Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Курс на Восточный: начинается отправка стартового стола для «Ангары»


18 июля 2020 года Александр Буланов, Известия


Уникальная транспортная операция по перевозке стартового стола для ракеты-носителя «Ангара» началась в Северодвинске. Система общей массой более 2 тыс. т была погружена на судно «Баренц» и в 4 часа утра 18 июля стартует из порта судоремонтного завода «Звездочка» через Северный Ледовитый океан в город-порт Советская Гавань, находящийся в Хабаровском крае. Далее ценный груз переместят на баржу, и к началу сентября по рекам Амур и Зея он будет доставлен на космодром Восточный. Ожидается, что установка нового стартового стола станет завершающим этапом строительства второй очереди космодрома.

Соединить стихии

Любой космический полет начинается со стартового стола — именно это сооружение удерживает ракету в вертикальном положении перед стартом и позволяет загрузить в нее топливо, а затем осуществить пуск, отражая раскаленные газы от двигателей в безопасном для людей направлении. Наиболее масштабными разработками в этой области можно назвать стартовые столы для тяжелых ракет, перевозка которых (из-за габаритных размеров и веса) от места сборки до космодрома требует нетривиальных подходов к логистике.

Одной из самых сложных и значимых транспортных операций в российской космической отрасли должно стать перемещение стартового стола для ракеты-носителя «Ангара» на космодром Восточный, которое было решено провести с помощью грузовых судов.

По словам представителей компании «ЦЭНКИ — космодромы России», многотонная система с комплексом вакуумной установки для пилотируемой программы уже погружена на «Баренц» (российское универсальное грузовое судно длиной 99 м, валовая вместимость которого превышает 3 тыс. т). В 4 часа утра 18 июля он стартует из порта судоремонтного завода «Звездочка» через Северный Ледовитый океан в город Советская Гавань, находящийся в Хабаровском крае. Преодолеть путь через два океана — Северный Ледовитый и Тихий — экипаж планирует менее чем за месяц.

— Мы решили доставить этот важный груз для космодрома морским путем, поскольку данный вид транспортировки крупногабаритных систем наиболее привлекателен с экономической точки зрения. К тому же для осуществления проекта у нас имеется вся необходимая портовая инфраструктура, — рассказал «Известиям» генеральный директор «ЦЭНКИ — космодромы России» Андрей Охлопков.

По его словам, это решение позволит сэкономить как минимум 60 дней при сборке стартового стола.

— Экономия времени крайне важна при создании подобных объектов инфраструктуры — насколько мне известно, ранее строители уже обеспечили фору в один-два месяца, проведя заливку фундамента стартового стола в зимнее время, — пояснил академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Игорь Маринин. — Такие темпы позволяют надеяться на окончание строительства в положенные сроки. Следует учитывать, что для совершения запланированных пусков в графике должны работать и конструкторы двигателей для тяжелой версии «Ангары», которые пока еще не прошли все испытания.

Примечательно, что руководители морской части миссии оказались лично связаны с историей освоения космоса.

— Родители меня назвали в честь космонавта Валерия Быковского, а второго помощника — в честь Юрия Гагарина. Думаю, это символично, что именно мы повезем модули для космодрома Восточный, — считает капитан судна «Баренц» Валерий Филимонов. — Получается, что на нашем корабле впервые соединились две стихии: море и космос.

После того как стартовый стол будет доставлен в Советскую Гавань, его переместят на баржу и к началу сентября по рекам Амур и Зея доставят на космодром Восточный. Причем ранее туда уже прибыла важная часть комплекса — кабель-заправочная башня с предприятия «Тяжмаш», успешная установка которой завершила первый этап сборки.

Вторая очередь

В основу нового сооружения легли проверенные в прошлом решения, которые уже доказали свою надежность на предшествующих запусках, производившихся на космодроме Плесецк. При этом была существенно улучшена система безопасности управления и внедрены новые технологии.

— Отличием стартового комплекса является его универсальность — он подходит и для запуска ракет космического назначения с автоматическими космическими аппаратами, и для пилотируемых кораблей, — подчеркнул заместитель генерального директора АО «ЦЭНКИ» по созданию космодрома Восточный Сергей Костарев.

Эксперты отмечают, что сейчас мы наблюдаем подготовку к последней фазе строительства стартового стола. При этом морской вариант доставки конструкций не является уникальным и уже использовался «Роскосмосом» ранее.

— Стартовый стол состоит из подземного котлована, мощного бетонного сооружения (они уже были построены ранее) и надземной металлической части, перевозку которой предстоит осуществить, — отметил Игорь Маринин. — При этом по Северному Ледовитому океану ранее уже осуществлялась доставка подобной конструкции для космодрома Плесецк — тогда груз дошел по воде до Архангельска, а затем перевозился по частям на автомобильном транспорте.

Ожидается, что после успешной установки сооружения на космодроме с него можно будет осуществлять пуски ракеты-носителя «Ангара», которая стала первой ракетой в своем классе, созданной российскими конструкторами после распада СССР. Именно на нее предполагается перераспределить задачи устаревшего носителя тяжелого класса «Протон», производство которого завершилось в прошлом году.

Установкой нового стартового стола должна будет закончиться вторая очередь строительства Восточного. Однако на этом его развитие не завершится. «Роскосмос» планирует организовать на космодроме еще одну, третью пусковую площадку. Она будет предназначена уже для сверхтяжелой ракеты, которая сможет выводить корабли для освоения дальнего космоса.

— В ближайшее время, надеюсь, в этом году, будет принята федеральная целевая программа по созданию новой ракеты сверхтяжелого класса, — отметил Андрей Охлопков.

По словам эксперта, именно на этой ракете после 2028 года российские космонавты должны отправиться в свой первый полет на Луну.

Финальный штрих

Решение о создании космодрома Восточный было принято еще в 2007 году — оно было связано с необходимостью перенести пуски со старого космодрома Байконур на российскую территорию. Строительные работы на новой площадке начались в 2011 году, а окончание первой очереди строительства инфраструктуры, предназначенной для стартов ракет-носителей семейства «Союз», намечалось на 2017 год. Однако сроки были сдвинуты на два года из-за брака при заливке фундамента стартового стола и необходимости проведения дополнительных работ по его укреплению.

Также на строительство повлиял скандал с невыплатой зарплат рабочим — в 2015 году он привел к забастовкам и увольнению заместителя руководителя компании «Дальспецстрой» Дмитрия Савина.

Монтаж технического оборудования для второй очереди космодрома Восточный начался в декабре 2019 года — тогда на площадке устанавливались крупногабаритные емкости для хранения кислорода и азота. В настоящее время строительство объекта значительно отстает от первоначальных планов «Роскосмоса», в которых конец работ намечался на 2023 год, — сейчас срок окончательной сдачи объекта отложен на конец 2025 года.
 

Ракета «Ангара» имеет репутацию космического долгостроя.
Так, процесс разработки и испытаний компонентов многомодульного носителя несколько раз прерывался, что привело к многократному удорожанию проекта и увеличению длительности периода его подготовки, который растянулся с 1992 года по настоящее время. Первый испытательный пуск РН «Ангара-А5» был успешно произведен в 2014 году с космодрома Плесецк. Решение о запусках ракеты с космодрома Восточный было принято госкорпорацией «Роскосмос» в 2019 году.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга



Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Сошьют на оборонзаказ: Су-57 скроют под чехлами-невидимками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer