Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Слом среди ясного неба: как европейцы могут решить судьбу ДОНа


7 июля 2020 года Екатерина Постникова, Известия


Судьба Договора по открытому небу (ДОН) зависит от позиции других 32 его подписантов, главным образом от европейцев. Об этом заявили опрошенные «Известиями» эксперты, комментируя итоги спецконференции участников ДОНа. По мнению аналитиков, именно артикулированная заинтересованность других стран могла бы убедить уже Россию остаться в договоре, пока она окончательно не определилась со своим решением. В Москве исходят из того, что сохранить ДОН в нынешнем виде не удастся, однако пока Россия рассматривает все возможные сценарии ответа на выход США из договора. Между тем, как заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков, на минувшей видеовстрече всё свелось к взаимному обмену упреками и претензиями.

Конференция без итогов

6 июля в формате видеосвязи прошла специальная конференция стран — участниц Договора по открытому небу, предусмотренная правилами процедуры в случае выхода из него кого-либо из подписантов. На повестке стоял вопрос об отказе от договора США — процедура завершится в ноябре 2020 года.

Россию на этой встрече представлял замглавы МИД РФ Сергей Рябков, курирующий в том числе и вопросы нераспространения и контроля над вооружениями. Обычно проблемы реализации ДОНа обсуждают на встречах Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. Однако выход из договора одного из ключевых его участников вынудил депозитариев документа — Венгрию и Канаду — созвать заседание особого формата.

Нынешняя конференция имела принципиальное значение — исходя из ее итогов, Россия будет решать, как реагировать на выход США из соглашения. Как заявил в июньском интервью ТАСС замглавы МИД РФ Александр Грушко, пока Москва рассматривает все возможные опции. По его словам, выход Штатов нарушает баланс интересов, закрепленный в договоре, однако не означает, что документ перестанет существовать в принципе.

Реального прорыва состоявшиеся контакты не принесли. Как заявил по их итогам Сергей Рябков, позиции Москвы и Вашингтона сблизить не удалось.

— Это был скорее взаимный обмен упреками и претензиями. Не видно никакой политической воли со стороны США искать решение и исправлять те недочеты с исполнением договора и отклонением от требований договора, на которые мы им постоянно указываем,— заявил дипломат, выразив уверенность в том, что Вашингтон покинет договор в ноябре этого года.

При этом вопрос о том, что дальше планирует делать Россия, остается открытым. По словам Сергея Рябкова, РФ продолжает рассматривать все возможные сценарии ответа.

— Очевидно, что сегодня никаких окончательных и бесповоротных решений быть не могло, но «остающиеся» участники ДОНа должны будут продемонстрировать настрой на поиск решений. При этом я допускаю, что со стороны России может быть проявлена некоторая гибкость в смысле той или иной формы таких решений, — сказал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович.

По его оценке, если все обсуждения будут сводиться исключительно к обвинениям в адрес РФ «при полном игнорировании сомнительных американских подходов, да и в целом роли США как разрушителя этого договора, то возможность сохранения ДОНа будет упущена и российская сторона вполне может поставить вопрос уже о своем выходе». Договор, конечно, продолжит свое существование, но польза от него будет весьма сомнительной, подытожил Дмитрий Стефанович.

По мнению старшего научного сотрудника Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) Петра Топычканова, тот факт, что конференция проходила в режиме онлайн, снижало ее шансы на успех. Не было того, что играет важную роль на таких встречах, а именно — бесед в кулуарах в попытке прийти к общему знаменателю, поэтому участникам оказалось сложнее согласовать все вопросы, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт.

Роль союзников

21 мая 2020 года президент США Дональд Трамп заявил о планах выйти из ДОНа. Причина такого шага — якобы имевшиеся нарушения со стороны России. Союзники Штатов по Североатлантическому альянсу позицию Вашингтона фактически поддержали: 22 мая после экстренного заседания Совета НАТО генсек организации Йенс Столтенберг обвинил Россию в избирательном соблюдении соглашения и потребовал от РФ «возвращения к соблюдению его положений в кратчайшие сроки».

Претензии Вашингтона и его союзников сводятся к двум пунктам: ограничение наблюдательных полетов в Калининградской области до 500 км и отказ в таких полетах над 10-километровой зоной вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Во втором случае главная проблема заключается в том, что Москва, в отличие от подавляющего большинства стран, после конфликта 2008 года признает их независимость. Грузия, которая считает их частью своей территории, в 2012 году прекратила сотрудничество с Россией по ДОНу.

После заявления Дональда Трампа о выходе из соглашения в российском МИДе заявили: Москва готова допустить наблюдателей в указанную зону, если Грузия пустит к себе российских наблюдателей. В Тбилиси ответили, что для грузинского руководства эти слова — «не новость». «Россия открыто заявляла, что легитимация незаконного признания Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии. — «Известия») в рамках соглашения вновь остается задачей ее политической повестки дня», — сказали в МИД страны, подчеркнув, что решение 2012 года остается в силе.

Вместе с тем у Москвы к Штатам так же есть множество претензий. В их числе отказ в транзитных аэропортах в 2015 году; отмена ночевок российских наблюдательных экипажей на аэродромах дозаправки Робинс и Элсворт, Трэвис и Эльмендорф; ограничение дальности полета на Гавайскими островами до 900 км (по мнению РФ, она должна быть не менее 1160 км); лимит на полеты над Алеутскими островами (самолет должен оставаться в пределах их внешней границы); а также ограничение перемещений на малых высотах (в частности, в районе города Вашингтон).

В сложившейся ситуации ключевую роль могли бы сыграть европейские подписанты договора. Накануне конференции Сергей Рябков проговорил несколько риторических вопросов: последуют ли за США другие страны? И готовы ли европейские союзники Штатов гарантировать России, что они не будут передавать Вашингтону данные, собранные ими во время облетов российской территории? На эти вопросы он частично ответил после окончания встречи: по его словам, признаков выхода из договора других государств нет, однако нет у некоторых из них и готовности «реально помогать решению существующих проблем».

Линия, которую выберут европейские участники, критически важна, поскольку она может повлиять на решение России остаться в договоре или выйти из него, считает американский эксперт клуба «Валдай» Ричард Вайц.

— Даже если соглашение покинет несколько стран, Москва еще может в нем остаться. Однако если от него откажутся такие принципиально важные игроки, как, например, Германия или страны, расположенные в непосредственной близости от России, она так же прекратит свое участие в нем, — отметил в беседе с «Известиями» эксперт.

По мнению Дмитрия Стефановича, позиция европейских союзников и партнеров США здесь — ключевая. И хотя речи о разрешении российско-американских противоречий уже не идет, европейцы могли бы признать наличие претензий РФ к США, что в Москве восприняли бы позитивно, подытожил эксперт.

Через неделю, 13 июля, состоится очередная встреча ККОН. На октябрь (за месяц до выхода из ДОН США), запланирована регулярная обзорная конференция по договору. Так или иначе, в Москве исходят из того, что сохранить договор в нынешнем виде не удастся и вполне вероятно, что решение РФ о дальнейшем участии в соглашении определит артикулированная заинтересованность в нем других 32 стран-подписантов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer