Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лети, но не сейчас: авиапассажирам предлагают сыграть в ваучерную пирамиду


6 июля 2020 года Николай Проценко, EADaily


Мировая индустрия путешествий, переживающая самый масштабный кризис за всю историю массового туризма, нашла временный выход из ситуации коллапса, в которой оказались авиакомпании и туроператоры в период коронавирусного карантина. Обязательства перед теми, кто бронировал билеты и туры, но не смог отправиться в поездку, сейчас реструктурируются с помощью ваучеров, дающих право на получение услуг в будущем. Однако эта система не дает стопроцентных гарантий, что выход из карантина переживут все — риски банкротств в отрасли по-прежнему велики, а в добросовестности действий ряда компаний уже есть серьезные сомнения.

Стремительное снятие ограничений на передвижение между регионами совпало с разгаром курортного сезона, однако улететь на отдых в последние дни смогли далеко не все желающие. В последние дни авиакомпании регулярно отменяют рейсы из российских аэропортов, причем не только международные (ограничения на вылет за границу продлены до 1 августа), но и внутренние. В частности, в петербургском аэропорту «Пулково» 2—3 июля было отменено более 30 рейсов, примерно половина из которых приходилась на внутрироссийские направления, а по данным на утро 6 июля, в расписании аэропорта значилась отмена еще 18 рейсов, теперь уже преимущественно внутренних (Москва, Новый Уренгой, Минеральные Воды, Екатеринбург, Симферополь и др.). Наибольшее количество отмененных рейсов пришлось на компании «Россия», «Уральские авиалинии», «Белавиа» и Finnair. В московских аэропортах, по информации сервиса «Яндекс.Расписания» на 4 июля, было отменено порядка 20 рейсов, главным образом из «Домодедово», а в первой половине дня отменили 11 рейсов. Приходят сообщения и об отмене рейсов в региональных аэропортах — например, из Мурманска утром 6 июля не вылетели самолеты в Москву, Санкт-Петербург и Анталью.

Пассажиры, которые бронировали туры до начала карантина (31 марта), теоретически могут не переживать. Для защиты их прав Госдума приняла в мае законопроект, который позволяет туристическим компаниям выдавать клиентам ваучеры вместо денег за туры, отменённые из-за режима ЧС, повышенной готовности либо угрозы их возникновения, или на возврат денег, если ваучер не был использован. По сути, это было фактическим признанием той практики, которая сложилась сама собой в связи с начавшимся в марте коллапсом авиаперевозок и туристической отрасли в целом: авиакомпании, отели и туроператоры стали выдавать своим клиентам ваучеры на право получить услуги в будущем, после прояснения ситуации с коронавирусом.

«Ваучеры сейчас выдает вся мировая туристическая отрасль, причем не только авиакомпании, но и круизные операторы и гостиницы. Вернуть деньги клиентам возможности у них нет — туризм и так терпит миллиардные убытки, и если представить, что все одномоментно обратятся за своими деньгами, отрасль рухнет. Поэтому решение российских законодателей продлить действие авиабилетов до 2023 года, а турпутевок до конца 2021 года, а если человек не воспользуется ваучером, он получит живые деньги, выглядит правильным. Абсолютное большинство ваучерами рано или поздно воспользуются не в этом году, так в следующем», — комментирует ситуацию в отрасли член президиума Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.

Переоформление билетов на ваучеры уже активно идет. Еще в середине июня «Аэрофлот» сообщил, что обработал более 100 тысяч заявок пассажиров на оформление электронных ваучеров взамен неиспользованных авиабилетов или дополнительных услуг, приобретенных до 1 мая.

Однако эта картина существенно осложняется тем, что в период карантина ряд российских и зарубежных авиакомпаний активно продавали билеты (как правило, недорогие) на даты, относительно которых никаких гарантий выполнения рейсов не было. Разумеется, деньги, заплаченные за билеты, при отмене таких рейсов не сгорают — авиакомпании точно так же предоставляют пассажирам документы на право воспользоваться их услугами в будущем. Тем не менее, в ряде случаев продажа билетов на рейсы с неизвестными перспективами слишком уж напоминает системную политику.

Судя по российским форумам, посвященным авиаперевозкам, особо «отличилась» в этом авиакомпания «Белавиа», за период карантина регулярно выкладывавшая на своем сайте предложения по авиабилетам из Москвы и российских регионов в Минск (откуда можно улететь в Европу по многим направлении) и столь же регулярно объявлявшая об очередном их переносе. Последнее по времени такое сообщение появилось 30 июня, когда белорусская авиакомпания объявила, что «вынуждена продлить приостановку рейсов в Россию (все рейсы) по 31 июля включительно», а также «Белавиа» до 31 июля не будет выполнять рейсы во все города Казахстана и Ташкент.

О том, какие эмоции это вызывает у пассажиров, легко догадаться. Вот лишь один случай, описанный на популярном форуме Airlines Inform: «В продаже были билеты Париж-Минск-Москва на июль месяц. Полмесяца я пыталась добиться от уважаемой авиакомпании, полетят ли данные рейсы и почему их продают. Но все вопросы остались без ответа, дозвониться вообще не представляется возможным. Так как ситуация того требует, билеты пришлось купить с большой надеждой, но не переставая просить подтвердить „Белавиа“ о действительности данных рейсов. На сегодня 1 июля во всех новостях, что „Белавиа“ до 30 июля продлевает приостановку рейсов в Россию, кроме официального сайта „Белавиа“, где царит тишина. На почту ни ответа, ни привета. Официальных уведомлений также нет: когда они планируют сообщить об отмененных рейсах и каким образом? Не отрицаю, что брать билет было опрометчивым решением, но сам факт такого поведения „Белавиа“ просто вызывает недоумение, начиная с того, что напрашивается вопрос: зачем который месяц подряд продавать билеты на рейсы, которые не полетят?»

С отмененными внутрироссийскими рейсами ситуация несколько иная. После того, как регионы стали снимать коронавирусные ограничения наподобие обязательной обсервации всех прилетевших из других субъектов федерации граждан, авиакомпании стали наращивать количество рейсов в расписании. Но выполняют их отдельные перевозчики, похоже, по фактической загрузке — если на конкретный рейс не набирается достаточное количество пассажиров, его попросту отменяют, а пассажиры получают на руки все тот же ваучер. При этом перевозчики представляют универсальную причины отмены рейсов — «в связи с эпидемиологической ситуацией», о чем и сообщили сотням пассажиров, которые не смогли вылететь из «Пулково».

«Необходимость в ваучерах возникла в связи с тем, что авиакомпании не имеют оборотных средств и неспособны вернуть деньги клиентов, — отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — У пассажиров же не остается выбора, потому что получить от авиакомпаний деньги им не удастся, даже если они обратятся в суд — денег у перевозчиков, повторю, нет. В случае банкротства авиакомпании пассажиры как ее фактические кредиторы окажутся на последнем месте в очереди на возмещение, потому что сначала будут погашаться долги по зарплатам, налогам, социальным выплатам и т. д. Кроме того, нужно учитывать разницу между билетами, проданными до апреля, и теми билетами, которые продаются сейчас. Есть информация, что некоторые авиакомпании вели себя недостаточно добросовестно: продавали дешевые билеты на те рейсы, которые потом пришлось бы наверняка отменить, и предлагали пассажирам взять ваучер. В этом можно усмотреть признаки мошенничества, поскольку авиакомпании фактически бесплатно пользовались средствами пассажиров, предположительно, вообще не собираясь выполнять рейсы».

В результате, по слова Гусарова, может возникнуть нечто вроде ваучерной пирамиды, когда в определенный момент в авиакомпании придут люди с ваучерами, но окажется, что некоторые перевозчики уже неспособны выполнять рейсы. Один из признаков такой пирамиды — дешевые билеты, предупреждает эксперт, напоминая, что точно так же в свое время действовали скандально обанкротившиеся перевозчики «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа». Они собирали выручку, продавая билеты на будущие даты, а после того, как «внезапно» наступало банкротство, оказывалось, что у компаний огромное количество пассажиров с билетами на руках — в случае с «Трансаэро» это были 1,8 млн человек.

«Поэтому сейчас пассажирам стоит очень внимательно смотреть на то, какие именно перевозчики предлагают недорогие билеты, — рекомендует Роман Гусаров. — Наиболее надежными выглядят самые крупные российские авиакомпании, а также региональные перевозчики, имеющие системообразующее значение для своих территорий. Гораздо хуже положение дел у компаний, обслуживавших чартерные рейсы — сейчас у них, по сути, нет никаких других возможностей, кроме как попытаться собрать выручку, а осенью, когда будет понято, что летний сезон полностью провалился, среди этих перевозчиков могут начаться банкротства. В зоне особых рисков оказываются и те авиакомпании, которые имеют большие долги перед кредиторами».

Риски, что некоторые авиакомпании или туроператоры за это время обанкротятся, действительно есть, полагает Алексан Мкртчян. Однако, по его словам, механизм ваучеров как раз и направлен на то, чтобы сохранить индустрию отдыха, дав ей возможность выполнять свои обязательства с отсрочкой. Поэтому ваучеры существенно минимизируют риски в сравнении с ситуацией, если бы люди имели возможность потребовать деньги обратно прямо сейчас, считает эксперт.

Однако общего мнения о том, как должен работать этот механизм, у чиновников, похоже, нет — вокруг массовой ваучеризации авиапассажиров второй месяц идет заочная дискуссия различных ведомств. Уже после того, как поправки в законодательство, связанные с ваучерами, прошли слушания в Госдуме, но еще не были подписаны президентом, стало известно, что Роспотребнадзор отказался согласовать подготовленный Минтрансом проект постановления правительства о легализации ваучеров. Как сообщало агентство РБК, подготовленный Минтрансом проект постановления предполагал, что деньги за отмененный рейс пассажир сможет получить только через три года, если до этого времени не воспользуется ваучером, в связи с чем Роспотребнадзор отметил, что такое решение в значительной степени переложит риски предпринимательской деятельности перевозчика на потребителей.

Свежее предложение на днях поступило от антимонопольщиков, которые ранее предлагали дать возможность правительству выкупать у пассажиров неиспользованные ваучеры на авиабилеты, а также менять их на железнодорожные билеты. На минувшей неделе руководитель ФАС России Игорь Артемьев сообщил, что его ведомство по-прежнему не поддерживает выдачу ваучеров, но признает, что текущая ситуация вряд ли позволит авиакомпаниям возвращать средства за билеты. В связи с этим Артемьев предложил фактически создать открытый рынок ваучеров. «Я думаю, что будет принят все-таки такой подход, когда мы все, кто заплатил за билеты, должны будем получить ваучеры и полететь куда-то, либо мы настаиваем еще на том, и боремся за это, чтобы вышли соответствующие акты правительства, чтобы этот ваучер имел обращение, чтобы я мог его продать в установленном порядке другому лицу, тем самым получить деньги назад», — цитирует главу ведомства пресс-служба ФАС.

Все это, отмечает Роман Гусаров, говорит о том, что статус ваучеров до конца по-прежнему не очевиден — иными словами, авиакомпании предлагают пассажирам документ, фактически не имеющий юридического статуса. «Придать ваучерам официальный статус — идея здравая, но остается вопрос, как она будет реализована. Предложение запустить ваучеры в свободный оборот означает, что они фактически могут превратиться в нечто вроде ценных бумаг, а это чревато появлением фальшивок и другими мошенничествами», — предупреждает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer