Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путь в небо начинается с земли


12 августа 2020 года Владимир Дашевский, Красная звезда


В раскалённом дневном мареве выруливающие на взлёт винтокрылые машины словно плывут над зелёным полем аэродрома. В вертолётном полку морской авиации Балтийского флота проходят плановые полёты.


Вот противолодочный Ка-27 на несколько минут замирает у небольшого строения, из которого выходит офицер в оранжевом жилете. Он внимательно обходит вертолёт, осматривает его внешний вид. Проверяет плотность закрытия лючков, контролирует работу бортовых аэронавигационных огней летательного аппарата, состояние других механизмов. Одобрительный взмах руки – и вертушка, набрав обороты, выруливает на старт.

Знакомимся: инженер авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ лейтенант Александр Якунин. Сегодня он дежурит на пункте технического осмотра. По сути, это последний рубеж технической готовности винтокрылой машины перед вылетом.

В авиацию Александр пришёл по совету друга, который годом раньше поступил в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Воронеже. Тот увлечённо рассказывал об учёбе в вузе, о жизни курсантов. Слова приятеля запали в душу, и Александр после окончания школы решил тоже связать свою судьбу с авиацией.

Отец, Юрий Александрович, майор МЧС запаса, поддержал выбор. Александр стал обучаться по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей». Первое знакомство с военным вузом, его строгим распорядком дня и чёткой организацией образовательного процесса оказалось, как и положено для вчерашнего школьника, непростым. Было трудно привыкнуть обращаться к преподавателям по воинскому званию, начинать утро с зарядки, ходить строем.

И всё же к особенностям военной службы Александр со временем привык. К тому же учёба оказалась интересной, особенно специальные предметы – аэродинамика, системы управления самолётом. Каждая дисциплина требовала вдумчивого подхода и времени для усвоения информации. Нравились Александру и профильные предметы – «Конструкция самолёта», «Конструкция авиационных силовых установок».

Понять тонкости и особенности эксплуатации летательных аппаратов, их систем и двигателей курсантам помогали грамотные и опытные преподаватели. Подавляющее большинство из них имело за плечами годы службы. Действующие офицеры вуза, да и запасники тоже, доходчиво объясняли, как работает та или иная система, как на неё влияют климатические условия, отвечали на любой интересующий будущих инженеров вопрос.

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая: от их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи

С третьего курса началась специализация. Александр Якунин продолжил изучение вертолётной техники с упором на Ми-24. Большое внимание в обучении курсантов уделялось практическим занятиям. Благо, аэродром, на котором размещались образцы самолётов и вертолётов ВКС России, находился рядом. Кроме того, в период обучения будущие авиационные инженеры проходили практику и стажировку.

Курсанту Александру Якунину, можно сказать, повезло. Практику он проходил на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля. Тут было на что посмотреть и чему поучиться. На прославленном предприятии ведётся проектирование новых образцов летательных аппаратов, создаются прототипы. Кроме того, уникальные специалисты контролируют весь процесс производства и модернизации уже созданных вертолётов, выполняют доработки, осуществляют техническую поддержку и ремонт винтокрылых машин.

Курсанты смогли своими глазами увидеть, как рождаются, набирают силы и уходят в большую жизнь одни из лучших вертолётов в мире.
Интересно, что местом вой­сковой стажировки у Александра Якунина стал полк, на вооружении которого находились военные вертолёты как раз ОКБ Миля. Специалисты инженерной авиационной службы щедро делились с курсантами своими знаниями и опытом эксплуатации летательных аппаратов, давали ребятам возможность поработать на технике.

Особых сложностей в это время не возникало. Помогала хорошая теоретическая база, полученная в вузе. В аудиториях их учебного заведения были широко представлены натурные стенды с двигателями, топливной, масляной, воздушной и другими системами вертолётов. Поэтому визуально всё было знакомо. Дело оставалось за практическим освоением.

Для Александра важным было и то, что он смог вплотную познакомиться с организацией службы в воинской части, особенностями выполнения полётов. Будущему офицеру было полезно погрузиться в повседневную жизнь и будни авиационного гарнизона.

В 2019 году после окончания ВВА лейтенант Александр Якунин был направлен в вертолётный полк морской авиации Балтийского флота. На выпуске офицер стоял уже в военно-морской парадной форме и с кортиком.

– Мне нравится моя профессия и то дело, которым я занимаюсь, – говорит лейтенант Якунин. – В нём есть своя романтика, а ещё – высокая ответственность. По большому счёту вместе с пилотами и штурманами мы выполняем одну работу. Только каждый на своём месте.

Правда, с флотской спецификой применения боевой авиации он был знаком лишь в общих чертах. Пришлось действовать по принципу «пришёл, увидел, изучил». Благо обстоятельства тому способствовали. Спустя время лейтенанта Якунина назначили на должность инженера авиационного комплекса вертолёта Ка-27ПЛ.

Изучение новой техники и ввод в строй заняли примерно два месяца. Параллельно молодой офицер сдал зачёты по смежным авиационным специальностям. Как полноправный хозяин вертолёта он должен чётко представлять, как работают все его системы: средства связи и навигации, гидро­акустические станции, приборное и электрооборудование, средства огневого поражения.

Судьба благоволила офицеру. Так сложились обстоятельства, что по прибытии на Балтику лейтенант Александр Якунин несколько месяцев прослужил в технико-эксплуатационной части полка. Там он приобрёл необходимый опыт эксплуатации вертолётной техники, участвовал в выполнении сложных регламентных и ремонтных работ. К первому в своей жизни обслуживанию лётной смены офицер подошёл с весомым багажом знаний и практических на­выков.

– Выпуская первый раз вертолёт в небо, конечно, волновался, – вспоминает Александр. – В момент, когда борт выруливал со стоянки, я в голове в очередной раз прокручивал схему предполётной подготовки: всё ли сделал, ничего не забыл?

Ответственность за безопасность полётов у наземных специалистов высокая. От их внимательности, грамотных действий в немалой степени зависит успех выполнения поставленной перед экипажем задачи. В авиации нет мелочей. Увы, случается, что ценой ошибки могут стать жизни лётчиков, а потому условностей и неточностей в работе инженерно-технического состава быть не может.

Эту прописную истину лейтенант Александр Якунин усвоил на собственном опыте. А дело было так. В полку проводилась очередная лётная смена. У вернувшегося с задания экипажа замечаний к работе техники не было. Александр Якунин приступил к подготовке Ка-27 к повторному вылету.

Окрыли доступ к механизму, осмотрели его, стали искать причину. Оказалось, раньше времени износилась небольшая прокладка. Пришлось её заменить. Запустили вертолёт, проверили герметичность. На этот раз замечаний не возникло. Так внимательность и ответственное отношение к своей работе помогли избежать тяжёлых последствий.

Вообще, у авиаторов отношение к вертолёту как к живому организму. Если заботишься о нём, регулярно осматриваешь, настраиваешь, ремонтируешь, он никогда не подведёт.

– Техника у нас надёжная, проверенная временем, – говорит Александр. – Но конечно, ей необходимо уделять должное вни­мание.
Морская природа Ка-27 предполагает работу с палубы боевого корабля. Правда, сам Александр Якунин в море пока не выходил. Как признаётся офицер, он мечтает отправиться в дальний поход, почувствовать романтику плавания, познакомиться с жизнью на корабле. Попробовать свои силы и испытать профессиональные навыки в условиях выполнения задач боевой службы вдали от основного места базирования.

Александр оценивает свой профессиональный уровень объективно. Понимает, что многому ещё предстоит научиться: глубже изучить технику, понять особенности её эксплуатации, приобрести способность чувствовать вертолёт, слышать его.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer