Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет


11 августа 2020 года Алексей Иванов, Российская газета


Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику Ивану Денисюку. Впрочем, чудесное спасение обернулось для них новой тюрьмой - уже на Родине.

Николай Лошаков был сбит на своем Як-1Б в воздушном бою под Ленинградом 27 мая 1943 года. Летчик успел выпрыгнуть с парашютом, однако приземлился на оккупированной территории. К тому времени 19-летний младший лейтенант 14-го гвардейского истребительного полка имел за плечами уже 121 боевой вылет, лично сбил два вражеских самолета.

Попав в плен, он на всех допросах придерживался версии, что его сбили в первом же бою, призван был недавно, поэтому ничего толком не знает о своей части, количестве самолетов и так далее. В конце концов немцы, видимо, ему поверили и даже предложили молодому летчику сотрудничество. По разным версиям, речь шла то ли о службе в гитлеровской авиации (на вспомогательных работах), то ли о так называемой авиации русской освободительной армии. Лошаков уже тогда решил, что так сможет получить шанс на побег, и в итоге не прогадал.

Тогда его отправили на аэродром под Псковом, где он познакомился с другим пленным - сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком, который к тому моменту работал у немцев заправщиком самолетов. Вместе они стали планировать побег. По воспоминаниям Лошакова, Денисюк по его заданию запоминал и рисовал ему схемы расположения приборов управления в самолетах, стащил из бани немецкую форму и тщательно припрятал ее в придорожных кустах.

Улучить момент для побега удалось вечером 11 августа. На аэродром только что приземлился самолет коменданта "Шторх", немцы отправились ужинать, а Денисюк в это время должен был заправить крылатую машину. Взлететь удалось сразу, а пока на земле сообразили, что самолет угнан, прошло достаточно времени, чтобы уйти от огня немецких зениток. До советской территории лететь было около 300 километров, там уже встретил огонь наших зенитных орудий. Лошаков вновь был ранен, но все же сумел посадить подбитый самолет.

Далее последовали допросы уже в НКВД, спасшихся из плена заподозрили в измене Родине. Денисюк под давлением в итоге признал вину и получил 20 лет лагерей. Лошаков же вины так и не признал, а также показал, что сумел тайно сохранить в плену партийный билет. В итоге в декабре 1943-го он получил "всего" три года лагерей, был освобожден досрочно в августе 1945-го (Денисюк - лишь в 1951-м), а в 1959-м - полностью реабилитирован.



комментарии (32):

veanud      15/08/2020 [07:03:00]#1
Утверждение о том, что «Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику...», не соответствует действительности, отражённой в сообщениях о более ранних случаях подобных возвращений из-за линии фронта на угнанных самолётах.

veanud      15/08/2020 [07:03:43]#2
НИКТО НЕ ЗАБЫТ?..
и
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО?..

Сентябрь 1941 года. Побег на самолете люфтваффе, осуществленный военнопленными, содержавшимися в концлагере Шталаг-364 (город Николаев, Украина).

В Книге Памяти Украины зафиксированы воспоминания фронтовика В.В. Ковалева: `От майора Устинова Михаила Александровича, уже `старого узника` лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим. ...`.

Книга Памяти Украины. Раздел `Военнопленные, дальнейшая судьба которых неизвестна`
memory.dag.com.ua/browse?2101

veanud      15/08/2020 [07:04:24]#3
После 18 сентября 1941 года. Побег на самолёте советского производства с аэродрома, находившегося в окрестностях села Боровское Починковского района.

П.М. Корыткина (1916 г.р., уроженка и жительница деревни Шаталово):
‘18 сентября 1941 года ко мне в дом пришел наш летчик – пробирался пешком из Бобруйска. Смоленщина была уже оккупирована немцами. Летчик, звали его Константин Пайков, родом из Горьковской области. У него было восемь ранtний. Отец мой, он ветфельдшер, лечил его как мог. Как-то Костя приходит с молодым парнем и говорит, что это летчик. А я ему говорю: “Плохие вы летчики. Летать надо, а вы немцам прислуживаете“. А он мне в ответ: “Не ругайся. Придет время, и полетим“.
Прошло порядочно времени с той поры. Слышим – у немцев торжество. Они говорят нам: “Вот видите: ваш летчик полетит бомбить Москву. Богатый будет, построим для него дом в Германии“. А вечером того же дня услышали, что наш летчик на аэродроме Боровское – это в 5 километрах от нашего, поднялся на советском самолете, разбомбил много вражеских самолетов, а сам улетел. А летчик, как говорят, был наш, почкинковский’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.

veanud      15/08/2020 [07:05:02]#4
Октябрь 1941 года. Побег из плена на самолете-истребителе Ме-109, угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.

`... Уверенно, словно приказали eмy, направился к третьему от края самолету. Немцев не было, . и вот `мессер`, тот, третий от края, взревев мoтopaми, стал медленно выкатываться на полосу. Наконец, между колесами и взлетной полосой появился просвет. Цыганков резко набирал высоту, делая разворот. Уже на большой скорости он прошел над стоянкой, и посыпалась сверху дробь двух пулеметов... Хоть часть долга! ... В погоню за ним поднялись два `мессера`. Только вроде не догнали...`.

Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л `Уральский следопыт`. 1972. № 5. www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. `Красная Печора`. 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Также см.:

Ципис Н. Небо Марка Галлая повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
www.proza.ru/2010/09/08/1073

veanud      15/08/2020 [07:05:37]#5
Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков.

`...Необычным в судьбе Сетракова С.Н. было то, что, находясь в плену и работая уборщиком на Бобруйском аэродроме, он в октябре 1941 года угнал немецкий самолет и долетел до Быхова, где был сбит преследовавшими его `мессершмиттами`, и снова попал в плен`.

Об итогах областного конкурса `Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне` // Могилевский облисполком. Могилев, 2012.
region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК `Виккру` за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/pa ...

veanud      15/08/2020 [07:06:12]#6
До 31.12.1941 г. Групповой побег на самолете неизвестного типа с перелетом линии фронта в Молдавии. Пилотировал неизвестный летчик.

Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы», размещенной на сайте саранской газеты «Город С», содержали следующее сообщение от 03.05.2011 г.: ‘Лет 15 назад в селе Калиново Ичалковского района мне довелось встретиться с фронтовиком, начавшим войну в 1941 году на территории нынешней Молдавии. Как раз про сорок первый год мы с ним и разговаривали. Сидим, говорит, в окопах, а над нами совсем низко немецкий тяжелый самолет пролетает. Мы винтовки в воздух и стрелять по нему начали. Самолет за нашими окопами плюхнулся. Мы к нему, сдавайся, дескать! А из самолета несколько наших выбираются. И давай ругаться!
Их друга мы ранили. Мы, говорят, с немецкого аэродрома этот самолет угнали. Так что, не исключено, что первый такой случай сорок первым годом датируется...’.

Александр. Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы». // Столица С : Республиканский общественно-политический еженедельник Мордовии. Новости Саранска и Мордовии.
http://stolica-s.su/new/node/97

veanud      15/08/2020 [07:06:38]#7
Январь 1942 года. Побег на немецком самолете-бомбардировщике с аэродрома, находившегося в окрестностях города Сталино (ныне Донецк, Украина).

Из воспоминаний фронтовика Кайтукова Азамата Беслановича о январских событиях 1942 года: `...Ночью снег выпал до колен. Привели нас на аэродром снег расчищать. Дали лопаты из фанеры. Собираем снег в кучи. ... В обед построили нас и повели в лощину, там у них полевая кухня была. Посадили нас на снег, а сами обедают. И вдруг немецкий самолет появляется в воздухе, и немецкие зенитки стреляют по нему. А он бомбы сбросил на аэродром, где мы чистили снег, и улетел в сторону Ростова. Немцы взбесились, построили нас, пересчитали одного не хватает. Оказывается, нашего, который, видимо, летчиком был, в кучу снега зарыли, а когда нас увели, он вылез, сел в самолет и взлетел. Самолеты, на которые он бомбы скинул, сами с бомбами были...`.

Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л `Дарьял`. 2003. № 1. Владикавказ.
www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // газ. `Пульс Осетии`. Владикавказ, 2009.
gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
http://gazeta.pulsosetii.ru/in ...

veanud      15/08/2020 [07:12:40]#8
1942 год. Захват и угон немецкого самолета с аэродрома в районе города Орел за линию фронта в расположение советских войск, осуществленный штурманом самолета-бомбардировщика ДБ-3М 51-го ДБАП 52-й ДБАД Гавриилом Евдокимовичем Лосуновым и бортрадистом Александром Симоненко (либо Семиненко).

`В Орле действовали около 20 групп подпольщиков. Одной из наиболее активных была группа, которую возглавлял бывший директор орловской школы № 26, участник гражданской войны, коммунист А.Н. Комаров-Жорес. ... Патриоты установили связь с больницей, где находились раненые и больные воины Красной Армии, которых гитлеровцы объявили военнопленными. Подпольщики переправляли выздоравливавших бойцов и командиров в город и укрывали их среди населения. В числе выведенных из лазарета были штурман авиации Г.Е. Лосунов и радист самолета А. Симоненко. С помощью подпольщиков они устроились работать на аэродром. Однажды, улучив момент, захватили немецкий самолет и улетели на нем через линию фронта к своим. В августе 1942 года через своего агента гестаповцы выявили группу А.Н. Комарова-Жореса и арестовали более 20 ее участников. После жестоких пыток они были расстреляны`.

Город Орел // Портал Орловской области - День Великой Победы. Память земли Орловской. www.orel-region.ru/victory/memory/1_17.html
Книга памяти. Российская Федерация, Орловская область. Том восьмой. Город Орел. / Администрация Орловской области. - Орeл : `Орелиздaт`, 1998.
library.gu-unpk.ru/9_mai_2010/knigi/kniga_8.pdf

veanud      15/08/2020 [07:14:33]#9
Лето 1942 года. Побег на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Пилотировал безвестный летчик командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка.

Веллер М. И. Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html

veanud      15/08/2020 [07:16:43]#10
Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.

Л.В. Матвиенко - заведующая отделом библиографии и краеведения Кировоградской областной библиотеки для детей им. А.П. Гайдара, рассказывая в реферате Памятники нашего города о памятнике летчику-истребителю Петру Вересоцкому, установленному на территории аэропорта Кировограда, сообщила то, что он был сбит 8 или 9 августа 1941 года над восточной окраиной поселка Бобринец (Кировоградская область, Украинская ССР) немецкими зенитчиками. После приземления на парашюте Вересоцкий отстреливался и был ранен в ногу, а когда патроны у летчика закончились, фашисты взяли его в плен.

Вересоцкого вместе с другими тяжелораненными красноармейцами доставили в военный госпиталь № 45. 18-летняя санитарка Любовь Григорьевна Скороход, которая за ним ухаживала, запомнила его таким: `Пiлотовi на той час було рокiв 20-22. Чорнявий, худорлявий, симпатичний, середнього зросту, був дуже енергйний, жвавий, подобався дiвчатам, добре говорив украiнською мовою`. После выздоровления гитлеровцы доставили его в Кировоград, в лагерь для военнопленных, где Петр смог попасть на аэродромные работы, скрыв каким-то образом от лагерного начальства то, что он - летчик.


veanud      15/08/2020 [07:18:32]#11
`И вот однажды, - пишет Матвиенко, - когда пунктуальные немцы обедали, из группы заключенных, которые проходили мимо самолета, один смельчак мгновенно подскочил к истребителю, залез в кабину и самолет помчался на взлет. По какой-то причине сходу взлететь не удалось, но Вересоцкий предпринял вторую попытку взлета, оказавшуюся удачной. Оказалось, что истребитель был с полным боекомплектом, рассказывает автор реферата, Пленный летчик знал аэродромное хозяйство. Ненависть к фашистам была такой, что он сначала атаковал бензохранилище, которое вспыхнуло, а затем нанес огневой удар по самолетам. После этого отчаянный смельчак полетел навстречу фронта в направлении Знаменки...`#.

# Вместе с тем, Анатолий Андреев приводит другую версию: `Петро Вересоцький, перебуваючи в полонi у кiровоградському концтаборi, був у групi полонених радянських асiв, яких фашисти використовували в якостi лiтаючих мiшеней пiд час тренування молодих льотчикiв `люфтваффе`. Пiд час таких тренувань Петру Вересецькому вдалося визволитись з пiд конвою , захопити нiмецький лiтак, обстрiляти бензосховище та полетiти в бiк фронту`.


veanud      15/08/2020 [07:19:33]#12
Матвієнко Л. В. Пам`ятники нашого мiста : Реферат // Кiровоградська обласна бiблiотека для дтiей iм. А. П. Гайдара. Кiровоград.
librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому // ПОМНИТЕ НАС ! Описание памятника : `г. Кировоград (Кiровоград), Кировоградская область, Украина. 2006-10.
pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока // Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянськоi журналiстики. Iнтернет-видання ХайВей. 2008.
h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg

Дальнейшая судьба героя до сих пор неизвестна. Остается надеяться, что его не постигла участь летчика, о котором рассказал Н.Г. Богданов.

veanud      15/08/2020 [07:20:01]#13
Начало лета 1943 года. Побег на самолете советского производства У-2 с аэродрома, находившегося в районе деревни Боровское, в направлении Ельни.

Корабельщиков Петр Яковлевич (житель станицы Ленинградская Краснодарского края – его в апреле 1942 года в числе других инвалидов-военнопленных из Смоленска гитлеровцы направляли на поселение в деревню Демешки в Починковском районе): ‘Деревня была почти напротив летного поля аэродрома Боровское. И знаю я эту историю. Было это в начале лета 1943 года. Русский летчик, фамилия которого мне неизвестна, вошел в доверие к немцам. Ему было разрешено летать на нашем самолете У-2 в радиусе аэродрома – показывать фигуры высшего пилотажа. Немецкий офицер следил за летчиком. Видели это жители деревень Демешки, Рудни, Мачун и станции Энгельгардтовская. Длилось это неделю, а то и больше. И вот в один из дней, когда немецких самолетов в воздухе не было, он зашел на посадку со стороны деревни Понизовки, развернул самолет, снизился и пошел в сторону Ельни, которая была в 60-70 километрах, где держали оборону наши войска... После этого события участились ночные бомбежки аэродромов Боровское и Шаталово, а до этого наши летчики сбрасывали бомбы на ложные аэродромы’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.

veanud      15/08/2020 [07:25:21]#14
Приведёнными случаями перечень сообщений о подобных побегах, совершённых в период до 11.08.1943 г., не исчерпывается... Однако и из него более, чем очевидно, что автор* оной "сенсационной" статьи с этой стороной истории Великой Отечественной войны даже не пытался ознакомиться.

* RGRU РУССКОЕ ОРУЖИЕ
11.08.2020,   09:46 Текст:   Алексей Иванов
https://rg.ru/2020/08/11/ugnav ...

veanud      15/08/2020 [07:28:11]#15
В историю побега Лошакова и двух (а не одного) его товарищей, а также в упоминаемые детали биографии Николая Кузьмича автор тоже поленился должным образом вникнуть.

1. Утверждение о том, что Лошаков совершил побег вдвоём с Денисюком, не соответствует тому, что известно из публичных выступлений Николая Кузьмича:

23.02.1972 г. С. Чайка в репортажной статье о встрече Лошакова с воркутинскими школьниками сообщил в газете «Заполярье» следующее: «…Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел… завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим»;

02.11.1977 г. Т. П. Борисевич — корреспондент комсомольской газеты Коми АССР «Молодежь Севера», рассказывая о встрече Лошакова с военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета – пленного Георгия Зотова.

veanud      15/08/2020 [07:28:38]#16
2. Утверждение о том, что над линией фронта «уже встретил огонь наших зенитных орудий», противоречит публикациям, в которых со слов Лошакова подчёркивалось, что зенитный огонь вели только гитлеровцы.

veanud      15/08/2020 [07:30:05]#17
3. Утверждение о том, что Денисюк получил якобы «20 лет лагерей», не соответствует действительности.

Денисюк был «осуждён» внесудебным органом - Особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58-1 «б» УК РСФСР на 10 лет ИТЛ*.
* Справка об освобождении хранится в семейном архиве Денисюков.

Утверждение о том, что Денисюк «под давлением в итоге признал вину», никто из утверждающих никакими документами до сих пор не подтвердил. Это голословное заявление носит ложный характер.

Этим и другими домыслами 10.01.2002 г. в статье «Чистое небо Николая Лошакова» поделилась с читателями газеты «Молодежь Севера» Г. Соболева.

veanud      15/08/2020 [07:30:56]#18
4. Утверждение о том, что спасение «обернулось» для Лошакова и его напарника Денисюка «новой тюрьмой», не соответствует действительности и вводит читателей в заблуждение о том, какое именно место лишения свободы было им определено. В данной связи необходимо принять во внимание соответствующие предписания Исправительно-трудового кодекса РСФСР:

а) статья 28 ИТК РСФСР, указывая в перечне мест лишения свободы исправительно-трудовые учреждения (колонии и лагеря), предусматривала следующее:
«Примечание. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в тюрьму может иметь место лишь при том условии, если в приговоре суда есть специальное указание о заключении осужденного в тюрьму»;

б) кроме того, тюрьма упоминалась и в Примечании к статье 79 ИТК РСФСР, устанавливавшей дисциплинарные меры к лишённым свободы, нарушающим установленные в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины:
«Органам НКВД Союза ССР предоставляется право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающих в этих местах лишения свободы распорядок, совершающих побеги и т.п. Перевод этих лиц в тюрьму может иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного Управления НКВД Союза ССР на срок до одного года с санкции прокурора соответствующего лагеря, и по постановлению Начальника ГУЛАГ НКВД Союза ССР на срок до двух лет с санкции Прокурора Союза ССР.
…».

Каких-либо доказательств направления беглецов в тюрьмы автор не приводит. Вместе с тем известно, что Особое совещание при НКВД СССР вынесло Постановление от 04.12.1943 г.: «ЛОШАКОВА Николая Кузьмича, за изменническое поведение во время пребывания в плену - заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на ТРИ года...»*.
* Тимашёвский музей семьи Степановых.

veanud      15/08/2020 [07:33:44]#19
5. Утверждение о том, что Лошаков сумел тайно сохранить в плену «партийный билет», лишь частично соответствует действительности. Незадолго до окончания Краснодарской военной авиационной школы пилотов он стал кандидатом в члены ВКП(б) и в плену сохранил «кандидатскую карточку». Необходимо заметить, что членство в ВКП(б) для военнопленного означало смертный приговор.

После реабилитации Николаю Кузьмичу пришлось восстанавливаться в кандидатах в члены КПСС, начав в 1958 году с обращения в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. Только после восстановления кандидатского стажа он вступил в КПСС. Таким образом «партийный билет» Лошакову был впервые вручён лишь в 1959-м году (а не в 1943-м).

veanud      15/08/2020 [07:38:13]#20
Утверждение о том, что Лошаков был полностью реабилитирован якобы лишь в «1959-м», не соответствует действительности, так как реабилитация состоялась 06.11.1958 г.

«ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
М О С К О В С К О Г О
ВОЕННОГО ОКРУГА
06 ноября I958 г. № Н-5686/ос.
г. Москва, Арбат, 37

СПРАВКА

Дело по обвинению ЛОШAKOBA Николая Кузьмича, 1923 года рождения, бывшего летчика 14 гвардейского краснознаменного авиаполка, младшего лейтенанта, арестованного I2 августа 1943 года, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа 6 ноября 1958 года.
Постановление от 4 декабря 1943 года в отношении ЛОШАКОВА Н.К. отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.

ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА МВО
ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ
Гербовая печать
/Н. ГУРИНОВ/».

veanud      15/08/2020 [07:43:58]#21
Для справки – модераторы «rg.ru» уже который день продолжают «изучать» и всё никак не могут опубликовать мои комментарии в виде перечня побегов на самолетах, угнанных до 11.08.1943 г.

Как бы правительственная «Российская газета», прибегая к услугам псевдо-документалистов «алексеев ивановых» и им подобных, не превратилась в жёлто-прессную информационную помойку…

ПАН ПАКС      25/08/2020 [12:13:54]#22
Ну тут уж летчики должны прокомментировать: уровень образования не очень высок был в то время. А тут немецкий язык. Кто там у мессеров крутил инерционный стартер или воздух одинаковыми кранами открывался. Или так все одинаково было в машинах того времени. Тут после Чероки на каршеринг Мерседеса самый простой сел- разбирался минут 10 как поехать с опытом более 20 лет. А тут подошел и полетел. Даже Девятаев рассказывал, что готовился несколько месяцев- изучал таблички, что да как и проч... И то триммер не нашел, потом только в полете допер. Жажду жизни и побега понимаю.

нервюра      31/08/2020 [15:52:47]#23
Помнится , в школе , только о подвиге лётчика Девятаеве учили . О угоне самолёта .

SergeyStG45      13/03/2021 [05:27:14]#24
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя нервюра от 31.08.2020 15:52
   
Помнится , в школе , только о подвиге лётчика Девятаеве учили . О угоне самолёта .
Я закончил среднюю общеобразовательную школу (правда, с углубленной НВП, центральную районную и с Музеем Боевой Славы и "именную" - в честь командира партизанского соединения) в 1987-м. Совершенно точно до сих пор помню, что нас учили, и причем - особо обращали внимание, что Девятаев и его экипаж были НЕ единственными и НЕ первыми. Также как учили, что и Гастелло с экипажем были не первыми, а такие подвиги совершались с самого первого дня войны.

ПАН ПАКС      22/04/2021 [15:32:15]#25
Будем смотреть "Девятаев"!!!

Алик-1      30/04/2021 [11:40:42]#26
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя нервюра от 31.08.2020 15:52
   
Помнится , в школе , только о подвиге лётчика Девятаеве учили . О угоне самолёта .
В СССР подвиг Девятаева был неизвестен. Ну может только упоминался одной строчкой - угнал фашистский самолет. Подробно о нем написали только период гласности в газете. Возможно то была "Комсомольская Правда". Там же была фотография - группа людей около лежащего на брюхе Хейнкеля.

нервюра      01/05/2021 [12:37:20]#27
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Алик-1 от 30.04.2021 11:40
   
В СССР подвиг Девятаева был неизвестен. Ну может только упоминался одной строчкой - угнал фашистский самолет. Подробно о нем написали только период гласности в газете. Возможно то была "Комсомольская Правда". Там же была фотография - группа людей около лежащего на брюхе Хейнкеля.
Вы , видать в школе в СССРе не учились или тот урок прогуляли . Я , школу закончил в 1977 году . О Девятаеве знаю из школы . О его побеге на самолёте . И о Космодемьянской и о Гастелло и о 28ми Героях Панфиловцах с Александром Матросовым ...

Алик-1      04/05/2021 [13:14:58]#28
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя нервюра от 01.05.2021 12:37
   
Вы , видать в школе в СССРе не учились или тот урок прогуляли . Я , школу закончил в 1977 году . О Девятаеве знаю из школы . О его побеге на самолёте . И о Космодемьянской и о Гастелло и о 28ми Героях Панфиловцах с Александром Матросовым ...
Для восстановления памяти танкистов проведем небольшое расследование. Обратимся к учебникам - История СССР для 10 класса - 1980.
https://sovietime.ru/istoriya/ ...
Упомянутые вами имена в нем есть. Девятаев отсутствует. Не путайте разные две вещи - узнал в школе и официальная точка зрения. Например, в школе я узнал фразу "10 сталинских ударов", хотя в учебниках тех лет вы о них не прочтете. Узнал от учительницы истории. Во внеклассной обстановке. Про Девятаева при желании тоже можно было узнать, ибо звания Героя СССР его никто не лишал. А вот с подробностями - сложнее. В те времена про немецкие корни советской ракетной техники особо не афишировали.

Admin      20/05/2021 [08:07:46]#29
тест

Dynamo-MOW      23/05/2021 [18:28:10]#30
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Алик-1 от 30.04.2021 11:40
   
В СССР подвиг Девятаева был неизвестен. Ну может только упоминался одной строчкой - угнал фашистский самолет. Подробно о нем написали только период гласности в газете. Возможно то была "Комсомольская Правда". Там же была фотография - группа людей около лежащего на брюхе Хейнкеля.
Это не соответствует действительности. Где-то в начале 60-х об этом случае подробно рассказал по ТВ С.С.Смирнов. Он вёл целый цикл передач о войне.

ПАН ПАКС      07/06/2021 [11:08:33]#31
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Dynamo-MOW от 23.05.2021 18:28
   
Это не соответствует действительности. Где-то в начале 60-х об этом случае подробно рассказал по ТВ С.С.Смирнов. Он вёл целый цикл передач о войне.
Также, благодаря Сергею Сергеевичу, широкой общественности стал известен подвиг Брестской крепости!

ПАН ПАКС      07/06/2021 [17:42:42]#32
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя Алик-1 от 30.04.2021 11:40
   
В СССР подвиг Девятаева был неизвестен. Ну может только упоминался одной строчкой - угнал фашистский самолет. Подробно о нем написали только период гласности в газете. Возможно то была "Комсомольская Правда". Там же была фотография - группа людей около лежащего на брюхе Хейнкеля.
Кому как! Мой отец, инженер-автомобилист, вроде бы далекий от авиации человек, где-то в командировках покупал мне Ф.Орлова "Огненные рейсы "голубой двойки", Емельяненко "В военном воздухе суровом" и Гуляева "В воздухе "Илы, " рассказывал мне о Девятаеве в 80-е годы. Нравилась ему авиация, как и мне позже. Может, потому что по соседству в детстве жил летчик С .Луганский, который мог рассказать, или командировки в Горький-Чебоксары-Козмодемьянск, где уж о Девятаеве точно знали... Да и выкладывали здесь вырезки из газет тех ранних годов.











Материалы рубрики

Роман Кильдюшкин
Известия
Полет нормативный: правила нанесения номеров на дроны заработают в сентябре
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Германию подставляют за ее же деньги
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Игрушки за два миллиарда
Александр Широкорад
Военно-промышленный курьер
Бе-10 в роли хозяина океанов
Максим Талавринов
Известия
Минутное дело: выплаты за задержки рейсов хотят сделать автоматическими
Александр Тимохин
Взгляд
Морскую авиацию ВМФ срочно усиливают и обновляют
Василиса Андреева, Максим Зинкин
360
Россиянам объяснили, как сети 5G могут повлиять на безопасность полета на самолете

Радио Sputnik
Авиакомпании изучат влияние 5G на самолеты




Москва FM
Росавиация призвала перевозчиков изучить влияние 5G на самолеты

Информационное Агентство «Хакасия»
Мишустин запустил создание российского конкурента Boeing
Артём Кореняко
РБК
«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

Эксперт
«Байкал» идет на взлет
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Ставка на истребители
Владимир Ераносян
Военно-промышленный курьер
«Утята» летят на север
Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Ирина Цырулева
Известия
Пробковый спор: авиаколлапс в Нижнем Новгороде обернулся пятью делами
Ирина Альшаева
Газета.ru
«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»
Дмитрий Петроченко
Forbes
Почему вырос спрос на частные самолеты и как это изменит рынок авиаперевозок

Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Котов
Известия
Степной полк: почему России по-прежнему не обойтись без Байконура
Максим Талавринов, Вероника Кулакова
Известия
Бес опозданий: в России удвоилось число задержанных авиарейсов
Михаил Короткевич
АвиаСоюз
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Вероника Ваганова, Татьяна Леонтьева
Бизнес ONLINE
«После полета на «Победе» хочется отмыться»: как Ирада Аюпова билась с лоукостером
Иван Афанасьев
Вгудок
Авиаперевозки облетели РЖД
Арсений Замостьянов
Известия
Тот, кто делал ракеты: каким был первый главный конструктор космических кораблей
Михаил Котов
ТАСС
Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе
Максим Талавринов
Известия
Не на высоте: авиадиспетчеры сообщили об угрозе безопасности полетов из-за сокращений
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Кинжал» в ножнах: для гиперзвуковых ракет готовят инфраструктуру
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Свободный пилот: Минобороны приняло программу развития ударных дронов
Александр Тимохин
Взгляд
Тысячи беспилотников изменят облик российской армии
Константин Липавский
ПолитРоссия
Первый полностью украинский самолет оказался наполовину состоящим из российских комплектующих
Михаил Кувырко
Взгляд
Крупнейший проект решит хроническую проблему Дальнего Востока
Анастасия Платонова, Мария Перевощикова, Ирина Цырулева, Максим Талавринов, Валерий Кодачигов
Известия
Табло невылета: что происходит в аэропортах из-за беспорядков в Казахстане
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации
Максим Борисов
Газета.ru
«Они нас превзойдут»: китайский спутник назвали кошмаром для США
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Авиа толк: оборону Калининграда усилят морскими «Супер-Сухими»
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Первым делом вертолеты
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
Дмитрий Хоанг
Военно-промышленный курьер
«Барсук» вооружен и опасен
Виталий Виконт
Военно-промышленный курьер
Ты наш шедевральный
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
«Рафали» полетят в Эмираты
Федор Булашов
MK.ru
Эксперт подвел итоги неудачного для российской авиации года: «Человеческие ошибки»
Александр Нерадько
АвиаСоюз
Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли
Ольга Коленцова
Известия
Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир

Business FM
МС-21 с крылом из российских композитов совершил первый полет
Андрей Резчиков
Взгляд
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
Максим Талавринов
Известия
Отлетные цены: авиакомпании могут отказаться от повышения тарифов в 2022 году
Ольга Коленцова
Известия
Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса
Евгений Гайва
Российская Газета
Появилась еще одна причина для роста цен на авиабилеты
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer