Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету


23 июля 2020 года Анатолий Глянцев, Forbes


23 июля 2020 года Китай запустил в космос свой первый марсианский ровер. Амбициозная миссия обещает сделать КНР второй страной после США, чьи марсоходы оставляют следы на пыльных тропинках соседней планеты.

23 июля 2020 года стартовала китайская марсианская миссия «Тяньвэнь-1». В ее составе как орбитальный зонд, так и планетоход. Аппарат должен выйти на орбиту Марса в феврале 2021 года. Через 2-3 месяца после этого посадочный модуль с ровером сядет на равнине Утопия. Орбитальный зонд продолжит обращаться вокруг планеты и начнет собственные научные наблюдения.

«Тяньвэнь» означает «вопросы к небу» (название взято из поэмы великого китайского поэта Цюй Юаня). И, судя по научному оснащению миссии, у ученых КНР есть немало вопросов к небесам.

Пятитонная махина (такова суммарная масса всех аппаратов миссии и топлива) вооружена 13 научными приборами. Семь из них приходится на орбитальный зонд, еще шесть — на марсоход. Как орбитальный аппарат, так и ровер будут делать фотоснимки, сканировать планету с помощью радаров, измерять магнитные поля и определять химический состав марсианского грунта. Марсоход оснащен и метеорологическими приборами. Своеобразные наблюдения за «погодой за бортом» будет вести и искусственный спутник Марса. Он изучит окружающие его частицы (космическое пространство — это все-таки не полная пустота, тем более вблизи планеты).

Орбитальный зонд рассчитан на один марсианский год работы (около двух земных), а 240-килограммовый ровер — на 90 марсианских суток. Впрочем, ровно на такой же срок был рассчитан американский марсоход Opportunity, проработавший более 14 лет.

Китай сделал первую попытку начать свою марсианскую программу в 2011 году. Китайский микроспутник «Инхо-1» должен был долететь до Марса борту российского зонда «Фобос-Грунт», но разделил печальную судьбу российской миссии.

После этого китайские стратеги решили обходиться собственными силами. Сегодняшний запуск был произведен с космодрома Вэньчан с помощью китайской ракеты-носителя «Чанчжэн-5» («Великий поход — 5»). Китайцы пошли на это, несмотря на то что до сегодняшнего дня эта ракета совершила только четыре запуска и один из них закончился катастрофой.

Интересно отметить, что китайские власти старались не привлекать внимание СМИ к запуску. О том, что окно запуска открывается 23 июля, было известно давно, однако о точной дате и времени не сообщали до последнего момента. Даже когда до старта оставалось меньше суток, о нем было известно только из официальных предупреждений морским судам об опасности, связанной с возможным падением ракеты-носителя, сообщает ресурс spaceflightnow.com. Тем не менее сам запуск транслировался китайскими телеканалами в прямом эфире.

На сегодняшний день единственной страной, чьи аппараты успешно выполняли программу на поверхности Марса, остаются США. Советские зонды разбились при посадке или, как «Марс-3» в 1971 году, потеряли связь с Землей. Не повезло и двум миссиям Европейского космического агентства.

А вот на орбите Красной планеты продуктивно работали и советские, и европейские аппараты, не говоря об американских. Отметилась успешной миссией и Индия. На этом список «марсианских держав» пока исчерпывается. Правда, одновременно с Китаем в него собираются войти и ОАЭ, чей аппарат «Надежда» движется к Марсу прямо сейчас. Но арабская страна запустила (а если говорить точнее, скорее уж профинансировала) только орбитальный зонд без посадочного модуля.

Китайская ракета-носитель «Чанчжэн-5» — новичок в миссиях к другим небесным телам, однако китайская космическая техника в целом имеет в этом неплохой опыт. С 2007 года аппараты КНР летают к Луне. Первые два зонда были орбитальными, но уже в 2013 году на спутник Земли сел луноход «Юйту». Так Китай стал третьей державой после СССР и США, осуществившей мягкую посадку на Луну. Между прочим, с тех пор этот список так и не пополнился. Израильский зонд «Берешит» и индийский ровер «Прагьян» разбились при попытке посадки (оба в 2019 году).

В том же 2019 году Китай наконец перешел с позиции третьего догоняющего в ранг космической державы, сделавшей нечто впервые в мире. Речь идет о первой посадке на обратную сторону Луны. Ровер «Юйту-2» успешно работает там и сегодня.

После успешных лунных миссий Китай обратился к следующей цели — далекому Марсу. И это тот случай, когда политические амбиции азиатского гиганта идут на пользу всему человечеству.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer