Конференция без итогов
6 июля в формате видеосвязи прошла специальная конференция стран — участниц Договора по открытому небу, предусмотренная правилами процедуры в случае выхода из него кого-либо из подписантов. На повестке стоял вопрос об отказе от договора США — процедура завершится в ноябре 2020 года.
Россию на этой встрече представлял замглавы МИД РФ Сергей Рябков, курирующий в том числе и вопросы нераспространения и контроля над вооружениями. Обычно проблемы реализации ДОНа обсуждают на встречах Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. Однако выход из договора одного из ключевых его участников вынудил депозитариев документа — Венгрию и Канаду — созвать заседание особого формата.
Нынешняя конференция имела принципиальное значение — исходя из ее итогов, Россия будет решать, как реагировать на выход США из соглашения. Как заявил в июньском интервью ТАСС замглавы МИД РФ Александр Грушко, пока Москва рассматривает все возможные опции. По его словам, выход Штатов нарушает баланс интересов, закрепленный в договоре, однако не означает, что документ перестанет существовать в принципе.
Реального прорыва состоявшиеся контакты не принесли. Как заявил по их итогам Сергей Рябков, позиции Москвы и Вашингтона сблизить не удалось.
— Это был скорее взаимный обмен упреками и претензиями. Не видно никакой политической воли со стороны США искать решение и исправлять те недочеты с исполнением договора и отклонением от требований договора, на которые мы им постоянно указываем,— заявил дипломат, выразив уверенность в том, что Вашингтон покинет договор в ноябре этого года.
При этом вопрос о том, что дальше планирует делать Россия, остается открытым. По словам Сергея Рябкова, РФ продолжает рассматривать все возможные сценарии ответа.
— Очевидно, что сегодня никаких окончательных и бесповоротных решений быть не могло, но «остающиеся» участники ДОНа должны будут продемонстрировать настрой на поиск решений. При этом я допускаю, что со стороны России может быть проявлена некоторая гибкость в смысле той или иной формы таких решений, — сказал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович.
По его оценке, если все обсуждения будут сводиться исключительно к обвинениям в адрес РФ «при полном игнорировании сомнительных американских подходов, да и в целом роли США как разрушителя этого договора, то возможность сохранения ДОНа будет упущена и российская сторона вполне может поставить вопрос уже о своем выходе». Договор, конечно, продолжит свое существование, но польза от него будет весьма сомнительной, подытожил Дмитрий Стефанович.
Роль союзников
21 мая 2020 года президент США Дональд Трамп заявил о планах выйти из ДОНа. Причина такого шага — якобы имевшиеся нарушения со стороны России. Союзники Штатов по Североатлантическому альянсу позицию Вашингтона фактически поддержали: 22 мая после экстренного заседания Совета НАТО генсек организации Йенс Столтенберг обвинил Россию в избирательном соблюдении соглашения и потребовал от РФ «возвращения к соблюдению его положений в кратчайшие сроки».
Претензии Вашингтона и его союзников сводятся к двум пунктам: ограничение наблюдательных полетов в Калининградской области до 500 км и отказ в таких полетах над 10-километровой зоной вдоль границ с Абхазией и Южной Осетией. Во втором случае главная проблема заключается в том, что Москва, в отличие от подавляющего большинства стран, после конфликта 2008 года признает их независимость. Грузия, которая считает их частью своей территории, в 2012 году прекратила сотрудничество с Россией по ДОНу.
После заявления Дональда Трампа о выходе из соглашения в российском МИДе заявили: Москва готова допустить наблюдателей в указанную зону, если Грузия пустит к себе российских наблюдателей. В Тбилиси ответили, что для грузинского руководства эти слова — «не новость». «Россия открыто заявляла, что легитимация незаконного признания Абхазии и Цхинвальского региона (Южной Осетии. — «Известия») в рамках соглашения вновь остается задачей ее политической повестки дня», — сказали в МИД страны, подчеркнув, что решение 2012 года остается в силе.
Вместе с тем у Москвы к Штатам так же есть множество претензий. В их числе отказ в транзитных аэропортах в 2015 году; отмена ночевок российских наблюдательных экипажей на аэродромах дозаправки Робинс и Элсворт, Трэвис и Эльмендорф; ограничение дальности полета на Гавайскими островами до 900 км (по мнению РФ, она должна быть не менее 1160 км); лимит на полеты над Алеутскими островами (самолет должен оставаться в пределах их внешней границы); а также ограничение перемещений на малых высотах (в частности, в районе города Вашингтон).
В сложившейся ситуации ключевую роль могли бы сыграть европейские подписанты договора. Накануне конференции Сергей Рябков проговорил несколько риторических вопросов: последуют ли за США другие страны? И готовы ли европейские союзники Штатов гарантировать России, что они не будут передавать Вашингтону данные, собранные ими во время облетов российской территории? На эти вопросы он частично ответил после окончания встречи: по его словам, признаков выхода из договора других государств нет, однако нет у некоторых из них и готовности «реально помогать решению существующих проблем».
Линия, которую выберут европейские участники, критически важна, поскольку она может повлиять на решение России остаться в договоре или выйти из него, считает американский эксперт клуба «Валдай» Ричард Вайц.
— Даже если соглашение покинет несколько стран, Москва еще может в нем остаться. Однако если от него откажутся такие принципиально важные игроки, как, например, Германия или страны, расположенные в непосредственной близости от России, она так же прекратит свое участие в нем, — отметил в беседе с «Известиями» эксперт.
Через неделю, 13 июля, состоится очередная встреча ККОН. На октябрь (за месяц до выхода из ДОН США), запланирована регулярная обзорная конференция по договору. Так или иначе, в Москве исходят из того, что сохранить договор в нынешнем виде не удастся и вполне вероятно, что решение РФ о дальнейшем участии в соглашении определит артикулированная заинтересованность в нем других 32 стран-подписантов.