Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Деньги из будущего: как и зачем россияне инвестируют в SpaceX Илона Маска


15 июля 2020 года Елена Тофанюк, Владислав Новый, Forbes


Россияне и китайцы де-факто не могут инвестировать в SpaceX, но они это делают. Как им это удается и стоит ли еще бежать за акциями частной компании, отправившей человека в космос?

30 мая в 22:22 по московскому времени компания SpaceX отправила в космос свой пилотируемый корабль Crew Dragon. Он стал первым частным пилотируемым космическим кораблем в истории. Акции SpaceX на внебиржевом рынке после запуска подорожали, а среди инвесторов начался ажиотаж, рассказали Forbes несколько инвесторов в акции SpaceX.

Как обойти запрет

«Сейчас акции на внебиржевом рынке стоят около $250, а спрос на них очень высокий — все акции, что у нас были, разобрали буквально за несколько часов», — говорил корреспонденту Forbes вскоре после запуска Crew Dragon менеджер по продажам инвестиционной компании United Traders. Он предложил купить акции специально под заказ, но при объеме инвестиций не менее $100 000.

United Traders инвестирует в SpaceX с 2015 года, самые первые акции компания покупала по цене $143,35, сказал Forbes представитель компании Алексей Марков. Своих инвесторов United Traders не раскрывает, но среди них, по словам Маркова, есть и сотрудники российской компании.

Вообще-то у россиян и китайцев, по наблюдениям инвесторов, мало шансов стать акционерами SpaceX, но это негласное ограничение все, кто хочет, успешно обходят. «SpaceX очень внимательно следит за тем, кто напрямую входит в их список акционеров», — говорит управляющий партнер MindRock Capital Павел Черкашин. Российские инвесторы покупают не напрямую у компании, а доли в фондах, это и позволяет обходить ограничения. «Мы не предлагаем инвесторам прямого участия в реестре акционеров, однако они получают доход от роста капитализации компании и ее последующего выхода на IPO. United Traders покупают долю в SPV (от англ. special purpose vehicle — компания специального назначения, создаваемая под определенный проект — Forbes) через одного из своих контрагентов, которые соблюдают требования регуляторов США и учитывают требования компании SpaceX», — говорит Марков.

Черкашин из MindRock тоже покупал долю в фонде, который уже владел акциями SpaceX. «Мы не подпадаем под требование проверки инвесторов — проверку нужна для тех, кто получает право голоса или доступ к секретной информации. Нам не нужно ни то, ни другое, мы покупаем чисто экономический интерес», — говорит Черкашин.

«Компания не хочет иметь новых мелких инвесторов — ни американцев, ни иностранцев, поэтому обычно продаются не сами акции, а специальная ими владеющая компания, SPV. Тогда разрешения у компании просить не надо. У таких покупок есть определенный риск. Конечно, нужно также разбираться, акции какого класса вы покупаете, это важно, если компания не выйдет на IPO, а будет продана в результате сделки M&A», — говорит управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. Фонд Орловского бумаги SpaceX не покупал.

Ставка на спутники

Фонд Arctic Ventures совсем небольшой, всего $13 млн, и создан только в начале года. Его запустил бывший партнер швейцарской инвестиционной компании Blackfort Capital AG Антон Аликов специально для инвестиций в онлайн-образование, здравоохранение, аэрокосмические технологии, IT-безопасность, электронную торговлю, рекламу и маркетинг. «Нашей первой инвестицией была компания Coursera, а потом начался коронавирус, и мы начали искать устойчивые к пандемии отрасли», — сказал Аликов Forbes. Arctic Ventures, как и все остальные, инвестировал не напрямую в SpaceX, а через другой, более крупный, фонд. «Если ты хочешь напрямую инвестировать в эту компанию, ты должен прийти с чеком в десятки миллионов долларов, а у нас средний чек инвестора — $100 000–200 000», говорит Аликов. И даже инвестируя не напрямую, Arctic Ventures пришлось войти в синдикат инвесторов вместе с компанией MindRock Capital Черкашина, чтобы принять участие в мартовском раунде, когда SpaceX привлекла $221 млн. Вместе Arctic Ventures и MindRock Capitalсобрали $4 млн. После этого они подали заявку на приобретение бумаг еще на $2,8 млн, но пока смогли получить акции только на $1 млн, говорит Аликов.

При этом Аликов возлагает больше надежд не на сам SpaceX, а на его подразделение, компанию StarLink. Она собирается предоставлять доступ к высокочастотному интернету в любой точке мира. «Уже в конце 2021 года планируется покрыть высокоскоростной связью не только северную Америку, но и всю планету, что в будущем обеспечит интернетом около миллиарда человек. Уже проведены успешные испытания, можно наблюдать, как первые спутники выходят на орбиту и гуськом расходятся по своим местам», — рассказывает Аликов.

Когда StarLink запустит обещанное количество спутников, она может отделиться, и тогда инвесторы получат две бумаги — SpaceX и Starlink, полагает управляющий. «Сейчас стоимость SpaceX около $36 млрд, StarLink может стоить в два раза больше», — надеется он.

Экспедиция на Луну

Черкашин инвестировал в SpaceX, потому что он фанат космических технологий. Он ожидает от компании прорыва на нескольких фронтах, которые увеличат не только капитализацию SpaceX, но и размер всего космического рынка. Три основных события, полагает он, могут повлиять на стоимость его инвестиции. Это пилотируемый запуск, который уже состоялся, запуск StarLink и создание большой ракеты StarShip.

StarLink должен сделать передачу интернет-трафика очень дешевой — в 2000 раз дешевле, чем сейчас, прогнозирует инвестор. «Уже сейчас у Маска передача одного Гбит/c обходится дешевле, чем по оптоволоконному кабелю, а сама система станет крупнейшим оператором связи в мире в ближайшие 10 лет», — рассказывает он.

Революционным выглядит и проект StarShip. «Представьте Boeing 747, который может доставить на Луну экспедицию в 100 человек с оборудованием и запасом еды и вернуться обратно. Это меняет и стоимость доставки на орбиту, и горизонт этой доставки. И это не фантастика, это происходит прямо сейчас», — описывает Черкашин свои впечатления от проекта StarShip. По его мнению, эта ракета кардинально изменит и доставку грузов на околоземную орбиту, позволив в будущем любой агрофирме запустить спутник для мониторинга посевов.

Черкашин рассчитывает дождаться этих трех событий и продать свои акции. «Как только все эти события произойдут и капитализация компании вырастет пропорционально этим достижениям, мы продадим наши акции. Думаю, это будет через год или два. Не нужно ждать 10 лет, чтобы заработать», — говорит он. По расчетам инвестора, компания будет стоить дороже Tesla, капитализация которой превышает $286 млрд.

Крепкие нервы

Чтобы инвестировать в проекты Маска, нужно иметь крепкие нервы, говорит управляющий директор ITI Funds Глеб Яковлев. Он хотел купить акции SpaceX для платформы пре-IPO, но отказался от этой идеи — слишком необычный проект и слишком много ограничений. Он говорит, что его компания не готова покупать вместо акций доли в фондах или SPV — «это немного серая схема»: «Ты не уведомляешь компанию о том, что ты акционер, а это нарушение американских законов. Мы в такие игры не играем, потому что есть риск, что сделку объявят недействительной через суд». Яковлев говорит, что если бы был способ попасть в реестр акционеров, он купил бы бумаги SpaceX.

Виктор Орловский из Fort Ross Ventures считает SpaceX далеко не самым интересным «единорогом», в первую очередь, потому что компания уже очень дорогая. «Она уже сейчас стоит $35 млрд, допустим, она будет стоить $100 млрд через пять-шесть лет, но есть компании, которые сейчас стоят $3 млрд и тоже могут вырасти в три раза — для инвестора результат будет гораздо лучше», — говорит он и советует инвесторам не поддаваться хайпу.

«Если вы любите космос, хотите быть причастными к прорыву человечества в космос, то вам, конечно, стоит купить акции SpaceX. Но если вас интересует, сколько вы заработаете — а ведь это главная задача инвестора, тогда не стоит класть все яйца в одну корзину», — резюмирует он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer