Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР


28 июля 2020 года Игорь Гашков, ТАСС


В советских летных войсках его за аристократическое происхождение прозвали Маркизом: 22-летний француз-дворянин, бледный, с тонкими чертами лица, родившийся в замке; не коммунист или социалист, и тем не менее отправившийся сражаться добровольцем на Восточный фронт. С февраля 1943-го уроженец Оверни Ролан де ла Пуап совершил 125 боевых вылетов в небе над Орлом, Брянском, Смоленском, Оршей и Минском. Итог: 16 сбитых самолетов (один случай не подтвержден), звание Героя Советского Союза и особое достижение в управлении Як-1б: одним из первых он сумел посадить боевую машину на единственное колесо. Вернувшись на родину, де ла Пуап получил известность как изобретатель, предприниматель, основатель морского парка и региональный политик: несколько лет возглавлял местное самоуправление в городке Шампинье на западе Франции. Скончался герой Второй мировой, овеянный славой, в 2012 году в возрасте 92 лет.

Вызов принят

В июне 1940-го года Ролан де ла Пуап, только что окончивший курс в авиационном училище, был среди тех военных, кому предстояло решить, где их родина. Накануне власти Франции пошли на соглашение с гитлеровской Германией: признали поражение в войне, согласились с разделением страны на две части, подразумевавшим оккупацию Парижа. Против выступил  заместитель министра обороны генерал де Голль: он эмигрировал в Лондон. Военные, принесшие присягу, должны были выбрать, к кому она относится: к признанным властям, ставшим коллаборантами, или к генералу, обвиненному в измене и находившемуся за границей. Де ла Пуап и его однокурсники по училищу (все они грезили боевыми подвигами Первой мировой) выбрали Де Голля. Тайно (затерявшись среди польских беженцев) перебрались через пролив Ла-Манш и вступили в создававшиеся генералом войска.

Отъезд из континентальной Франции не означал в середине XX века эмиграции. В 1940–1941 годах де ла Пуап сражался во французских колониях в Африке, входивших в состав республики. Но фронт боевых действий на экваторе был периферийным, а де Голль стремился к участию в главных сражениях Второй мировой. В 1942 году на его переговорах с СССР рождается идея переброски французских соединений на восток. Сначала речь шла о Кавказе, куда могли отправиться пехотинцы, но эти планы не одобрили британцы. Тогда де Голль предложил направить летчиков и дальше — в Центральную Россию. Хотя отъезд пилотов так же не устраивал Лондон, как и солдат, на этот раз компромисс был найден.

Сохранились две версии того, как де ла Пуап встретил призыв командования сражаться на Восточном фронте. Согласно одной — по собственному желанию записался добровольцем в СССР. По другой — его поставили перед фактом: лишь в последний момент сообщили, где предстоит проходить службу. Только и в соответствии с этими сведениями у него оставался выбор. Когда командование запросило повторное согласие, де ла Пуап ответил ему "да".

Дорога на восток

Путь летчика-добровольца в пекло Восточного фронта был извилистым: сначала в Ливан на встречу с де Голлем и советскими представителями для получения виз, затем поездом в иракскую Басру, оттуда — в Иран, вскоре после этого — на советскую территорию, в Баку и, наконец, в Иваново, где пилоты, из которых сформировали боевую эскадрилью "Нормандия", несколько месяцев проходили боевую подготовку. Их учили обращению с самолетом, который они не встречали раньше, — советским Як-1б. Машина произвела на французов впечатление. "Летать так же легко, как на воздушном змее. Но если пикировать со скоростью 500 миль [800 км] в час, то можно остаться без своих крыльев", — говорил впоследствии де ла Пуап. С чем сравнивать, у него было: на Восточный фронт собирались поставить британские Spitfire, но летчики — никто из них в своих мемуарах не вспоминает о принуждении — предпочли советскую военную технику.

В начале 1943 года пилоты "Нормандии" (вскоре переименованной в "Нормандию — Неман") отправились на фронт. Битва за Сталинград еще продолжалась, Ленинград сжимало кольцо блокады, немцы удерживали Харьков. Решающие недели войны, запомнившиеся тяжестью природных условий, спартанским бытом и нагрузками на грани возможного. Командир "Нормандии — Неман" Жан Тюлан впоследствии писал: "Мы прибыли на фронт во время распутицы — худшего времени у русских не бывает в течение целого года. Температуры все еще низкие, и, чтобы разогреть мотор, требуется больше времени. В ход идут горячая вода и масло. Механики работали по 14 часов каждые сутки. Взлет требовал 30–45 минут и помощи всего персонала. То же самое и с посадкой. Советский персонал выделил экадрилье единственное имевшееся удобное помещение. А вот еда была отменной с любой точки зрения: и по качеству, и по количеству. Водку подавали каждый день, когда делался боевой вылет".

На фронтах Второй мировой пили за удачу. Из 96 пилотов "Нормандии — Неман" назад не вернулась половина. Зато везунчики покрыли себя славой. Среди них — де ла Пуап. С позволения командования он разукрасил свой Як: изобразил на его носу пасть акулы. Уже в мае 1943 года о французских пилотах, в том числе и об "акульем", было хорошо известно немецкому командованию. Они удостоились мрачного комплимента от фельдмаршала Кейтеля: тот распорядился казнить без суда всех попавших в плен французских летчиков. Правда, сами они еще не знали, чем рискуют: данные о зловещем приказе обнародовали только в 1946 году, когда военачальника, который его отдал, уже приговорили к смертной казни.

"Нормандия" выходит к Неману

В 1944 году "Нормандия — Неман" вышла к границам Германии, двигаясь вместе с советскими войсками. Осень этого года — время наибольших успехов де ла Пуапа. Число сбитых им самолетов превысило десять, и за одни сутки пилот отличился два раза. К этому же времени относится знаменитая посадка боевого самолета Як на одном колесе. Француз произвел ее с нарушением приказа командования, требовавшего, спасая себе жизнь, покинуть машину. Оказавшийся в трудном положении де ла Пуап виртуозно нашел из него выход: выручил не только себя, но и машину; во времена Второй мировой это считалось особенной удачей.

Все это время ратный труд французов не оплачивался, причем вопреки позиции советского руководства. Сталин предлагал выдавать пилотам ежемесячно $750, но в окружении де Голля эту идею отвергли как несовместимую с самоуважением французского Сопротивления. У летчиков "Нормандии — Неман", ежедневно рисковавших жизнями, такое решение вызывало неприятие. Финансовый спор с собственным руководством запомнился надолго: и спустя полвека в интервью журналистам пилоты замечали, что в России вынуждены были полагаться на помощь хозяев и собственные средства.

Зато вместо денег французские пилоты увезли из СССР небывалые в истории своей страны награды: в 1945-м четверо пилотов, среди которых был и Ролан де ла Пуап, первыми в истории Франции были удостоены звания Героя Советского Союза, а кроме того, получили в подарок... свои самолеты. Сталин объявил, что считает несправедливым разоружать доблестно воевавшее подразделение, и позволил французам совершить последний вылет — к себе домой.

Тени холодной войны

Послевоенная жизнь пилотов (а самые знаменитые летчики "Нормандии — Неман" Марсель Альбер, Жозеф Риссо и Ролан де ла Пуап скончались уже в XXI веке) не была связана с Россией, но советская тема не оставляла героев Восточного фронта. Марсель Альбер, переехавший в США, до конца жизни сохранил доброжелательное отношение к Советскому Союзу. На недоуменный вопрос журналиста, не называли ли его коммунистом, отвечал, смеясь. Супруга де ла Пуапа, оставшегося во Франции, считала этот вопрос более серьезным. По ее словам, в разгар холодной войны обвинения в связях с СССР раздавались, однако "Нормандия — Неман" могла рассчитывать на поддержку де Голля. Тот всегда приходил на помощь, и с трудностями семья де ла Пуапа не столкнулась.

Сам же он предпочел делать карьеру в сфере, далекой от авиации. В 1947 году 27-летним вышел в отставку и занялся бизнесом в области производства пластиковых упаковок. Спустя некоторое время у него был уже собственный завод. В 1970-е де ла Пуап нашел применение своим талантам в сфере массовых развлечений: открыл морской парк в городе Антиб на Лазурном Берегу. Позже занимался региональной политикой, добившись избрания мэром Шампинье в департаменте Мен и Луара. Последние годы провел в Париже и на средиземноморском побережье, где и скончался в 2012 году в возрасте 92 лет.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer