Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами


30 июля 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Самый совершенный российский переносной зенитный ракетный комплекс «Верба» получил новые возможности. Благодаря автоматизированным средствам управления он может атаковать даже цели, невидимые глазу оператора. Это позволит создать непроницаемый для дронов «купол безопасности» над войсками радиусом в 6 км и высотой свыше четырех. Такие ракеты уже массово поступают в Сухопутные войска и ВДВ. Вскоре, по словам экспертов, ими могут оснастить также флот и ВКС.

Купол над армией

Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Верба» теперь могут стрелять по невидимым целям, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. В войсках на практике отрабатывается руководство ими с командного пункта через автоматизированную систему управления (АСУ). Специальная аппаратура позволяет бойцам заранее навести «Вербу» на участок неба, где появится воздушный противник и подготовиться к стрельбе по небольшим дронам или скоростным крылатым ракетам задолго до того, как они станут различимы невооруженным глазом, пояснили источники издания.

В июне пресс-служба Центрального военного округа сообщила об учениях с использованием одного из элементов такой АСУ. Батарея ПЗРК обнаружила при помощи радара цели на расстоянии 80 км. АСУ комплекса определила параметры их полета и заранее распределила между солдатами, вооруженными «Вербами», задав им направление стрельбы. В результате все объекты были условно поражены на дистанции от шести до 3 тыс. м.

— Современные средства обнаружения пока не могут определить, какой дрон находится в воздухе: разведывательный, ударный или «камикадзе», — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Любой аппарат представляет серьезную угрозу. Мы видели, как в ходе недавних военных конфликтов беспилотники уничтожали военную технику и командные пункты. При этом тратить на них ракеты больших и дальнобойных зенитных систем — слишком дорого. Использование против дронов переносных комплексов гораздо эффективнее. Централизованное управление, целеуказание, распределение задач очень важно для подразделений ПВО. Как раз целеуказание было большой проблемой для переносных ЗРК. А теперь, благодаря новой АСУ, они смогут не только сбивать одиночные цели, но и отражать групповые налеты.

По данным Минобороны российские базы в Сирии регулярно подвергаются одиночным и групповым налетам небольших разведывательных и ударных дронов боевиков. Их приходится отражать силами развернутой там группировки ПВО. Основную нагрузку при этом на себя берут комплексы «Панцирь-С» и «Тор-М2». Но ранее СМИ сообщали и об успешном поражении беспилотников боевиков при помощи «Вербы» в районе Дамаска.

Молодая «Верба»

Новейшие ПЗРК 9К333 «Верба» с ракетой 9М336 начали поступать на вооружение российской армии в 2014 году. Разработанным «Конструкторским бюро машиностроения» комплексом в первую очередь оснащают части ВДВ и Сухопутных войск.

Перевооружение идёт сразу бригадными и дивизионными комплектами. По сообщениям военного ведомства, в прошлом году крупные партии новых переносных ЗРК и вспомогательной техники для них получили три общевойсковых соединения Сухопутных войск.

«Верба» — это не только ракета класса «земля-воздух» для стрельбы с плеча. По данным разработчика, в такие комплекты входят системы целеуказания, командные машины зенитчиков, малогабаритные радиолокационные станции и другая техника. В новом ПЗРК уделено большое внимание информационно-коммуникативной составляющей. Его можно увязать в автоматизированные системы управления и ПВО различного уровня.

Главной особенностью самой ракеты стало оснащение ее новейшей трехдиапазонной высокочувствительной головкой наведения. По информации разработчика, она в десять раз более устойчива к попыткам увести ее в сторону тепловыми помехами, чем предшественники. Малоразмерные и холодные цели, такие как беспилотники и крылатые ракеты, она видит на расстоянии в два с половиной раза большем, чем двухдиапазонные отечественные ПЗРК.

Дальность действия «Вербы» превышает 6 км, а досягаемость по высоте — 4 км. Увеличенная боевая часть массой 2,5 кг позволяет ей надежно поражать не только небольшие дроны, но и боевые самолёты и вертолёты. Благодаря входящему в комплекс прицелу ночного видения, комплекс можно использовать круглосуточно.

В состав батарей ПЗРК включают малогабаритную радиолокационную станцию 1Л122 «Гармонь». Собственная небольшая переносная РЛС зенитчиков позволяет им обнаруживать воздушные цели на расстоянии в 40 км. При необходимости они могут получать информацию также от АСУ дивизионного звена и более мощных радаров.

Не только в пехоте

Боевые модули, использующие ПЗРК, широко применяют на самой разнообразной военной технике. Поэтому «Вербу» вскоре можно будет встретить на кораблях, вертолетах, колесных и гусеничных бронемашинах.

Для прикрытия пехоты, ВДВ и спецназа в прошлом году завершена разработка и испытания мобильного ЗРК «Гибка-С». На него устанавливают как ракеты «Верба», так и ПЗРК предыдущего поколения. Пусковые установки для них и средства наблюдения монтируют на базе автомобиля «Тигр-М». С его помощью прямо из машины можно вести огонь на ходу при скорости до 30 км/ час.

Аналогичный по назначению модуль состоит на вооружении ВМФ. Установкой 3М47 «Гибка» оснащены не только малые артиллерийские корабли проекта 21630, но и оборудованные «Калибрами» «Буян-М».

Уже заявлялось об использовании «Вербы» в составе вооружения современных боевых вертолётов. Она станет одним из вариантов оснащения модернизированных Ми-28НМ и Ка-52М. Винтокрылым машинам эти комплексы пригодятся для самообороны от воздушных угроз и охоты на вражеские беспилотники.

Ранее «Известия» сообщали, что поставки ПЗРК «Верба» начались также в радиотехнические войска. С их помощью прикрывают от беспилотников и других воздушных угроз мощные дальнобойные радары ПВО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer