Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу


25 июля 2020 года Михаил Котов, Известия


В 2020 году сразу три космических аппарата из разных стран полетят к Марсу. Две миссии уже стартовали: 20 июля в путь отправился проект Объединенных Арабских Эмиратов, а утром 23 июля на отлетную траекторию вышла китайская межпланетная станция. Спустя несколько дней, в самом начале августа должны стартовать и американцы. Почему в этом году так много марсианских миссий и что случилось с российско-европейским проектом «ЭкзоМарс-2020», читайте в материале «Известий».

Примерно раз в два года Земля и Марс подходят друг к другу на оптимальное для запуска космических аппаратов расстояние. Этот период называется марсианское стартовое окно, и чаще всего именно в это время стартуют исследовательские миссии на Марс. В этом году ожидалось, что миссий будет аж четыре, своеобразная гонка между США, Китаем, совместной европейско-российской командой и примкнувшими к ним Объединенными Арабскими Эмиратами, впервые запускающими космический аппарат к Марсу. Увы, но в 2020 году смогут стартовать только три команды.

Двухлетняя задержка

Начать стоит с совместного проекта Европейского космического агентства (ESA) и «Роскосмоса» — «ЭкзоМарс-2020». Он должен был стать второй совместной миссией к Красной планете после частично удачной «ЭкзоМарс-2016». Четыре года назад она успешно стартовала при помощи российской ракеты-носителя «Протон-М». Полезная нагрузка состояла из двух аппаратов — орбитального модуля «Трейс Гас Орбитер» (TGO) и посадочного «Скиапарелли».

Орбитальный модуль успешно вышел на требуемую орбиту Марса и до сих пор функционирует, а вот мягкая посадка «Скиапарелли» не удалась. Предполагалось, что он опустится на плато Меридиана, замедлившись при помощи аэродинамического торможения, сначала парашюта, а затем и специальных ракетных двигателей. Первые две стадии прошли успешно, но двигатели проработали всего три секунды, гораздо меньше, чем нужно. «Скиапарелли» просто упал с высоты трех километров на поверхность Марса и разбился, столкнувшись с планетой на скорости более трехсот километров в час.

Миссия «ЭкзоМарс-2020» планировалась как своеобразная работа над ошибками. Российская посадочная платформа «Казачок» должна мягко опустить на Марс европейский марсоход и множество научных приборов. К сожалению, в августе 2019 года во время проверки парашютов произошла авария, что привело к затягиванию сроков. Кроме того, обнаружилось и еще несколько некритичных проблем, например с программным обеспечением, которое создавала европейская сторона.

Из-за этого в марте 2020 года было принято решение о переносе миссии. Свою роль в этом сыграла и пандемия, сделавшая невозможным плотную совместную работу по своевременному устранению ошибок. Такой перенос в конечном счете лучше, чем отправка миссии с недоделками. Так что придется подождать еще, запуск должен состояться летом 2022 года.

Ход новичка

Из запускаемых в 2020 году миссий технически самая простая у Объединенных Арабских Эмиратов, состоящая только из орбитального аппарата «Аль-Амаль» («Надежда»). Это и понятно: «Эмиратская миссия на Марс» (Emirates Mars Mission) — первый подобный проект для ближневосточной страны. Более того, это первый марсианский спутник арабского мира в целом.

Для его создания Объединенные Арабские Эмираты сформировали большую команду, состоящую из более чем двухсот человек. Что примечательно, в команде, созданной главной космической организацией ОАЭ Космическим центром имени Мухаммеда бин Рашида, женщины составляют 34% персонала миссии и 80% научного штаба. В среднем же доля работающих женщин в ОАЭ составляет всего 28% от общего количества занятых.

Межпланетная орбитальная станция «Аль-Амаль» на борту имеет всего три научных инструмента — это многодиапазонная камера для получения изображений Марса с орбиты и инфракрасный и ультрафиолетовый спектрометры для изучения атмосферы. Спектрометры работают следующим образом: образец облучается различными источниками, от ультрафиолетовой лампы до лазера или рентгеновского излучателя, после чего детектор получает спектр отраженного от образца излучения. Компьютер анализирует спектр и показывает состав образца. Таким образом можно изучать не только газы, но и твердые материалы.

В процессе создания космического аппарата арабам помогали американские специалисты, а запуск космического аппарата производился при помощи японской ракеты-носителя H-IIA с космодрома Танэгасима.

Предполагается, что на орбите Марса аппарат проработает два года, а его главной целью станет создание полного описания марсианской атмосферы.

Вопросы к небу накопились

23 июля китайская ракета-носитель «Чанчжэн-5» успешно вывела на отлетную траекторию миссию «Тяньвэнь-1» («Вопросы к небу», это название поэмы великого китайского поэта Цюй Юаня). Китай четко и планомерно занимается исследованием космоса и после двух успешных лунных миссий по своей программе принялся за Марс с учетом уже накопленного опыта. Китайская миссия гораздо больше, чем у ОАЭ, и включает в себя орбитальный аппарат и посадочную платформу с марсоходом внутри массой 1715 кг.

Китай решил попробовать отличающийся от современного способ посадки. «Тяньвэнь-1» подлетит к Марсу 11 февраля, но еще до 23 апреля 2021 года будет потихоньку сбрасывать скорость на орбите, тормозя о разреженную марсианскую атмосферу. Так делали когда-то американские аппараты «Викинг», но в наши дни в большинстве случаев посадочные платформы начинают тормозить и приземляться сразу же.

Марсоход невелик, весит 240 кг и рассчитан на 90 солов работы. Сол — это марсианские сутки, период обращения Марса вокруг своей оси, они равны примерно 24,5 земным часам. Кстати, 90 солов — гарантированный расчетный срок для выполнения минимальной программы. Сам марсоход оборудован камерами, георадаром и анализатором грунта на основе спектрометра. Подобный «джентльменский набор» поможет Китаю получить много информации о поверхности Марса и подготовит к следующим миссиям.

Всё дело в «Настойчивости»

Самой объемной из запускаемых в 2020 году миссий должна стать американская «Марс-2020». Главной полезной нагрузкой миссии станет марсоход Perseverance («Настойчивость»). Запуск назначен на 1 августа, но из-за технических сложностей может быть отложен еще на несколько дней, почти до самого конца стартового окна.

Perseverance весит более тонны. По конструкции он близок к работающему в настоящее время на Красной планете марсоходу Curiosity, но обладает другим набором инструментов. У Perseverance большой набор различных спектрометров, способных определить состав почвы или камней, встреченных на пути. Есть у него и специальный радар, разработанный Норвежским центром оборонных исследований. С помощью такого прибора марсоход сможет находить возможные полости или каверны на своем пути, а также искать возможные включения льда в грунт.

Отдельно стоит упомянуть небольшой дрон вертолетного типа, которым оборудован Perseverance. Летательный аппарат Ingenuity оснащен соосными винтами диаметром 1,2 м, способными вращаться со скоростью 2400 оборотов в минуту, что гораздо быстрее, чем у земных вертолетов. Всё дело в том, что марсианская атмосфера очень разрежена, и для взлета там требуется гораздо большая скорость вращения винта или его большие размеры. Предполагается, что дрон будет находиться на марсоходе, взлетать с него для разведки, поднимаясь на несколько десятков метров, и садиться обратно для подзарядки.

Perseverance начнет важную и очень сложную миссию по доставке на Землю марсианского грунта, которая должна будет продлиться несколько лет. Во время своей работы он будет собирать марсианский песок и камни в специальные герметичные капсулы и возить их с собой, а в конце периода своей работы он сложит все в одном месте в кратере Езеро. В 2026 году на Марс должна будет стартовать двойная миссия, проводимая совместно NASA и ESA.

Первая ее часть — посадочная платформа выгрузит небольшой марсоход, который положит собранные Perseverance образцы в твердотопливную ракету. Это должно занять несколько месяцев, а после взлета космический аппарат на околоземной орбите встретится со специальной орбитальной станцией, которая стартует в том же 2026 году. Образцы переложат в стерильную камеру орбитальной станции, и она начнет свой путь к Земле. Если всё пройдет удачно, то в 2031 году на Земле получат образцы марсианского грунта и камней.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer