← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Деньги из будущего: как и зачем россияне инвестируют в SpaceX Илона Маска


15 июля 2020 года Елена Тофанюк, Владислав Новый, Forbes


Россияне и китайцы де-факто не могут инвестировать в SpaceX, но они это делают. Как им это удается и стоит ли еще бежать за акциями частной компании, отправившей человека в космос?

30 мая в 22:22 по московскому времени компания SpaceX отправила в космос свой пилотируемый корабль Crew Dragon. Он стал первым частным пилотируемым космическим кораблем в истории. Акции SpaceX на внебиржевом рынке после запуска подорожали, а среди инвесторов начался ажиотаж, рассказали Forbes несколько инвесторов в акции SpaceX.

Как обойти запрет

«Сейчас акции на внебиржевом рынке стоят около $250, а спрос на них очень высокий — все акции, что у нас были, разобрали буквально за несколько часов», — говорил корреспонденту Forbes вскоре после запуска Crew Dragon менеджер по продажам инвестиционной компании United Traders. Он предложил купить акции специально под заказ, но при объеме инвестиций не менее $100 000.

United Traders инвестирует в SpaceX с 2015 года, самые первые акции компания покупала по цене $143,35, сказал Forbes представитель компании Алексей Марков. Своих инвесторов United Traders не раскрывает, но среди них, по словам Маркова, есть и сотрудники российской компании.

Вообще-то у россиян и китайцев, по наблюдениям инвесторов, мало шансов стать акционерами SpaceX, но это негласное ограничение все, кто хочет, успешно обходят. «SpaceX очень внимательно следит за тем, кто напрямую входит в их список акционеров», — говорит управляющий партнер MindRock Capital Павел Черкашин. Российские инвесторы покупают не напрямую у компании, а доли в фондах, это и позволяет обходить ограничения. «Мы не предлагаем инвесторам прямого участия в реестре акционеров, однако они получают доход от роста капитализации компании и ее последующего выхода на IPO. United Traders покупают долю в SPV (от англ. special purpose vehicle — компания специального назначения, создаваемая под определенный проект — Forbes) через одного из своих контрагентов, которые соблюдают требования регуляторов США и учитывают требования компании SpaceX», — говорит Марков.

Черкашин из MindRock тоже покупал долю в фонде, который уже владел акциями SpaceX. «Мы не подпадаем под требование проверки инвесторов — проверку нужна для тех, кто получает право голоса или доступ к секретной информации. Нам не нужно ни то, ни другое, мы покупаем чисто экономический интерес», — говорит Черкашин.

«Компания не хочет иметь новых мелких инвесторов — ни американцев, ни иностранцев, поэтому обычно продаются не сами акции, а специальная ими владеющая компания, SPV. Тогда разрешения у компании просить не надо. У таких покупок есть определенный риск. Конечно, нужно также разбираться, акции какого класса вы покупаете, это важно, если компания не выйдет на IPO, а будет продана в результате сделки M&A», — говорит управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский. Фонд Орловского бумаги SpaceX не покупал.

Ставка на спутники

Фонд Arctic Ventures совсем небольшой, всего $13 млн, и создан только в начале года. Его запустил бывший партнер швейцарской инвестиционной компании Blackfort Capital AG Антон Аликов специально для инвестиций в онлайн-образование, здравоохранение, аэрокосмические технологии, IT-безопасность, электронную торговлю, рекламу и маркетинг. «Нашей первой инвестицией была компания Coursera, а потом начался коронавирус, и мы начали искать устойчивые к пандемии отрасли», — сказал Аликов Forbes. Arctic Ventures, как и все остальные, инвестировал не напрямую в SpaceX, а через другой, более крупный, фонд. «Если ты хочешь напрямую инвестировать в эту компанию, ты должен прийти с чеком в десятки миллионов долларов, а у нас средний чек инвестора — $100 000–200 000», говорит Аликов. И даже инвестируя не напрямую, Arctic Ventures пришлось войти в синдикат инвесторов вместе с компанией MindRock Capital Черкашина, чтобы принять участие в мартовском раунде, когда SpaceX привлекла $221 млн. Вместе Arctic Ventures и MindRock Capitalсобрали $4 млн. После этого они подали заявку на приобретение бумаг еще на $2,8 млн, но пока смогли получить акции только на $1 млн, говорит Аликов.

При этом Аликов возлагает больше надежд не на сам SpaceX, а на его подразделение, компанию StarLink. Она собирается предоставлять доступ к высокочастотному интернету в любой точке мира. «Уже в конце 2021 года планируется покрыть высокоскоростной связью не только северную Америку, но и всю планету, что в будущем обеспечит интернетом около миллиарда человек. Уже проведены успешные испытания, можно наблюдать, как первые спутники выходят на орбиту и гуськом расходятся по своим местам», — рассказывает Аликов.

Когда StarLink запустит обещанное количество спутников, она может отделиться, и тогда инвесторы получат две бумаги — SpaceX и Starlink, полагает управляющий. «Сейчас стоимость SpaceX около $36 млрд, StarLink может стоить в два раза больше», — надеется он.

Экспедиция на Луну

Черкашин инвестировал в SpaceX, потому что он фанат космических технологий. Он ожидает от компании прорыва на нескольких фронтах, которые увеличат не только капитализацию SpaceX, но и размер всего космического рынка. Три основных события, полагает он, могут повлиять на стоимость его инвестиции. Это пилотируемый запуск, который уже состоялся, запуск StarLink и создание большой ракеты StarShip.

StarLink должен сделать передачу интернет-трафика очень дешевой — в 2000 раз дешевле, чем сейчас, прогнозирует инвестор. «Уже сейчас у Маска передача одного Гбит/c обходится дешевле, чем по оптоволоконному кабелю, а сама система станет крупнейшим оператором связи в мире в ближайшие 10 лет», — рассказывает он.

Революционным выглядит и проект StarShip. «Представьте Boeing 747, который может доставить на Луну экспедицию в 100 человек с оборудованием и запасом еды и вернуться обратно. Это меняет и стоимость доставки на орбиту, и горизонт этой доставки. И это не фантастика, это происходит прямо сейчас», — описывает Черкашин свои впечатления от проекта StarShip. По его мнению, эта ракета кардинально изменит и доставку грузов на околоземную орбиту, позволив в будущем любой агрофирме запустить спутник для мониторинга посевов.

Черкашин рассчитывает дождаться этих трех событий и продать свои акции. «Как только все эти события произойдут и капитализация компании вырастет пропорционально этим достижениям, мы продадим наши акции. Думаю, это будет через год или два. Не нужно ждать 10 лет, чтобы заработать», — говорит он. По расчетам инвестора, компания будет стоить дороже Tesla, капитализация которой превышает $286 млрд.

Крепкие нервы

Чтобы инвестировать в проекты Маска, нужно иметь крепкие нервы, говорит управляющий директор ITI Funds Глеб Яковлев. Он хотел купить акции SpaceX для платформы пре-IPO, но отказался от этой идеи — слишком необычный проект и слишком много ограничений. Он говорит, что его компания не готова покупать вместо акций доли в фондах или SPV — «это немного серая схема»: «Ты не уведомляешь компанию о том, что ты акционер, а это нарушение американских законов. Мы в такие игры не играем, потому что есть риск, что сделку объявят недействительной через суд». Яковлев говорит, что если бы был способ попасть в реестр акционеров, он купил бы бумаги SpaceX.

Виктор Орловский из Fort Ross Ventures считает SpaceX далеко не самым интересным «единорогом», в первую очередь, потому что компания уже очень дорогая. «Она уже сейчас стоит $35 млрд, допустим, она будет стоить $100 млрд через пять-шесть лет, но есть компании, которые сейчас стоят $3 млрд и тоже могут вырасти в три раза — для инвестора результат будет гораздо лучше», — говорит он и советует инвесторам не поддаваться хайпу.

«Если вы любите космос, хотите быть причастными к прорыву человечества в космос, то вам, конечно, стоит купить акции SpaceX. Но если вас интересует, сколько вы заработаете — а ведь это главная задача инвестора, тогда не стоит класть все яйца в одну корзину», — резюмирует он.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/7/16/31492/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.