Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Формула-1" в воздухе, или Гонки в трех измерениях. Что такое дрон-рейсинг


27 августа 2020 года Полина Панина, ТАСС


Если вы представили, что несколько десятков дронов на бешеной скорости просто летят к финишу по прямой, то спешим вас разуверить — это не совсем так.

Технический прогресс становится одной из главных причин возникновения все новых и новых видов спорта, хотя порой новое — это несколько видоизмененное старое. Например, авиамоделирование — давно и хорошо известный вид, но в последние годы в Федерации авиамодельного спорта России (ФАСР) появилось еще одно подразделение — комитет F-3U, который занимается дрон-рейсингом.

Как становится понятно уже из названия, дрон-рейсинг — это гонки на квадрокоптерах. Впервые подходящие для этого летающие аппараты — похожие на радиоуправляемые вертолеты, но более дешевые и стабильные — появились в Германии. Оттуда гоночные дроны попали в США, где их решили выделить в отдельный класс и устраивать соревнования, делиться опытом, отрабатывать различные техники полета. Потом дрон-рейсинг захватил Францию, Нидерланды, другие европейские страны. На сегодня гонки на дронах — привычный спорт не только для уже упомянутых стран, но и для Китая, Южной Кореи, Бельгии, Великобритании, Канады. И, конечно, России.

"В России первые подобные аппараты стали собираться еще в 2012 году, но как такового движения дрон-рейсинга еще не было, — вспоминает Константин Колотов, специалист Федерации авиамодельного спорта по организации соревнований по дрон-рейсингу. — В 2013 году это более-менее организовали, стали проводить соревнования. Помню, что я изготовлял первые элементы дистанции — поворотные столбы, флаги, ворота. В конце лета в Москве тогда прошел первый слет любителей гоночных дронов, первые соревнования. Сейчас у нас проходят Кубок России и чемпионат страны, существует сборная России по дрон-рейсингу".

Как и в любых гонках, главная задача пилота — показать лучшее время прохождения трассы.

"Гоночная трасса для дрон-рейсинга включает в себя достаточно сложные конфигурации элементов. Дроны проходят дистанцию не только в различных направлениях, но и в разных плоскостях, — рассказывает Колотов. — К примеру, могут быть вертикально проходимые ворота, когда аппарат пролетает их либо сверху вниз, либо снизу вверх. Существуют двух-трехуровневые ворота, в зависимости от того, на каком круге находится аппарат, в тот этаж он и залетает, и для каждого этажа будет предусмотрена своя последовательность прохождения элемента. Если пилот не смог пройти препятствие, то предусмотрены штрафные маневры — дрон должен вернуться и пройти эти же ворота чисто. Время остается ключевым показателем, по которому определяется победитель гонки".

По нынешним правилам на старт каждой гонки выходят не более четырех дронов. Такое ограничение существует для того, чтобы пролет был более безопасным для аппаратов, судейской бригаде было бы удобнее отслеживать качество пилотирования и прохождения трассы. Судейству активно помогают передовые технологии — автоматическая система контроля прохождения препятствий и кругов, а благодаря датчикам время прохождения дистанции считывается до тысячной доли секунды.

"Столкновения на дистанции происходят постоянно, причем не столько друг с другом, сколько с препятствиями, — рассказывает Константин. — Аппараты врезаются в поворотные столбы, флаги, ворота и маркеры. Некоторые элементы трассы крепятся тросиками и веревками, и дроны порой врезаются в них, а для аппаратов это зачастую заканчивается поломкой, которая не позволяет лететь дальше. Такие последствия в том числе происходят и из-за скоростей гонки. Современные гоночные дроны развивают скорость до 160−180 км/ч, хотя и на кратковременных отрезках".

За секунду до столкновения

Все гоночные дроны соответствуют одному классу, и пилот, например, не может поставить на свой дрон аккумулятор, который не проходит по техническим требованиям. Так, среднее время работы аккумулятора гоночного дрона составляет всего лишь около 3,5 мин. В спокойном режиме такой дрон может пролететь порядка 5 мин. Но, по словам Колотова, прохождение дистанции в дрон-рейсинге занимает обычно как раз 3,5 мин., редко — 4 мин.

Управление дроном происходит при помощи пульта, как и обычного квадрокоптера, но есть существенное отличие — в момент пилотирования на спортсмене надеты видеоочки. "В очках пилот видит картинку, сравнимую с той, что мы обычно видим в телевизоре, но несколько уступающую по качеству изображения, — поясняет Константин. — Современные аппараты имеют возможность передавать даже HD-сигнал, но они довольно дорогие. У нас в основном используется аналоговый видеосигнал, передается картинка до 520 пикселей. В принципе, спортсмен понимает и видит отдельные кусты, деревья, повороты и все остальное, но какие-то тонкие вещи — веревки, провода — пилот обычно может различить в последний момент, буквально за секунду перед ударом".

Посмотреть на дрон-рейсинг можно как на трансляциях в интернете, так и вживую. Практически на всех соревнованиях предусмотрено присутствие зрителей. "Во время гонки зрители в основном сидят на трибунах. При этом трассу и трибуны обязательно разделяет ограждение — специальная сетка, которая позволяет обезопасить болельщиков. Да, можно просто своими глазами смотреть на соревнования, кто как летит, но неподготовленный человек уже сразу после старта может немного потеряться и перестать понимать, что происходит, — смеется собеседник агентства. — Поэтому на гонках есть комментаторы, которые ориентируются на цветные индикаторы дронов, показания датчиков и рассказывают — кто лидирует и что произошло. В последнее время все чаще используют большие мониторы, которые устанавливают рядом с трибуной. Там можно увидеть видеоряд гонки, повтор каких-то моментов".

Соревнования по дрон-рейсингу проходят как на открытых площадках, так и в закрытых помещениях. Гонки на улице гораздо проще в организации, но зато соревнования в помещении можно совместить с какой-либо тематической выставкой или конференцией. "На самом деле, для дрон-рейсинга подойдет даже автомобильная парковка, — считает Константин. — Соревнования в помещениях очень востребованы в холодное время года, ведь в такую погоду есть угроза утери аппарата. Если говорить про Россию, то в случае падения найти дрон в сугробах будет довольно сложно. К тому же электроника боится воды, и хотя дрон обрабатывают специальными составами, все равно есть риск того, что он может сгореть".

От восьми до бесконечности

Универсальность дрон-рейсинга в том, что стать пилотом гоночного аппарата никогда не поздно и не сложно, было бы желание. В этот спорт приходят "с улицы" — увидев видеоролик в интернете или случайно оказавшись на соревнованиях.

"Да, чаще всего так и происходит, — соглашается собеседник ТАСС. — Люди начинают активно искать места, где собираются дрон-рейсеры, читать форумы авиамоделирования. Так человек попадает на тренировочные сборы ребят или соревнования, приходит на поляну и начинает задавать вопросы — а что это, а как, и так уже пошло-поехало".

Заграничные любители дрон-рейсинга обычно заказывают и приобретают готовые летательные аппараты. Существуют отдельные сайты, специализирующиеся только на гоночных дронах и их комплектующих. В России помимо такой закупки активно практикуется самостоятельное изготовление дронов. С учетом всех расходных материалов, покупки очков и радиоаппаратуры гоночный дрон стоит от 60 тыс. рублей. Но если очень хочется полетать, а такой суммы в свободном распоряжении нет, можно найти и другой способ.

"Сейчас дрон-рейсинг стал гораздо более доступен благодаря авиасимуляторам, — рассказывает Константин. — Достаточно купить пульт управления и лицензионную программу, которая создает полный эффект присутствия. В этой программе даже можно модернизировать дрон — "поставить" моторы, определенный аккумулятор и так далее. Благодаря таким технологиям очень быстро человек проходит путь от совсем начинающего пилота до уже уверенного пользователя. И когда ему дают пульт управления настоящим дроном, он уже не боится сломать его в первые 30 секунд, а успешно управляет аппаратом".

Как и все молодые виды спорта, дрон-рейсинг особенно популярен среди молодежи. Но, как выяснилось, тут на возраст не смотрят. "Самому молодому участнику турнира, на котором я был организатором, на тот момент было всего восемь лет. Но возрастная вилка тут большая, ведь самым старшим участником на тех соревнованиях стал 48-летний спортсмен, — вспоминает собеседник ТАСС. — Этот восьмилетний мальчик выступил весьма неплохо, а в топе был 11-летний пилот. Сейчас ему уже 16, и он — один из лучших дрон-рейсеров страны, спортсмен российской сборной".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer