Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами


30 июля 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Самый совершенный российский переносной зенитный ракетный комплекс «Верба» получил новые возможности. Благодаря автоматизированным средствам управления он может атаковать даже цели, невидимые глазу оператора. Это позволит создать непроницаемый для дронов «купол безопасности» над войсками радиусом в 6 км и высотой свыше четырех. Такие ракеты уже массово поступают в Сухопутные войска и ВДВ. Вскоре, по словам экспертов, ими могут оснастить также флот и ВКС.

Купол над армией

Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Верба» теперь могут стрелять по невидимым целям, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. В войсках на практике отрабатывается руководство ими с командного пункта через автоматизированную систему управления (АСУ). Специальная аппаратура позволяет бойцам заранее навести «Вербу» на участок неба, где появится воздушный противник и подготовиться к стрельбе по небольшим дронам или скоростным крылатым ракетам задолго до того, как они станут различимы невооруженным глазом, пояснили источники издания.

В июне пресс-служба Центрального военного округа сообщила об учениях с использованием одного из элементов такой АСУ. Батарея ПЗРК обнаружила при помощи радара цели на расстоянии 80 км. АСУ комплекса определила параметры их полета и заранее распределила между солдатами, вооруженными «Вербами», задав им направление стрельбы. В результате все объекты были условно поражены на дистанции от шести до 3 тыс. м.

— Современные средства обнаружения пока не могут определить, какой дрон находится в воздухе: разведывательный, ударный или «камикадзе», — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Любой аппарат представляет серьезную угрозу. Мы видели, как в ходе недавних военных конфликтов беспилотники уничтожали военную технику и командные пункты. При этом тратить на них ракеты больших и дальнобойных зенитных систем — слишком дорого. Использование против дронов переносных комплексов гораздо эффективнее. Централизованное управление, целеуказание, распределение задач очень важно для подразделений ПВО. Как раз целеуказание было большой проблемой для переносных ЗРК. А теперь, благодаря новой АСУ, они смогут не только сбивать одиночные цели, но и отражать групповые налеты.

По данным Минобороны российские базы в Сирии регулярно подвергаются одиночным и групповым налетам небольших разведывательных и ударных дронов боевиков. Их приходится отражать силами развернутой там группировки ПВО. Основную нагрузку при этом на себя берут комплексы «Панцирь-С» и «Тор-М2». Но ранее СМИ сообщали и об успешном поражении беспилотников боевиков при помощи «Вербы» в районе Дамаска.

Молодая «Верба»

Новейшие ПЗРК 9К333 «Верба» с ракетой 9М336 начали поступать на вооружение российской армии в 2014 году. Разработанным «Конструкторским бюро машиностроения» комплексом в первую очередь оснащают части ВДВ и Сухопутных войск.

Перевооружение идёт сразу бригадными и дивизионными комплектами. По сообщениям военного ведомства, в прошлом году крупные партии новых переносных ЗРК и вспомогательной техники для них получили три общевойсковых соединения Сухопутных войск.

«Верба» — это не только ракета класса «земля-воздух» для стрельбы с плеча. По данным разработчика, в такие комплекты входят системы целеуказания, командные машины зенитчиков, малогабаритные радиолокационные станции и другая техника. В новом ПЗРК уделено большое внимание информационно-коммуникативной составляющей. Его можно увязать в автоматизированные системы управления и ПВО различного уровня.

Главной особенностью самой ракеты стало оснащение ее новейшей трехдиапазонной высокочувствительной головкой наведения. По информации разработчика, она в десять раз более устойчива к попыткам увести ее в сторону тепловыми помехами, чем предшественники. Малоразмерные и холодные цели, такие как беспилотники и крылатые ракеты, она видит на расстоянии в два с половиной раза большем, чем двухдиапазонные отечественные ПЗРК.

Дальность действия «Вербы» превышает 6 км, а досягаемость по высоте — 4 км. Увеличенная боевая часть массой 2,5 кг позволяет ей надежно поражать не только небольшие дроны, но и боевые самолёты и вертолёты. Благодаря входящему в комплекс прицелу ночного видения, комплекс можно использовать круглосуточно.

В состав батарей ПЗРК включают малогабаритную радиолокационную станцию 1Л122 «Гармонь». Собственная небольшая переносная РЛС зенитчиков позволяет им обнаруживать воздушные цели на расстоянии в 40 км. При необходимости они могут получать информацию также от АСУ дивизионного звена и более мощных радаров.

Не только в пехоте

Боевые модули, использующие ПЗРК, широко применяют на самой разнообразной военной технике. Поэтому «Вербу» вскоре можно будет встретить на кораблях, вертолетах, колесных и гусеничных бронемашинах.

Для прикрытия пехоты, ВДВ и спецназа в прошлом году завершена разработка и испытания мобильного ЗРК «Гибка-С». На него устанавливают как ракеты «Верба», так и ПЗРК предыдущего поколения. Пусковые установки для них и средства наблюдения монтируют на базе автомобиля «Тигр-М». С его помощью прямо из машины можно вести огонь на ходу при скорости до 30 км/ час.

Аналогичный по назначению модуль состоит на вооружении ВМФ. Установкой 3М47 «Гибка» оснащены не только малые артиллерийские корабли проекта 21630, но и оборудованные «Калибрами» «Буян-М».

Уже заявлялось об использовании «Вербы» в составе вооружения современных боевых вертолётов. Она станет одним из вариантов оснащения модернизированных Ми-28НМ и Ка-52М. Винтокрылым машинам эти комплексы пригодятся для самообороны от воздушных угроз и охоты на вражеские беспилотники.

Ранее «Известия» сообщали, что поставки ПЗРК «Верба» начались также в радиотехнические войска. С их помощью прикрывают от беспилотников и других воздушных угроз мощные дальнобойные радары ПВО.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны



Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Сошьют на оборонзаказ: Су-57 скроют под чехлами-невидимками
Герман Костринский
Известия
Фишинговый сезон: число фейковых билетных сайтов выросло втрое
Александра Юшкявичюте
Известия
Пассажир не пациент: появятся ли на внутренних авиарейсах врачи
Ольга Седурина
PROPerm
В авиации не место романтике. Кого перевозит санавиация и как принимается решение о вылете в непогоду
Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Ради "Роскосмоса" взяли на земле
Елена Сидоренко
Известия
Не просто космос: как РКК "Энергия" вернулась к "Истоку"
Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Следствие не стало экономить на обвинении
Евгений Гайва
Российская газета
Взлет не задержался
Сергей Сычев
Известия
На одном крыле: чем нас так цепляют фильмы об авиакатастрофах
Полина Панина
ТАСС
"Формула-1" в воздухе, или Гонки в трех измерениях. Что такое дрон-рейсинг

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer