Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами


30 июля 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Самый совершенный российский переносной зенитный ракетный комплекс «Верба» получил новые возможности. Благодаря автоматизированным средствам управления он может атаковать даже цели, невидимые глазу оператора. Это позволит создать непроницаемый для дронов «купол безопасности» над войсками радиусом в 6 км и высотой свыше четырех. Такие ракеты уже массово поступают в Сухопутные войска и ВДВ. Вскоре, по словам экспертов, ими могут оснастить также флот и ВКС.

Купол над армией

Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Верба» теперь могут стрелять по невидимым целям, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. В войсках на практике отрабатывается руководство ими с командного пункта через автоматизированную систему управления (АСУ). Специальная аппаратура позволяет бойцам заранее навести «Вербу» на участок неба, где появится воздушный противник и подготовиться к стрельбе по небольшим дронам или скоростным крылатым ракетам задолго до того, как они станут различимы невооруженным глазом, пояснили источники издания.

В июне пресс-служба Центрального военного округа сообщила об учениях с использованием одного из элементов такой АСУ. Батарея ПЗРК обнаружила при помощи радара цели на расстоянии 80 км. АСУ комплекса определила параметры их полета и заранее распределила между солдатами, вооруженными «Вербами», задав им направление стрельбы. В результате все объекты были условно поражены на дистанции от шести до 3 тыс. м.

— Современные средства обнаружения пока не могут определить, какой дрон находится в воздухе: разведывательный, ударный или «камикадзе», — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Любой аппарат представляет серьезную угрозу. Мы видели, как в ходе недавних военных конфликтов беспилотники уничтожали военную технику и командные пункты. При этом тратить на них ракеты больших и дальнобойных зенитных систем — слишком дорого. Использование против дронов переносных комплексов гораздо эффективнее. Централизованное управление, целеуказание, распределение задач очень важно для подразделений ПВО. Как раз целеуказание было большой проблемой для переносных ЗРК. А теперь, благодаря новой АСУ, они смогут не только сбивать одиночные цели, но и отражать групповые налеты.

По данным Минобороны российские базы в Сирии регулярно подвергаются одиночным и групповым налетам небольших разведывательных и ударных дронов боевиков. Их приходится отражать силами развернутой там группировки ПВО. Основную нагрузку при этом на себя берут комплексы «Панцирь-С» и «Тор-М2». Но ранее СМИ сообщали и об успешном поражении беспилотников боевиков при помощи «Вербы» в районе Дамаска.

Молодая «Верба»

Новейшие ПЗРК 9К333 «Верба» с ракетой 9М336 начали поступать на вооружение российской армии в 2014 году. Разработанным «Конструкторским бюро машиностроения» комплексом в первую очередь оснащают части ВДВ и Сухопутных войск.

Перевооружение идёт сразу бригадными и дивизионными комплектами. По сообщениям военного ведомства, в прошлом году крупные партии новых переносных ЗРК и вспомогательной техники для них получили три общевойсковых соединения Сухопутных войск.

«Верба» — это не только ракета класса «земля-воздух» для стрельбы с плеча. По данным разработчика, в такие комплекты входят системы целеуказания, командные машины зенитчиков, малогабаритные радиолокационные станции и другая техника. В новом ПЗРК уделено большое внимание информационно-коммуникативной составляющей. Его можно увязать в автоматизированные системы управления и ПВО различного уровня.

Главной особенностью самой ракеты стало оснащение ее новейшей трехдиапазонной высокочувствительной головкой наведения. По информации разработчика, она в десять раз более устойчива к попыткам увести ее в сторону тепловыми помехами, чем предшественники. Малоразмерные и холодные цели, такие как беспилотники и крылатые ракеты, она видит на расстоянии в два с половиной раза большем, чем двухдиапазонные отечественные ПЗРК.

Дальность действия «Вербы» превышает 6 км, а досягаемость по высоте — 4 км. Увеличенная боевая часть массой 2,5 кг позволяет ей надежно поражать не только небольшие дроны, но и боевые самолёты и вертолёты. Благодаря входящему в комплекс прицелу ночного видения, комплекс можно использовать круглосуточно.

В состав батарей ПЗРК включают малогабаритную радиолокационную станцию 1Л122 «Гармонь». Собственная небольшая переносная РЛС зенитчиков позволяет им обнаруживать воздушные цели на расстоянии в 40 км. При необходимости они могут получать информацию также от АСУ дивизионного звена и более мощных радаров.

Не только в пехоте

Боевые модули, использующие ПЗРК, широко применяют на самой разнообразной военной технике. Поэтому «Вербу» вскоре можно будет встретить на кораблях, вертолетах, колесных и гусеничных бронемашинах.

Для прикрытия пехоты, ВДВ и спецназа в прошлом году завершена разработка и испытания мобильного ЗРК «Гибка-С». На него устанавливают как ракеты «Верба», так и ПЗРК предыдущего поколения. Пусковые установки для них и средства наблюдения монтируют на базе автомобиля «Тигр-М». С его помощью прямо из машины можно вести огонь на ходу при скорости до 30 км/ час.

Аналогичный по назначению модуль состоит на вооружении ВМФ. Установкой 3М47 «Гибка» оснащены не только малые артиллерийские корабли проекта 21630, но и оборудованные «Калибрами» «Буян-М».

Уже заявлялось об использовании «Вербы» в составе вооружения современных боевых вертолётов. Она станет одним из вариантов оснащения модернизированных Ми-28НМ и Ка-52М. Винтокрылым машинам эти комплексы пригодятся для самообороны от воздушных угроз и охоты на вражеские беспилотники.

Ранее «Известия» сообщали, что поставки ПЗРК «Верба» начались также в радиотехнические войска. С их помощью прикрывают от беспилотников и других воздушных угроз мощные дальнобойные радары ПВО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer