Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деньги из будущего: как и зачем россияне инвестируют в SpaceX Илона Маска


15 июля 2020 года Елена Тофанюк, Владислав Новый, Forbes


Россияне и китайцы де-факто не могут инвестировать в SpaceX, но они это делают. Как им это удается и стоит ли еще бежать за акциями частной компании, отправившей человека в космос?

30 мая в 22:22 по московскому времени компания SpaceX отправила в космос свой пилотируемый корабль Crew Dragon. Он стал первым частным пилотируемым космическим кораблем в истории. Акции SpaceX на внебиржевом рынке после запуска подорожали, а среди инвесторов начался ажиотаж, рассказали Forbes несколько инвесторов в акции SpaceX.

Как обойти запрет

«Сейчас акции на внебиржевом рынке стоят около $250, а спрос на них очень высокий — все акции, что у нас были, разобрали буквально за несколько часов», — говорил корреспонденту Forbes вскоре после запуска Crew Dragon менеджер по продажам инвестиционной компании United Traders. Он предложил купить акции специально под заказ, но при объеме инвестиций не менее $100 000.

United Traders инвестирует в SpaceX с 2015 года, самые первые акции компания покупала по цене $143,35, сказал Forbes представитель компании Алексей Марков. Своих инвесторов United Traders не раскрывает, но среди них, по словам Маркова, есть и сотрудники российской компании.

Вообще-то у россиян и китайцев, по наблюдениям инвесторов, мало шансов стать акционерами SpaceX, но это негласное ограничение все, кто хочет, успешно обходят. «SpaceX очень внимательно следит за тем, кто напрямую входит в их список акционеров», — говорит управляющий партнер MindRock Capital Павел Черкашин. Российские инвесторы покупают не напрямую у компании, а доли в фондах, это и позволяет обходить ограничения. «Мы не предлагаем инвесторам прямого участия в реестре акционеров, однако они получают доход от роста капитализации компании и ее последующего выхода на IPO. United Traders покупают долю в SPV (от англ. special purpose vehicle — компания специального назначения, создаваемая под определенный проект — Forbes) через одного из своих контрагентов, которые соблюдают требования регуляторов США и учитывают требования компании SpaceX», — говорит Марков.

Черкашин из MindRock тоже покупал долю в фонде, который уже владел акциями SpaceX. «Мы не подпадаем под требование проверки инвесторов — проверку нужна для тех, кто получает право голоса или доступ к секретной информации. Нам не нужно ни то, ни другое, мы покупаем чисто экономический интерес», — говорит Черкашин.

«Компания не хочет иметь новых мелких инвесторов — ни американцев, ни иностранцев, поэтому обычно продаются не сами акции, а специальная ими владеющая компания, SPV. Тогда разрешения у компании просить не надо. У таких покупок есть определенный риск. Конечно, нужно также разбираться, акции какого класса вы покупаете, это важно, если компания не выйдет на IPO, а будет продана в результате сделки M&A», — говорит управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. Фонд Орловского бумаги SpaceX не покупал.

Ставка на спутники

Фонд Arctic Ventures совсем небольшой, всего $13 млн, и создан только в начале года. Его запустил бывший партнер швейцарской инвестиционной компании Blackfort Capital AG Антон Аликов специально для инвестиций в онлайн-образование, здравоохранение, аэрокосмические технологии, IT-безопасность, электронную торговлю, рекламу и маркетинг. «Нашей первой инвестицией была компания Coursera, а потом начался коронавирус, и мы начали искать устойчивые к пандемии отрасли», — сказал Аликов Forbes. Arctic Ventures, как и все остальные, инвестировал не напрямую в SpaceX, а через другой, более крупный, фонд. «Если ты хочешь напрямую инвестировать в эту компанию, ты должен прийти с чеком в десятки миллионов долларов, а у нас средний чек инвестора — $100 000–200 000», говорит Аликов. И даже инвестируя не напрямую, Arctic Ventures пришлось войти в синдикат инвесторов вместе с компанией MindRock Capital Черкашина, чтобы принять участие в мартовском раунде, когда SpaceX привлекла $221 млн. Вместе Arctic Ventures и MindRock Capitalсобрали $4 млн. После этого они подали заявку на приобретение бумаг еще на $2,8 млн, но пока смогли получить акции только на $1 млн, говорит Аликов.

При этом Аликов возлагает больше надежд не на сам SpaceX, а на его подразделение, компанию StarLink. Она собирается предоставлять доступ к высокочастотному интернету в любой точке мира. «Уже в конце 2021 года планируется покрыть высокоскоростной связью не только северную Америку, но и всю планету, что в будущем обеспечит интернетом около миллиарда человек. Уже проведены успешные испытания, можно наблюдать, как первые спутники выходят на орбиту и гуськом расходятся по своим местам», — рассказывает Аликов.

Когда StarLink запустит обещанное количество спутников, она может отделиться, и тогда инвесторы получат две бумаги — SpaceX и Starlink, полагает управляющий. «Сейчас стоимость SpaceX около $36 млрд, StarLink может стоить в два раза больше», — надеется он.

Экспедиция на Луну

Черкашин инвестировал в SpaceX, потому что он фанат космических технологий. Он ожидает от компании прорыва на нескольких фронтах, которые увеличат не только капитализацию SpaceX, но и размер всего космического рынка. Три основных события, полагает он, могут повлиять на стоимость его инвестиции. Это пилотируемый запуск, который уже состоялся, запуск StarLink и создание большой ракеты StarShip.

StarLink должен сделать передачу интернет-трафика очень дешевой — в 2000 раз дешевле, чем сейчас, прогнозирует инвестор. «Уже сейчас у Маска передача одного Гбит/c обходится дешевле, чем по оптоволоконному кабелю, а сама система станет крупнейшим оператором связи в мире в ближайшие 10 лет», — рассказывает он.

Революционным выглядит и проект StarShip. «Представьте Boeing 747, который может доставить на Луну экспедицию в 100 человек с оборудованием и запасом еды и вернуться обратно. Это меняет и стоимость доставки на орбиту, и горизонт этой доставки. И это не фантастика, это происходит прямо сейчас», — описывает Черкашин свои впечатления от проекта StarShip. По его мнению, эта ракета кардинально изменит и доставку грузов на околоземную орбиту, позволив в будущем любой агрофирме запустить спутник для мониторинга посевов.

Черкашин рассчитывает дождаться этих трех событий и продать свои акции. «Как только все эти события произойдут и капитализация компании вырастет пропорционально этим достижениям, мы продадим наши акции. Думаю, это будет через год или два. Не нужно ждать 10 лет, чтобы заработать», — говорит он. По расчетам инвестора, компания будет стоить дороже Tesla, капитализация которой превышает $286 млрд.

Крепкие нервы

Чтобы инвестировать в проекты Маска, нужно иметь крепкие нервы, говорит управляющий директор ITI Funds Глеб Яковлев. Он хотел купить акции SpaceX для платформы пре-IPO, но отказался от этой идеи — слишком необычный проект и слишком много ограничений. Он говорит, что его компания не готова покупать вместо акций доли в фондах или SPV — «это немного серая схема»: «Ты не уведомляешь компанию о том, что ты акционер, а это нарушение американских законов. Мы в такие игры не играем, потому что есть риск, что сделку объявят недействительной через суд». Яковлев говорит, что если бы был способ попасть в реестр акционеров, он купил бы бумаги SpaceX.

Виктор Орловский из Fort Ross Ventures считает SpaceX далеко не самым интересным «единорогом», в первую очередь, потому что компания уже очень дорогая. «Она уже сейчас стоит $35 млрд, допустим, она будет стоить $100 млрд через пять-шесть лет, но есть компании, которые сейчас стоят $3 млрд и тоже могут вырасти в три раза — для инвестора результат будет гораздо лучше», — говорит он и советует инвесторам не поддаваться хайпу.

«Если вы любите космос, хотите быть причастными к прорыву человечества в космос, то вам, конечно, стоит купить акции SpaceX. Но если вас интересует, сколько вы заработаете — а ведь это главная задача инвестора, тогда не стоит класть все яйца в одну корзину», — резюмирует он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer