задачей правительств станет запуск экономики максимально безопасным образом. При этом, пожалуй, самым уязвимым звеном всех этих планов станет транспортная отрасль, и конкретно пассажирские перевозки. Очевидные риски и страхи нахождения в замкнутом пространстве с потенциальными носителями вируса будут тянуть вниз пассажиропотоки и доходы перевозчиков. Свою лепту внесут и обязательства по соблюдению социальной дистанции и выдаче средств индивидуальной защиты.

Компании, работающие в сфере пассажирских перевозок на всех видах транспорта, сейчас испытывают катастрофическое финансовое давление, связанное с шоками кассовых разрывов и резким сжатием рынка. Уже ясно, что рынки ждут серьезные перемены: увольнения персонала, смена лидеров и цепочки банкротств. Какой выйдет отрасль из этих испытаний?

Дилемма авиакомпаний

Наиболее пострадавшей отраслью не только в транспортном секторе, но и мировой экономике в целом стали воздушные перевозки. Бизнес авиакомпаний и так всегда считался одним из самых рисковых и низкомаржинальных, но пандемия в очередной раз напомнила всем о хрупкости индустрии воздушного транспорта. В апреле остановились 80% перевозок, причем львиная доля пришлась на наиболее доходные — международные. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), карантинные меры нанесут авиакомпаниям по всему миру ущерб не менее чем на $312 млрд только в 2020 году.

С усугублением ситуации авиаперевозчикам приходилось решать, что в конечном итоге окажется дороже: летать себе в убыток, чтобы генерировать хоть какой-то денежный поток, или полностью остановить операции. Кто-то останавливал полеты и запускал их вновь (как Emirates), кто-то приземлял самолеты на долгие месяцы (как «Победа»), а кто-то предпочел подать на банкротство, чтобы не длить агонию (Virgin Atlantic, South African Airways и другие).

В мае знаменитый инвестор Уоррен Баффет вопреки собственной стратегии, гласящей «не продавай в кризис», избавился от пакетов акций в крупнейших американских авиакомпаниях: Delta Air Lines, American Airlines, United Airlines и Southwest Airlines.

На помощь национальным авиаперевозчикам поспешили власти США — они планируют потратить не менее $26 млрд на поддержку крупнейших авиакомпаниий. Схожие цифры озвучивают правительства европейских стран. Так, Германия предоставит крупнейший в истории пакет помощи национальному чемпиону — Lufthansa, и он обойдется казне в невероятные €9 млрд. Переговоры о мерах по спасению авиакомпании ведутся уже несколько месяцев. Сделка с властями предварительно согласована: правительство Германии получит 20% в Lufthansa Group (туда также входит Brussels Airlines, Swiss Airlines и Austrian Airlines), а Еврокомиссия продавила согласие группы уступить конкурентам 24 прибыльных слота на взлет и посадку в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Резервы Lufthansa Group в размере €4 млрд тают со скоростью €1 млн в час, поэтому ожидается, что наблюдательный совет группы в итоге одобрит сделку (на момент написания материала сделка находилась на рассмотрении).

Рассматривают или уже предоставили прямые и косвенные инструменты государственной поддержки власти Франции (€7,5 млрд займов для группы AirFrance-KLM), Чехии (Czech Airlines — участие в капитале), Португалии (TAP Portugal — рост доли государства), Норвегии (Norwegian — кредитные гарантии от государства), России (пакет компенсаций от правительства на сумму 23,4 млрд рублей, возможное обнуление НДС на внутренние перевозки и иные меры), а также других государств.

Помимо авиакомпаний, на помощь государства рассчитывают и аэропорты — их убытки пропорциональны убыткам авиаперевозчиков, а ведь это тоже огромная отрасль — в России, например, в ней занято порядка 100 000 человек, и правительство выделит почти 11 млрд рублей на ее поддержку.

Итоги пандемии для бизнеса авиаперевозок максимально неутешительные. «Обнуление» рынков в моменте и сжатие на горизонте 2020-2021 годов из-за поэтапного снятия карантинных ограничений на полеты и туризм могут привести к следующим явлениям:
  • фискальные разрывы приведут к дальнейшим банкротствам и зачистке конкурентного поля;
  • «огосударствление» сектора авиации за счет вхождения государств в акционерный капитал еще больше усугубит ситуацию с конкуренцией и повысит скорость консолидации рынков, особенно в Европе (руководство Ryanair, кстати, уже пообещало опротестовать сделку Lufthansa с правительством в суде);
  • избыточные провозные емкости перевозчиков, поставленные в лизинг из расчета на рост рынков, приведут к дальнейшему усугублению финансового положения авиакомпаний на горизонте трех лет и более;
  • отказ авиакомпаний от расширения флота и избавление от имеющихся воздушных судов еще больше ударит по производителям — а акции Boeing и Airbus с начала года упали в цене до уровня 5-летней давности;
  • снижение покупательной способности потребителей из-за экономического кризиса также напрямую скажется на пассажиропотоке авиакомпаний и аэропортов, что также приведет к замедлению потока инфраструктурных инвестиций.

В этой довольно беспросветной кризисной картине радует хотя бы одно: все попытки принудительной рассадки «шахматкой» разбились о реалии низкой рентабельности авиабизнеса. К счастью, в России из недавних рекомендаций Роспотребнадзора соответствующие положения исключены.

«Чашки Петри» люксового сегмента

Круизные лайнеры за время пандемия стали своего рода плавучими «чашками Петри»: в феврале внимание всего мира было приковано к ситуации вокруг 27-дневного карантина лайнера Diamond Princess в порту Йокогама. На борту оказались взаперти 3711 пассажиров — 712 из них заразились коронавирусом, 11 человек умерли. В марте австралийские власти в отличие от японских коллег позволили 2700 пассажирам лайнера Ruby Princess сойти на берег в Сиднее, что привело к более чем 600 случаев заражения в Австралии и по меньшей мере 21 смерти.

Оба лайнера принадлежат компании Princess Cruises, владельцем которой, в свою очередь, является крупнейшая круизная компания в мире — Carnival Corporation & plc (также владеет Costa Cruises и другими операторами, занимает почти 50% мирового круизного рынка). Вместе с двумя конкурентами — Royal Caribbean и Norwegian Cruise Lines — они контролируют свыше 70% рынка круизов, общий размер которого составляет порядка $150 млрд. 

Печальная статистика заражений на борту круизных судов и громкая огласка этих случаев в СМИ нанесла огромный ущерб индустрии — акции всей тройки упали на 80%. Несмотря на то, что их штаб-квартиры находятся в США, претендовать на господдержку Carnival, Royal Caribbean и NCL не смогут: юридически они «прописаны» в Панаме, Либерии и на Бермудах, соответственно.

Центр по контролю за заболеваниями США выпустил запрет на круизные рейсы с более чем 250 человек на борту с середины марта до 24 июля, и с тех пор порядка 20 лайнеров ожидают окончания карантинных мер в заливе Манилы на Филиппинах, порциями отправляя членов команды на берег — стоянка огромных судов даже видна из космоса.

Несмотря на то, что ситуация для круизной отрасли выглядит безрадостной, огромные подушки безопасности, лоббистские возможности и размеры компаний говорят в пользу скорее положительного прогноза. Все дело в том, что пассажиры круизных линий — лояльная потребительская группа. По предварительным оценкам спрос на ранние бронирования 2021 года уже вышел на докризисный уровень. Круизные операторы предлагают существенные скидки, бесплатные отмены бронирования, льготный перенос дат круиза с добавочными бонусами и другие маркетинговые инструменты для поддержания спроса. Вместе с тем есть вероятность, что власти наложат временные ограничения на число пассажиров, которые лайнеры смогут взять на борт. Некоторые операторы уже готовятся к ограничениям вплоть до 50% заполняемости судов.

А что же в России? Увы, для желающих прокатиться с круизом по Черному морю между Краснодарским краем и Крымом хороших новостей также пока нет: круизный лайнер «Князь Владимир» продлил отмену рейсов до середины июля 2020 года. Правительство готовится поддержать судоходные компании, осуществляющие морские и речные круизные перевозки: им компенсируют по меньшей мере 320 млн рублей в 2020 году в целях возмещения их расходов по договорам, заключенным с российскими лизинговыми компаниями, а также предоставят иные послабления.

Железнодорожные перевозчики: в очереди за помощью

Пассажирские перевозки в поездах дальнего следования и пригородных электричках за время пандемии в России сократились более чем на 70%. С начала марта РЖД пришлось отменить более половины поездов дальнего следования внутри страны. Вместе со снятием карантинных мер отрасль начинает возвращаться к жизни, а государство готовится предоставить существенные меры поддержки и операторам пригородных перевозок (3,24 млрд рублей на лизинговые платежи по договорам с российскими лизинговыми компаниями), и Федеральной пассажирской компании РЖД (компенсации недополученных доходов).

Облегчил жизнь пассажирским перевозкам на железнодорожном транспорте и Роспотребнадзор: так же как и в случае с рекомендациями для воздушного транспорта, соблюдение дистанции в вагонах не является обязательным, что позволит без ограничений наращивать коммерческую нагрузку.

А вот за океаном национальный железнодорожный оператор США AmTrak просит у государства $1,5 млрд (вдобавок к уже полученному миллиарду) и планирует сократить 20% работников на фоне ожидания падения спроса на 50% в 2020-2021 годах.

В Европе операторы ожидают долгосрочной просадки спроса в течение 5 лет:
  • Deutsche Bahn закладывает потери в размере от €11 млрд до €13 млрд, рассчитывает на €6 млрд компенсаций от правительства;
  • Нидерландские железные дороги заявляют потери в размере €4,7 млрд и просят правительство о налоговых льготах;
  • SNCF (французские железные дороги) ожидают пакет госпомощи в размере €2 млрд. 
  • железнодорожные операторы в Великобритании переводятся во временное управление правительства.

Как и в предыдущие кризисы, отрасль пассажирских железнодорожных перевозок демонстрирует высокий уровень зависимости от государства — тренд, который в результате пандемии лишь усугубится.

Городской транспорт: окно «зеленых» возможностей

Городской общественный транспорт стоит особняком: можно отказаться от поездок по стране или за рубеж, но сложно избежать поездок по городу на общественном транспорте в отсутствие автомобиля.

Международный союз общественного транспорта (UITP) и Всемирный экономический форум отмечают, что важным направлением транспортной политики городов в условиях пандемии стало поощрение индивидуального микротранспорта: велосипедов, самокатов, сегвеев и гироскутеров. Городские власти таким образом решают три задачи: разгружают общественный транспорт для повышения его безопасности, снижают загруженность автодорог личным транспортом и сокращают выбросы парниковых газов. Аналогичные рекомендации по переходу на личный немоторизованный транспорт дает и ВОЗ.

Горожанами даже арендованный микротранспорт рассматривается как более безопасный: число поездок на байкшеринге в Пекине выросло на 187%, в Нью-Йорке уже к середине марта сервис Citi Bike сообщал о росте спроса на 67%.

Некоторые города идут еще дальше и рассчитывают воспользоваться неожиданным окном возможностей для глобальной перестройки городских транспортных коммуникаций. Наиболее амбициозный план под названием Strade Aperte («открытые дороги») будет реализован в Милане: планируется ускоренная реконструкция 35 км городских улиц с созданием временных велодорожек, расширение тротуаров, ограничение скорости транспорта до 30 км/ч, обеспечение приоритета пешеходов и пользователей микротранспорта. Брюссель внедряет посткарантинные меры по сокращению количества автомобилей в центре города, снижению скорости транспорта до 20 км/ч и обеспечению приоритета пешеходов и велосипедистов.

Аналогичные процессы происходят в Будапеште, Нью-Йорке, Боготе, Мехико и на постсоветском пространстве. Правительство Франции стимулирует переход на велосипеды, выделяя субсидии, покрывающие часть стоимости ремонта, а власти Парижа создают сеть из 650 км выделенных велодорожек и закрывают улицы для машин по меньшей мере до конца лета. Соседи по Ла-Маншу, британские власти, выделят 2,5 млрд фунтов стерлингов на меры по обустройству велодорожек, тротуаров и выделенных полос для общественного транспорта, а в Лондоне создают велосипедную альтернативу метро, дублирующую его маршруты.

Пойдут ли по такому пути власти российских городов — вопрос пока без ответа. Однако наши сограждане не привыкли ждать сигналов от правительства и «голосуют» ногами самостоятельно: спрос на велосипеды в России повысился за год на 36%, а на обычные дорожные модели рост достиг 76%, отмечали в середине мая аналитики «Авито». Хочется верить, что экоинициативы эпохи пандемии не станут временным хайпом, а приведут к реальным переменам в политике, в том числе и в нашей стране.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer