Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина


11 августа 2020 года Герман Костринский, Известия


Правительство попросили организовать проверку авиакомпаний, которые выдают ваучеры на билеты, проданные после 1 мая, что противоречит постановлению правительства № 991. Письмо главе кабмина Михаилу Мишустину направило Общероссийское объединение пассажиров (ООП). В организации считают, что подобная практика может вести к реализации мошеннических схем, при которых авиакомпании продают билеты на несуществующие рейсы и отказываются возвращать клиентам деньги. По мнению юристов, в отношении нарушающих законодательство авиакомпаний может быть применен штраф до 30 тыс. рублей за каждый выданный ваучер.

Первомайский рубеж

ООП обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой поручить провести проверку авиакомпаний, которые выдают ваучеры вместо возврата денег за авиабилеты, проданные после 1 мая. Это способствует поощрению мошеннических схем, говорится в письме, с которым ознакомились «Известия».

«Авиакомпании осуществляют продажу билетов на несуществующие рейсы, пассажиры приобретают данные билеты и остаются без денег», — отмечается в обращении, направленном в кабмин 8 августа.

Правительство в июле утвердило постановление № 991, которое разрешает авиакомпаниям в случае отмены рейсов вместо возврата денежных средств оформлять пассажиру ваучер. Он дает право на перелет бортом отменившей рейс авиакомпании в течение трех лет с момента получения документа. Поездка может быть осуществлена на сумму, эквивалентную цене отмененного рейса, либо на большую сумму, но с доплатой.

Разрешение на выдачу ваучера — мера поддержки авиакомпаний, испытывающих дефицит ликвидности в условиях резкого обвала спроса на перевозки из-за пандемии коронавируса.

Источник «Известий» в одной крупной авиакомпании утверждает, что в условиях единовременного закрытия международного сообщения ваучеры стали единственной возможностью перевозчиков сохранить ликвидность и продолжить хозяйственную деятельность. В противном случае последовали бы массовые неплатежи поставщикам топлива, что всегда влечет остановку работы авиакомпании. Он напомнил, что уход с рынка «Трансаэро» в 2015 году и «ВИМ-Авиа» в 2017-м развивались именно по такому сценарию.

При этом в постановлении прописано, что выдавать ваучеры можно только за билеты, проданные до 1 мая. Но в ООП говорят, что по истечении этого срока ваучеры выдавали как минимум две авиакомпании — «Аэрофлот» и «Азимут».

Так, в претензии пассажирки Анны Соловьевой говорится, что «Азимут» 22 июня продал билет за 12 446 рублей по маршруту Бишкек–Ростов-на-Дону с вылетом 8 июля (международные рейсы с Киргизией не возобновлены до сих пор). На следующий день авиакомпания отменила перелет и не предоставила возможность вернуть деньги.

Фантомный рейс

ООП в письме выражает обеспокоенность ситуацией, которая складывается в сфере гражданской авиации. «Пассажиры из многих регионов нашей страны сообщают нам, что в период отсутствия регулярного авиационного сообщения со странами, входящими в Евросоюз, российские авиакомпании осуществляют продажу билетов в данные государства. Это обстоятельство вводит наших граждан в заблуждение, так как, приобретая билеты, пассажиры за пару дней до вылета получают сообщение авиакомпании об отмене рейса по причине отсутствия разрешения на международный полет», — говорится в письме.

«Аэрофлот» на протяжении всего лета продавал билеты на рейсы в Париж, Пекин, Нью-Йорк, Осло, Вену, Барселону, Берлин, Гавану и по другим международным направлениям с вылетом в августе, несмотря на то, что они оставались закрытыми с апреля. 4 августа в ФАС заявили, что реализация авиабилетов в недоступные страны с последующим предложением ваучера может нарушать права граждан, и обратили на это внимание Минтранса.

6 августа авиакомпания на своем официальном сайте объявила о «вынужденной отмене до 31 августа части регулярных рейсов по международным направлениям». «Аэрофлот» пообещал автоматический возврат денежных средств в соответствии с формой оплаты, но попросил пассажиров воздержаться от несрочных обращений в контакт-центр по вопросам, связанным с отменой рейсов. «В связи с большим количеством обращений в контакт-центр время ожидания обслуживания в настоящее время существенно увеличено», — говорится в сообщении на сайте перевозчика.

В выходные авиакомпания отменила продажи почти по всем международным направлениям уже до конца октября.

«Известия» направили запрос в «Аэрофлот». Ранее гендиректор авиакомпании Виталий Савельев в интервью ТАСС заявил, что она использовала ваучеры только с февраля по май, а с 1 мая возвращает деньги за купленные после этой даты неиспользованные билеты, если это предполагает тариф.

В объединении считают, что постановление вызывает вопросы и с точки зрения Конституции, так как пассажир не имеет возможности влиять на сроки выплат денежных средств за неоказанную услугу (срок выплаты составляет три года).

Так, жительница Санкт-Петербурга Любовь Свилева 9 марта приобрела у компании Red Wings билеты за 24 456 рублей из Санкт-Петербурга в Сочи и обратно с вылетом 11 и 18 апреля. После объявления 11 марта ВОЗ пандемии она отказалась от билетов, а перевозчик отменил рейс. Компания готова предоставить ваучер сроком на один год, что не устраивает пассажирку.

«Известия» направили запрос в правительство, Минтранс и крупнейшие авиакомпании.

Штраф за каждый ваучер

Руководитель направления коммерческих споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин уверен, что практика выдавать ваучеры за купленные после 1 мая билеты полностью противоречит существующему регулированию. Пассажиры могут рассчитывать на полное возвращение денег в случае отмены рейса, добавил он.

Если правительство признает неправомерной действующую практику предоставления ваучеров, авиакомпаниям могут грозить санкции вплоть до штрафов от 20 до 30 тыс. рублей за каждый случай выдачи таких документов по билетам, проданным после 1 мая, отметил Василий Малинин.

Старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрей Кузьмин считает, что пассажиры могут взыскать с авиакомпании штраф за нарушение прав потребителя (половина стоимости билета) и неустойку за просрочку удовлетворения требования. По его словам, постановление правительства также может быть обжаловано в Верховном суде.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Петр Лихоманов
Российская газета
Не дотянули…
Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело



Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer