Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Приговор донесут до ICAO


24 июля 2020 года Сергей Сергеев, КоммерсантЪ


В Солнцевском райсуде Москвы завершился процесс по делу трех диспетчеров, которых, как и предполагали накануне их адвокаты, признали виновными в крушении в 2014 году в столичном аэропорту Внуково бизнес-джета Falcon 50 с президентом компании Total Кристофом де Маржери на борту. Руководитель полетов аэропорта Роман Дунаев и диспетчер-инструктор Александр Круглов получили реальные сроки, а диспетчер руления Надежда Архипова попала под амнистию в честь 70-летия Победы, по которой раньше также избежали наказания непосредственный виновник катастрофы, водитель снегоуборщика, ездивший по ВПП в пьяном виде, и его начальник. Впрочем, брать под стражу диспетчеров на глазах поддерживавших их коллег и журналистов суд не решился, оставив их на подписке о невыезде до вступления решения в законную силу.

На оглашение приговора у судьи Екатерины Гришиной ушло, если не считать двух небольших перерывов, около четырех часов. Она почти сразу сняла все вопросы, объявив, что все трое подсудимых виновны. «Дунаев, Круглов, Архипова нарушили правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК), что повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, а также причинение крупного ущерба»,— огласила судья. После этого интрига заключалась лишь в том, какие именно сроки заключения будут назначены и будут ли они реальными или условными. Затем судья Гришина долго перечисляла доказательства обвинения, фактически подтвердив его версию о том, что диспетчеры нарушили множество должностных инструкций и правил, что в итоге обернулось трагедией, происшедшей по иронии судьбы в Международный день диспетчера.

Как заявляли представители Генпрокуратуры в суде, диспетчер руления Надежда Архипова не проследила за движением спецтехники на летном поле, а Александр Круглов позволил диспетчеру-стажеру дать экипажу Falcon 50 с мультимиллионером на борту разрешение на занятие полосы, где находилась снегоуборочная машина, и начать взлет.

Роман Дунаев, в свою очередь, не проследил за работой диспетчеров, не провел инструктаж и «проявил бездействие». При этом, как отмечалось гособвинителем, работники аэропорта имели доступ к спецоборудованию, в том числе и локатору, на котором отображалось, что на взлетной полосе есть снегоуборщик. Водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко и его непосредственный начальник Владимир Леденев, признавшие вину, были приговорены в особом порядке к четырем и трем с половиной годам лишения свободы, а затем амнистированы.

Между тем еще накануне оглашения приговора источники “Ъ” в окружении обвиняемых диспетчеров отмечали, что они готовятся к самому худшему развитию событий. «Я и мои коллеги убеждены, что диспетчеров оправдали бы по предъявленному обвинению в любой другой стране мира»,— заявил “Ъ” руководитель юрслужбы Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) России Олег Бабич. Он говорил о политической подоплеке процесса, результат которого должен удовлетворить не только российское общество, но и французскую сторону. По его словам, накануне приговора диспетчеры, их друзья и коллеги были «в тревожном ожидании». Тяжелее всего приходилось Надежде Архиповой — самой возрастной обвиняемой, которая к тому же страдает целым рядом заболеваний и последние заседания провела фактически на таблетках.

Александр Круглов, как пояснили его представители, был настроен весьма по-боевому, заявив, что принципиально «не будет брать чемодан» с собой на приговор.

«Вообще, взять под стражу диспетчеров в зале суда, когда двое непосредственных виновников гуляют на свободе,— настоящее безумие»,— заявил господин Бабич. И суд на это не решился. Господин Дунаев был приговорен к шести годам колонии-поселения, Александр Круглов к пяти с половиной, а Надежда Архипова — к пяти. Так как этот срок являлся предельно возможным для применения амнистии в честь 70-летия Победы, то она сразу же была освобождена от наказания. Между тем Екатерина Гришина особо отметила, что мера пресечения для осужденных в виде подписки о невыезде остается прежней до вступления приговора в законную силу — то есть до рассмотрения апелляции, о готовности направить которые сразу заявили адвокаты. Таким образом, у двух осужденных к реальному сроку диспетчеров есть возможность вообще не оказаться за решеткой. 21 октября истекает срок давности по делу. Кроме того, апелляционная инстанция может смягчить наказание до тех же пяти лет, позволяющих попасть под амнистию. Впрочем, представители ФПАД заявили “Ъ”, что считают вынесенный приговор необоснованным. Тем более что, как отметили представители ФПАД, в официальном отчете МАК о катастрофе говорится о невиновности диспетчеров, не видевших снегоуборщика.

«Можно застраховаться от злонамеренного поведения, предусмотрев различные системы предупреждения, но нельзя застраховаться от поведения пьяного дурака, способного внезапно, без предупреждения и разрешения выскочить на автомобиле под взлетающее воздушное судно!» — сказано в заявлении ФПАД.

В нем коллеги требуют защитить осужденных диспетчеров, обещая довести информацию о приговоре в ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IFATCA (Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров) с просьбой принять в отношении РФ эффективные меры, направленные на исполнение взятых ею обязательств по обеспечению объективной и беспристрастной процедуры расследования авиационных катастроф.

Адвокат Романа Дунаева Игорь Чернецкий заявил “Ъ”, что обжалует приговор как незаконный и необоснованный. В нем, по его словам, не отражены доводы защиты и те ходатайства, которые подавались в ходе процесса, но не были рассмотрены судьей до оглашения приговора.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer