Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР


28 июля 2020 года Игорь Гашков, ТАСС


В советских летных войсках его за аристократическое происхождение прозвали Маркизом: 22-летний француз-дворянин, бледный, с тонкими чертами лица, родившийся в замке; не коммунист или социалист, и тем не менее отправившийся сражаться добровольцем на Восточный фронт. С февраля 1943-го уроженец Оверни Ролан де ла Пуап совершил 125 боевых вылетов в небе над Орлом, Брянском, Смоленском, Оршей и Минском. Итог: 16 сбитых самолетов (один случай не подтвержден), звание Героя Советского Союза и особое достижение в управлении Як-1б: одним из первых он сумел посадить боевую машину на единственное колесо. Вернувшись на родину, де ла Пуап получил известность как изобретатель, предприниматель, основатель морского парка и региональный политик: несколько лет возглавлял местное самоуправление в городке Шампинье на западе Франции. Скончался герой Второй мировой, овеянный славой, в 2012 году в возрасте 92 лет.

Вызов принят

В июне 1940-го года Ролан де ла Пуап, только что окончивший курс в авиационном училище, был среди тех военных, кому предстояло решить, где их родина. Накануне власти Франции пошли на соглашение с гитлеровской Германией: признали поражение в войне, согласились с разделением страны на две части, подразумевавшим оккупацию Парижа. Против выступил  заместитель министра обороны генерал де Голль: он эмигрировал в Лондон. Военные, принесшие присягу, должны были выбрать, к кому она относится: к признанным властям, ставшим коллаборантами, или к генералу, обвиненному в измене и находившемуся за границей. Де ла Пуап и его однокурсники по училищу (все они грезили боевыми подвигами Первой мировой) выбрали Де Голля. Тайно (затерявшись среди польских беженцев) перебрались через пролив Ла-Манш и вступили в создававшиеся генералом войска.

Отъезд из континентальной Франции не означал в середине XX века эмиграции. В 1940–1941 годах де ла Пуап сражался во французских колониях в Африке, входивших в состав республики. Но фронт боевых действий на экваторе был периферийным, а де Голль стремился к участию в главных сражениях Второй мировой. В 1942 году на его переговорах с СССР рождается идея переброски французских соединений на восток. Сначала речь шла о Кавказе, куда могли отправиться пехотинцы, но эти планы не одобрили британцы. Тогда де Голль предложил направить летчиков и дальше — в Центральную Россию. Хотя отъезд пилотов так же не устраивал Лондон, как и солдат, на этот раз компромисс был найден.

Сохранились две версии того, как де ла Пуап встретил призыв командования сражаться на Восточном фронте. Согласно одной — по собственному желанию записался добровольцем в СССР. По другой — его поставили перед фактом: лишь в последний момент сообщили, где предстоит проходить службу. Только и в соответствии с этими сведениями у него оставался выбор. Когда командование запросило повторное согласие, де ла Пуап ответил ему "да".

Дорога на восток

Путь летчика-добровольца в пекло Восточного фронта был извилистым: сначала в Ливан на встречу с де Голлем и советскими представителями для получения виз, затем поездом в иракскую Басру, оттуда — в Иран, вскоре после этого — на советскую территорию, в Баку и, наконец, в Иваново, где пилоты, из которых сформировали боевую эскадрилью "Нормандия", несколько месяцев проходили боевую подготовку. Их учили обращению с самолетом, который они не встречали раньше, — советским Як-1б. Машина произвела на французов впечатление. "Летать так же легко, как на воздушном змее. Но если пикировать со скоростью 500 миль [800 км] в час, то можно остаться без своих крыльев", — говорил впоследствии де ла Пуап. С чем сравнивать, у него было: на Восточный фронт собирались поставить британские Spitfire, но летчики — никто из них в своих мемуарах не вспоминает о принуждении — предпочли советскую военную технику.

В начале 1943 года пилоты "Нормандии" (вскоре переименованной в "Нормандию — Неман") отправились на фронт. Битва за Сталинград еще продолжалась, Ленинград сжимало кольцо блокады, немцы удерживали Харьков. Решающие недели войны, запомнившиеся тяжестью природных условий, спартанским бытом и нагрузками на грани возможного. Командир "Нормандии — Неман" Жан Тюлан впоследствии писал: "Мы прибыли на фронт во время распутицы — худшего времени у русских не бывает в течение целого года. Температуры все еще низкие, и, чтобы разогреть мотор, требуется больше времени. В ход идут горячая вода и масло. Механики работали по 14 часов каждые сутки. Взлет требовал 30–45 минут и помощи всего персонала. То же самое и с посадкой. Советский персонал выделил экадрилье единственное имевшееся удобное помещение. А вот еда была отменной с любой точки зрения: и по качеству, и по количеству. Водку подавали каждый день, когда делался боевой вылет".

На фронтах Второй мировой пили за удачу. Из 96 пилотов "Нормандии — Неман" назад не вернулась половина. Зато везунчики покрыли себя славой. Среди них — де ла Пуап. С позволения командования он разукрасил свой Як: изобразил на его носу пасть акулы. Уже в мае 1943 года о французских пилотах, в том числе и об "акульем", было хорошо известно немецкому командованию. Они удостоились мрачного комплимента от фельдмаршала Кейтеля: тот распорядился казнить без суда всех попавших в плен французских летчиков. Правда, сами они еще не знали, чем рискуют: данные о зловещем приказе обнародовали только в 1946 году, когда военачальника, который его отдал, уже приговорили к смертной казни.

"Нормандия" выходит к Неману

В 1944 году "Нормандия — Неман" вышла к границам Германии, двигаясь вместе с советскими войсками. Осень этого года — время наибольших успехов де ла Пуапа. Число сбитых им самолетов превысило десять, и за одни сутки пилот отличился два раза. К этому же времени относится знаменитая посадка боевого самолета Як на одном колесе. Француз произвел ее с нарушением приказа командования, требовавшего, спасая себе жизнь, покинуть машину. Оказавшийся в трудном положении де ла Пуап виртуозно нашел из него выход: выручил не только себя, но и машину; во времена Второй мировой это считалось особенной удачей.

Все это время ратный труд французов не оплачивался, причем вопреки позиции советского руководства. Сталин предлагал выдавать пилотам ежемесячно $750, но в окружении де Голля эту идею отвергли как несовместимую с самоуважением французского Сопротивления. У летчиков "Нормандии — Неман", ежедневно рисковавших жизнями, такое решение вызывало неприятие. Финансовый спор с собственным руководством запомнился надолго: и спустя полвека в интервью журналистам пилоты замечали, что в России вынуждены были полагаться на помощь хозяев и собственные средства.

Зато вместо денег французские пилоты увезли из СССР небывалые в истории своей страны награды: в 1945-м четверо пилотов, среди которых был и Ролан де ла Пуап, первыми в истории Франции были удостоены звания Героя Советского Союза, а кроме того, получили в подарок... свои самолеты. Сталин объявил, что считает несправедливым разоружать доблестно воевавшее подразделение, и позволил французам совершить последний вылет — к себе домой.

Тени холодной войны

Послевоенная жизнь пилотов (а самые знаменитые летчики "Нормандии — Неман" Марсель Альбер, Жозеф Риссо и Ролан де ла Пуап скончались уже в XXI веке) не была связана с Россией, но советская тема не оставляла героев Восточного фронта. Марсель Альбер, переехавший в США, до конца жизни сохранил доброжелательное отношение к Советскому Союзу. На недоуменный вопрос журналиста, не называли ли его коммунистом, отвечал, смеясь. Супруга де ла Пуапа, оставшегося во Франции, считала этот вопрос более серьезным. По ее словам, в разгар холодной войны обвинения в связях с СССР раздавались, однако "Нормандия — Неман" могла рассчитывать на поддержку де Голля. Тот всегда приходил на помощь, и с трудностями семья де ла Пуапа не столкнулась.

Сам же он предпочел делать карьеру в сфере, далекой от авиации. В 1947 году 27-летним вышел в отставку и занялся бизнесом в области производства пластиковых упаковок. Спустя некоторое время у него был уже собственный завод. В 1970-е де ла Пуап нашел применение своим талантам в сфере массовых развлечений: открыл морской парк в городе Антиб на Лазурном Берегу. Позже занимался региональной политикой, добившись избрания мэром Шампинье в департаменте Мен и Луара. Последние годы провел в Париже и на средиземноморском побережье, где и скончался в 2012 году в возрасте 92 лет.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга



Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Сошьют на оборонзаказ: Су-57 скроют под чехлами-невидимками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer