Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ударным вертолетам добавят интеллекта


21 августа 2020 года Алексей Аксютенков, Независимое военное обозрение


10 августа на летно-испытательной базе Арсеньевской авиационной компании (ААК) «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина состоялся первый полет опытного образца новейшего модернизированного вертолета Ка-52 «Аллигатор». С момента первого полета предшественника прошло 23 года и 9 лет, как был подписан акт о принятии на вооружение армейской авиации России.

Улучшенную версию Ка-52М планировали создать до 2022 года, но в холдинге «Вертолеты России» (в составе госкорпорации «Ростех») решили ускорить этот процесс – первый модернизированный вариант появился этим летом. Машине еще придется пройти множество испытаний, прежде чем поступить в массовое производство. На ней будут применены все лучшие технические решения, ранее реализованные на вертолетах, выпускаемых в рамках гособоронзаказа и на экспорт. В будущем армия получит 114 серийных Ка-52М.

К опытно-конструкторским работам (ОКР) по модернизации Ка-52 с учетом опыта его боевого применения специалисты вертолетного холдинга приступили по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу в 2019 году. И завершить их планируется в 2022–2023 годах. Летные испытания будут проводиться специалистами разработчика (Национальный центр вертолетостроения Миль и Камов) совместно со специалистами ААК «Прогресс». Часть этапов пройдет на территории предприятия-изготовителя, а затем машины передадут разработчику.

Модернизированная машина получит обновленную авионику, навигационную систему и комплекс связи. Кроме этого – новая система управления огнем, включающая улучшенную радиолокационную станцию (РЛС).

В пресс-релизах «Вертолетов России» говорилось, что на новом вертолете установлена модернизированная оптико-электронная система с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей, новый цифровой привод, который позволит повысить точность прицеливания при стрельбе из пушки. Ка-52М будет отличаться от предшественника усиленным бронированием, новым комплексом обороны и, самое главное, получит новую ракету.

Главным средством обороны станет новейшая ракета класса «воздух–поверхность». Сейчас находящиеся на вооружении ВКС РФ вертолеты Ка-52 оснащаются управляемыми противотанковыми ракетами «Атака» и «Вихрь», причем дальность первой составляет около 6 км. То есть для нанесения удара по противнику ему необходимо приблизиться настолько, что он сразу попадает в зону действия переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), таких как «Стингер» и «Игла». При использовании ракет «Вихрь» с максимальной дальностью 10 км боевая машина может оставаться вне зоны досягаемости ПЗРК.

К примеру, в США оснастили свои вертолеты McDonnell Douglas AH-64 Apache ракетами AGM-114 Hellfire, дальность которых составляет примерно 11 км. Это в значительной степени оберегает американские боевые вертолеты от попадания ПЗРК.

Однако российские конструкторы решили продвинуться еще дальше по этой тематике. И запланировали оснастить Ка-52М ракетой, которая бы обеспечила возможность нанесения удара с расстояния, недоступного для наземных зенитных ракетных комплексов малой дальности, которые, как правило, работают на дистанциях до 20 км.

Ка-52М и другой ударный российский вертолет – Ми-28НМ «Ночной охотник» – было решено оснастить ракетой универсального тактического комплекса «Гермес». В данном семействе есть как наземные, так и воздушные, морские и береговые ракеты, причем максимальной дальностью – до 100 км – обладают именно наземные комплексы за счет мощного порохового ускорителя.

Дальность воздушного ракетного комплекса «Гермес-А» ощутимо меньше и составляет около 20 км. Известно, что сейчас данная ракета установлена в морскую модификацию Ка-52К «Катран».

В феврале 2020 года информагентство ТАСС сообщало, что Ка-52М получит на вооружение новую разрабатываемую авиационную крылатую ракету («изделие 305») с дальностью применения до 100 км.

По некоторым данным, во время ее испытаний летом прошлого года Ми-28НМ поразил цель на расстоянии 25 км. Сообщалось, что испытания проходили в боевых условиях в Сирии. Конечно, для нынешнего «Аллигатора» 25 км – это достаточно много, поскольку он не сможет поразить цель, «не видя» ее при помощи радиолокационной станции (РЛС). Ведь она может обнаруживать технику только на расстоянии 12 км. Не предназначена для такой дальности и оптико-локационная система ГОЭС-451: днем она обнаруживает цели типа «танк» на расстоянии до 20 км, идентифицирует – на дистанции до 16 км. Получить большие результаты при помощи оптико-локационной системы затруднительно, поэтому Ка-52М должен получить новую РЛС. Предполагается, что это будет «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой, которая сейчас используется на Ка-52К и легких истребителях МиГ-35.

За счет повышение уровня защищенности от вражеских средств ПВО боевые возможности и мощь Ка-52М значительно возрастут. «Изделие 305» атакует цель под углом около 70–80 градусов, что снижает вероятность перехвата ракеты и повышает эффективность удара, поскольку он приходится на наименее защищенную верхнюю поверхность танка.

Глава вертолетного холдинга Богинский, в свою очередь, говорил, что при разработке машины учитывался сирийский опыт. Вертолет получит новые системы обнаружения и распознавания целей, увеличится дальность применения его оружия. По средствам поражения Ка-52М будет унифицирован с вертолетами семейства «Ми».

«Ракетное вооружение Ка-52М унифицировано с вооружением другого новейшего вертолета Ми-28НМ, что позволило значительно увеличить дальность поражения целей», – говорил Андрей Богинский.

Что касается эксплуатационных характеристик, то Ка-52М можно будет применять при любой температуре, в том числе в арктических условиях. Его шасси оснащено колесами с более высокой несущей способностью и износостойкостью, светотехническим оборудованием на базе светодиодов, применен новый интерьер кабины пилотов.

«Все летчики, освоившие Ка-52, отмечают его «дружелюбный» интерфейс и хорошую эргономику. Мы общались и с военными летчиками, эксплуатирующими эту машину в строевых полках, – они все в восторге от Ка-52, им очень нравится летать, стрелять, выполнять пилотаж с пониманием возможности успешно выполнить боевую задачу, когда это потребуется», – рассказывал в одном из интервью ТАСС летчик-испытатель 1-го класса АО «НЦВ Миль и Камов» Александр Чередниченко.

Говорил он и об уникальности системы спасения. Она ни на одном другом вертолете не применяется. «В ее основе – катапультное кресло К-37. Когда летчик осознает, что ему необходимо экстренно покинуть вертолет, он приводит систему в действие, в этот момент отстреливаются лопасти, специальным пирошнуром в остеклении кабины прожигается отверстие, а затем срабатывает ракетный двигатель катапультного кресла. За специальный фал он вытягивает летчика из кабины, после чего на безопасном расстоянии раскрывается парашют», – рассказывал он. И эта система позволяет катапультироваться практически с земли и с предельно малой высоты, на которой, как правило, используются ударные вертолеты. А ведь летчик-испытатель тогда говорил о Ка-52, так что о возможностях новой машины можно будет точно сказать – она станет на порядок лучше, удобнее и мощнее.

Все самое лучшее от «Аллигатора» перенял и морской вариант машины – Ка-52К «Катран». На нем стоит управляемое вооружение, которое может применяться, не входя в ближайшую зону ПВО противника. По оценкам летчиков, эта машина обладает рядом уникальных характеристик с точки зрения не только приборного оборудования и вооружения, но и пилотирования.

«Она очень дружелюбна – летчики любят на ней летать, многие молодые строевые летчики стремятся попасть на эту машину. Даже наши иностранные коллеги, которых доводилось обучать, с восторгом отзываются об этой машине. В том числе даже сухопутчики спрашивают: когда у нас будет морская версия, чтобы вы нас научили летать на корабли и мы могли наслаждаться новыми возможностями Ка-52К?» – так отзывался о ней летчик-испытатель камовских машин Чередниченко.

От сухопутного Ка-52 «Катран» отличается компоновкой: получил складывающиеся лопасти (позволяют уменьшить размер для размещения на корабле), были усилены стойки шасси, изменена система кондиционирования летчика. Также была предусмотрена система сопряжения с кораблем, прежде всего с навигационной системой, получения координат и т.д. Также очень радуют летчиков Ка-52К возможности системы автоматического управления полетом – это автоматический полет по маршруту или выполнение захода на посадку.

Серьезно возросли возможности Ка-52К и в плане вооружения. Там стоит прицельная ОЭС (оптико-электронная система), которая по сравнению с ГОЭС (гиростабилизированная оптико-электронная система) отличается более компактными размерами. В дополнение к этому предусмотрен комплекс борьбы с воздушными целями «Стрелец». Кстати, ударный Ка-52К стал еще и военно-транспортной машиной. Добавился элемент внешней подвески, то есть он может перевозить различные грузы. Внизу устанавливается камера, а вид внешней подвески выводится на экран, что позволяет понимать, где на тросе находится груз. Так что все лучшие качества Ка-52 разработчикам удалось сохранить без всякой потери для летно-технических характеристик. При таких возможностях и умениях новая машина станет значительно превосходить всех современные аналоги.

Поставка серийных Ка-52М не только усилит боевые возможности армейской авиации ВКС РФ, но позволит авиационной отрасли в этом направлении чувствовать себя стабильно. Новая машина даст заводу в Арсеньеве новые возможности, ведь нельзя исключать и тот факт, что при ее создании будут применяться и инновационные технологии, использоваться цифровая документация, а значит, «по-новому думать» будут и сами инженеры и проектировщики. Говорит это и о том, что модернизационный потенциал «Аллигатора» будет нас еще долго удивлять.

Для вертолета Ка-52 «предела нет совершенствованию», говорил в интервью ТАСС конструктор машины Герой России Сергей Михеев. Критерием, по его мнению, является эксплуатация: «Меняется тактика боевых действий, меняются технические особенности разрабатываемой аппаратуры – все это влечет за собой совершенствование, то есть боевую производительность и удобства».




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer