Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет


11 августа 2020 года Алексей Иванов, Российская газета


Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику Ивану Денисюку. Впрочем, чудесное спасение обернулось для них новой тюрьмой - уже на Родине.

Николай Лошаков был сбит на своем Як-1Б в воздушном бою под Ленинградом 27 мая 1943 года. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, однако приземлился на оккупированной территории. К тому времени 19-летний младший лейтенант 14-го гвардейского истребительного полка имел за плечами уже 121 боевой вылет, лично сбил два вражеских самолета.

Попав в плен, он на всех допросах придерживался версии, что его сбили в первом же бою, призван был недавно, поэтому ничего толком не знает о своей части, количестве самолетов и так далее. В конце концов немцы, видимо, ему поверили и даже предложили молодому летчику сотрудничество. По разным версиям, речь шла то ли о службе в гитлеровской авиации (на вспомогательных работах), то ли о так называемой авиации русской освободительной армии. Лошаков уже тогда решил, что так сможет получить шанс на побег, и в итоге не прогадал.

Тогда его отправили на аэродром под Псковом, где он познакомился с другим пленным - сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком, который к тому моменту работал у немцев заправщиком самолетов. Вместе они стали планировать побег. По воспоминаниям Лошакова, Денисюк по его заданию запоминал и рисовал ему схемы расположения приборов управления в самолетах, стащил из бани немецкую форму и тщательно припрятал ее в придорожных кустах.

Улучить момент для побега удалось вечером 11 августа. На аэродром только что приземлился самолет коменданта "Шторх", немцы отправились ужинать, а Денисюк в это время должен был заправить крылатую машину. Взлететь удалось сразу, а пока на земле сообразили, что самолет угнан, прошло достаточно времени, чтобы уйти от огня немецких зениток. До советской территории лететь было около 300 километров, там уже встретил огонь наших зенитных орудий. Лошаков вновь был ранен, но все же сумел посадить подбитый самолет.

Далее последовали допросы уже в НКВД, спасшихся из плена заподозрили в измене Родине. Денисюк под давлением в итоге признал вину и получил 20 лет лагерей. Лошаков же вины так и не признал, а также показал, что сумел тайно сохранить в плену партийный билет. В итоге в декабре 1943-го он получил "всего" три года лагерей, был освобожден досрочно в августе 1945-го (Денисюк - лишь в 1951-м), а в 1959-м - полностью реабилитирован.



комментарии (23):

veanud      15/08/2020 [07:03:00]#1
Утверждение о том, что «Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику...», не соответствует действительности, отражённой в сообщениях о более ранних случаях подобных возвращений из-за линии фронта на угнанных самолётах.

veanud      15/08/2020 [07:03:43]#2
НИКТО НЕ ЗАБЫТ?..
и
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО?..

Сентябрь 1941 года. Побег на самолете люфтваффе, осуществленный военнопленными, содержавшимися в концлагере Шталаг-364 (город Николаев, Украина).

В Книге Памяти Украины зафиксированы воспоминания фронтовика В.В. Ковалева: `От майора Устинова Михаила Александровича, уже `старого узника` лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим. ...`.

Книга Памяти Украины. Раздел `Военнопленные, дальнейшая судьба которых неизвестна`
memory.dag.com.ua/browse?2101

veanud      15/08/2020 [07:04:24]#3
После 18 сентября 1941 года. Побег на самолёте советского производства с аэродрома, находившегося в окрестностях села Боровское Починковского района.

П.М. Корыткина (1916 г.р., уроженка и жительница деревни Шаталово):
‘18 сентября 1941 года ко мне в дом пришел наш летчик – пробирался пешком из Бобруйска. Смоленщина была уже оккупирована немцами. Летчик, звали его Константин Пайков, родом из Горьковской области. У него было восемь ранtний. Отец мой, он ветфельдшер, лечил его как мог. Как-то Костя приходит с молодым парнем и говорит, что это летчик. А я ему говорю: “Плохие вы летчики. Летать надо, а вы немцам прислуживаете“. А он мне в ответ: “Не ругайся. Придет время, и полетим“.
Прошло порядочно времени с той поры. Слышим – у немцев торжество. Они говорят нам: “Вот видите: ваш летчик полетит бомбить Москву. Богатый будет, построим для него дом в Германии“. А вечером того же дня услышали, что наш летчик на аэродроме Боровское – это в 5 километрах от нашего, поднялся на советском самолете, разбомбил много вражеских самолетов, а сам улетел. А летчик, как говорят, был наш, почкинковский’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.

veanud      15/08/2020 [07:05:02]#4
Октябрь 1941 года. Побег из плена на самолете-истребителе Ме-109, угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.

`... Уверенно, словно приказали eмy, направился к третьему от края самолету. Немцев не было, . и вот `мессер`, тот, третий от края, взревев мoтopaми, стал медленно выкатываться на полосу. Наконец, между колесами и взлетной полосой появился просвет. Цыганков резко набирал высоту, делая разворот. Уже на большой скорости он прошел над стоянкой, и посыпалась сверху дробь двух пулеметов... Хоть часть долга! ... В погоню за ним поднялись два `мессера`. Только вроде не догнали...`.

Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л `Уральский следопыт`. 1972. № 5. www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. `Красная Печора`. 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Также см.:

Ципис Н. Небо Марка Галлая повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
www.proza.ru/2010/09/08/1073

veanud      15/08/2020 [07:05:37]#5
Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков.

`...Необычным в судьбе Сетракова С.Н. было то, что, находясь в плену и работая уборщиком на Бобруйском аэродроме, он в октябре 1941 года угнал немецкий самолет и долетел до Быхова, где был сбит преследовавшими его `мессершмиттами`, и снова попал в плен`.

Об итогах областного конкурса `Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне` // Могилевский облисполком. Могилев, 2012.
region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК `Виккру` за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_moippk_vikkru%C2%BB_za_2010_god

veanud      15/08/2020 [07:06:12]#6
До 31.12.1941 г. Групповой побег на самолете неизвестного типа с перелетом линии фронта в Молдавии. Пилотировал неизвестный летчик.

Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы», размещенной на сайте саранской газеты «Город С», содержали следующее сообщение от 03.05.2011 г.: ‘Лет 15 назад в селе Калиново Ичалковского района мне довелось встретиться с фронтовиком, начавшим войну в 1941 году на территории нынешней Молдавии. Как раз про сорок первый год мы с ним и разговаривали. Сидим, говорит, в окопах, а над нами совсем низко немецкий тяжелый самолет пролетает. Мы винтовки в воздух и стрелять по нему начали. Самолет за нашими окопами плюхнулся. Мы к нему, сдавайся, дескать! А из самолета несколько наших выбираются. И давай ругаться!
Их друга мы ранили. Мы, говорят, с немецкого аэродрома этот самолет угнали. Так что, не исключено, что первый такой случай сорок первым годом датируется...’.

Александр. Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы». // Столица С : Республиканский общественно-политический еженедельник Мордовии. Новости Саранска и Мордовии.
http://stolica-s.su/new/node/97

veanud      15/08/2020 [07:06:38]#7
Январь 1942 года. Побег на немецком самолете-бомбардировщике с аэродрома, находившегося в окрестностях города Сталино (ныне Донецк, Украина).

Из воспоминаний фронтовика Кайтукова Азамата Беслановича о январских событиях 1942 года: `...Ночью снег выпал до колен. Привели нас на аэродром снег расчищать. Дали лопаты из фанеры. Собираем снег в кучи. ... В обед построили нас и повели в лощину, там у них полевая кухня была. Посадили нас на снег, а сами обедают. И вдруг немецкий самолет появляется в воздухе, и немецкие зенитки стреляют по нему. А он бомбы сбросил на аэродром, где мы чистили снег, и улетел в сторону Ростова. Немцы взбесились, построили нас, пересчитали одного не хватает. Оказывается, нашего, который, видимо, летчиком был, в кучу снега зарыли, а когда нас увели, он вылез, сел в самолет и взлетел. Самолеты, на которые он бомбы скинул, сами с бомбами были...`.

Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л `Дарьял`. 2003. № 1. Владикавказ.
www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // газ. `Пульс Осетии`. Владикавказ, 2009.
gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=270:---9--2010&catid=38:-9--2010&Itemid=39

veanud      15/08/2020 [07:12:40]#8
1942 год. Захват и угон немецкого самолета с аэродрома в районе города Орел за линию фронта в расположение советских войск, осуществленный штурманом самолета-бомбардировщика ДБ-3М 51-го ДБАП 52-й ДБАД Гавриилом Евдокимовичем Лосуновым и бортрадистом Александром Симоненко (либо Семиненко).

`В Орле действовали около 20 групп подпольщиков. Одной из наиболее активных была группа, которую возглавлял бывший директор орловской школы № 26, участник гражданской войны, коммунист А.Н. Комаров-Жорес. ... Патриоты установили связь с больницей, где находились раненые и больные воины Красной Армии, которых гитлеровцы объявили военнопленными. Подпольщики переправляли выздоравливавших бойцов и командиров в город и укрывали их среди населения. В числе выведенных из лазарета были штурман авиации Г.Е. Лосунов и радист самолета А. Симоненко. С помощью подпольщиков они устроились работать на аэродром. Однажды, улучив момент, захватили немецкий самолет и улетели на нем через линию фронта к своим. В августе 1942 года через своего агента гестаповцы выявили группу А.Н. Комарова-Жореса и арестовали более 20 ее участников. После жестоких пыток они были расстреляны`.

Город Орел // Портал Орловской области - День Великой Победы. Память земли Орловской. www.orel-region.ru/victory/memory/1_17.html
Книга памяти. Российская Федерация, Орловская область. Том восьмой. Город Орел. / Администрация Орловской области. - Орeл : `Орелиздaт`, 1998.
library.gu-unpk.ru/9_mai_2010/knigi/kniga_8.pdf

veanud      15/08/2020 [07:14:33]#9
Лето 1942 года. Побег на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Пилотировал безвестный летчик командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка.

Веллер М. И. Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html

veanud      15/08/2020 [07:16:43]#10
Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.

Л.В. Матвиенко - заведующая отделом библиографии и краеведения Кировоградской областной библиотеки для детей им. А.П. Гайдара, рассказывая в реферате Памятники нашего города о памятнике летчику-истребителю Петру Вересоцкому, установленному на территории аэропорта Кировограда, сообщила то, что он был сбит 8 или 9 августа 1941 года над восточной окраиной поселка Бобринец (Кировоградская область, Украинская ССР) немецкими зенитчиками. После приземления на парашюте Вересоцкий отстреливался и был ранен в ногу, а когда патроны у летчика закончились, фашисты взяли его в плен.

Вересоцкого вместе с другими тяжелораненными красноармейцами доставили в военный госпиталь № 45. 18-летняя санитарка Любовь Григорьевна Скороход, которая за ним ухаживала, запомнила его таким: `Пiлотовi на той час було рокiв 20-22. Чорнявий, худорлявий, симпатичний, середнього зросту, був дуже енергйний, жвавий, подобався дiвчатам, добре говорив украiнською мовою`. После выздоровления гитлеровцы доставили его в Кировоград, в лагерь для военнопленных, где Петр смог попасть на аэродромные работы, скрыв каким-то образом от лагерного начальства то, что он - летчик.


[+] Посмотреть все комментарии (23)










Материалы рубрики

Наталья Дмитрак
ТАСС
"Су-57 убьет F-35, если они встретятся". Летчик Толбоев – о боевой авиации России
Владимир Максимов
Военно-промышленный курьер
Многоликий Ил-114
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Северные острова: в России проектируют плавучие аэродромы для Арктики
Александр Тимохин
Взгляд
Новый "стратег" исправит проблемы российских бомбардировщиков
Екатерина Постникова
Известия
Осторожно, небо закрывается: почему Россия выходит из ДОН
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко
РБК
Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
С дроном в разведку: стартует массовое оснащение армии квадрокоптерами
Инна Сидоркова, Надежда Федорова
РБК
«Крокус» Агаларова получил контракт на аэропорт «Роскосмоса» за 28 млрд рублей



Мария Лисицына, Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова
РБК
США признали ошибочным включение «ВСМПО-Ависма» в черный список

ТАСС
Россия вслед за США покидает Договор по открытому небу. Что известно про этот документ?
Мария Киселева
Русская служба BBC
Из Москвы в Лондон и обратно: можно ли улететь в период пандемии и закрытых границ?
Николай Протопопов
РИА Новости
"Учли все угрозы": каким будет новое воздушное оружие России
Сергей Петунин
КоммерсантЪ
Кассация не нашла провокации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Арсенал "Охотника": транспортный самолет получит управляемые ракеты

Интерфакс
Какие страны ужесточили въезд из-за нового штамма коронавируса
Анна Перова
КоммерсантЪ
На подготовку летчиков растратили миллионы
Александр Гасюк
Российская газета
В море с небес
Дмитрий Болтенков
Известия
«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ
Светлана Бурмистрова
РБК
"ВСМПО-Ависма" второй раз за год сменила главу компании
Игорь Жилоу (Igor Gielow)
Folha de S. Paulo (перевод ИноСМИ)
Новое поколение бомбардировщиков мировых держав начнет появляться в 2021 году
Антон Лавров
Известия
Облачные перспективы: что ждет военную авиацию России
Герман Костринский
Известия
Тариф двухлетний: цены на авиабилеты могут сохраниться в 2021 году
Михаил Мошкин, Андрей Самохин
Взгляд
Гражданская авиация заждалась новый "кукурузник"
Андрей Борисов
Lenta.ru
Краснее некуда
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Чёрная смерть": как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
Виктор Сокирко
Взгляд
Коронавирус решил крупную проблему российской боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Трудный взлет: Минобороны наконец получило первый серийный Су-57
Елена Сидоренко, Ярослава Костенко
Известия
Похищенная Европа: в 2021-м россияне мечтают отправиться в Италию
Дарья Любовик
Независимое военное обозрение
Двигатели "ОДК-Кузнецов" признаны мировым достижением
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Взлетное море: у Каспийской флотилии появится своя авиация
Наталья Решетникова, Александр Филимоненко
Российская газета
Лестница в небо
Мария Литвинова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Перегибы на пассажирских местах
Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова, Максим Талавринов
РБК
США опубликовали детали торговых ограничений против 45 структур из России
Георгий Марков
Газета.ru
"Предательство в высшей степени": как пилот угнал самолет с пассажирами в Китай
Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров
Известия
Уже на «Подлете»: Урал и Сибирь защитят от крылатых ракет и дронов
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
RT
"Машина завтрашнего дня": как появление новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ
Мария Кокорева
Forbes
Из бизнес-джета в бизнес-класс: как и куда в 2020 году летали богатые россияне
Сергей Строкань
КоммерсантЪ
Японская ПРО уходит в свободное плавание

ТАСС
Эксперты рассказали о "противоядии" от гиперзвука противника
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Как вставали на крыло реактивные МиГи

Царьград
Новый поворот в деле катастрофы SSJ в Шереметьево озадачил эксперта: "Всё может оказаться сложнее"
Виктор Ядуха
КО
Отчего "Победа" не летает

BFM
Авиакомпания S7 разрешила провозить домашних питомцев на пассажирском месте
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия прорвалась сквозь санкции в высшую лигу мировой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Охотник" учиться: Минобороны распределило новые Ми-28УБ
Екатерина Дементьева, Наталия Ячменникова
Российская газета
Небо на русской тяге
Юрий Гаврилов
Российская газета
Увидят все цели

Интерфакс
День, когда самолеты остановились
Анастасия Львова
Ведомости
"Аэрофлот" обвинил учебный тренажер в катастрофе SuperJet в «Шереметьево»

Известия
Эксперт назвал преимущества самолета МС-21-310 с двигателями двух типов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer