Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане


3 августа 2020 года Андрей Сидорчик, Аргументы и факты


Середина 1990-х, вслед за рухнувшим Советским Союзом по швам трещит и Российская Федерация. В Чечне полыхает война, на остальных просторах страны процветает криминал на фоне полного обнищания населения.

«Ящики, 1200 штук»

Люди не столько живут, сколько выживают, полностью разуверившись в государстве как таковом. Но на родной земле все-таки проще. А каково было тем, кто в это время оказался в плену на чужбине?

Некогда могучая советская авиация в «лихие девяностые» выживала как могла. Разбившись на мелкие компании, авиаторы хватались за любую работу. Мощные советские транспортники Ил-76 пользовались спросом на международных линиях. Заказ в ту пору оценивался по щедрости оплаты, а не по опасности тех или иных перевозок.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», выполнял рейс по маршруту Тирана (Албания) — Кабул (Афганистан). В Тиране командир экипажа спросил: «Что везем?»

«Ящики, 1200 штук», — ответил менеджер.

Командир самолета Владимир Шарпатов был человеком опытным. По его собственному признанию, после развала Союза приходилось возить даже «самоходки», не говоря уже о военных грузах попроще. На этом фоне ящики с обычными патронами казались сущей мелочью. Тем более что поставки эти вполне официально осуществлялись в интересах кабульского правительства.

Принудительная посадка

О том, что так называемый «Северный Альянс» воюет с движением «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ), экипаж Ил-76, конечно, знал. Более того, до рейсов с патронами в Кандагар к талибам они возили продукты питания, воду, народно-хозяйственные грузы, поэтому знали и диспетчеров в Кандагаре, и даже летчиков, состоявших на службе у «Талибана».

Первые два рейса с «ящиками» прошли нормально, а вот 3 августа в районе Кандагара от них потребовали посадки для досмотра. На хвост Ил-76 сел старенький МиГ-21, и талибы пригрозили в случае отказа сбить транспортник. Шарпатов был готов побороться, но под давлением экипажа решил садиться.

А дальше была проверка ящиков, в ходе которой нашли единственную коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах грузом. Экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, правда, не дошло: командиры талибов понимали, что русский самолет с экипажем может быть использован как предмет торга.

Долгое ожидание

Для Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, бортрадиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова начались тяжелые дни плена.

Переговоры шли очень трудно. От прежнего влияния нашей страны в мире не осталось и следа. О том, чтобы надавить на талибов, речь даже не шла. Об операции силами спецназа тоже не заикались: в 1995 году власти не давали подавить Басаева на собственной территории, какой уж там Афганистан. Худо-бедно удавалось привозить к пленникам врачей, воду, продовольствие. Но состояние экипажа, прежде всего моральное, постепенно ухудшалось. Талибы давили, предлагали сменить веру, поступить к ним на службу. С родины никаких обнадеживающих новостей не приходило. Так проходил месяц за месяцем...

В самом начале Шарпатову удалось убедить талибов в том, что Ил-76 нуждается в техническом обслуживании, иначе он быстро превратится в груду металлолома. Талибы понимали, что речь о машине ценой в миллионы долларов, поэтому пошли навстречу. Правда, на аэродром к самолету одновременно вывозили не больше четырех членов экипажа.

План побега

Шарпатов помнил историю советского летчика Михаила Девятаева, на вражеском самолете совершившего дерзкий побег из вражеского плена. А здесь свой, родной «Ильюшин», проверенный труженик, почему не рискнуть?

Когда провалилась попытка президента Татарстана Шаймиева обменять летчиков на запчасти для вертолетов «Талибана», пленники стали всерьез продумывать план побега. Помогло и то, что сами талибы расслабились, решив, что «шурави» смирились со своей судьбой.

10 июля 1996 года на очередное техобслуживание экипаж отправился в полном составе. Талибы не обратили на это внимания. В тот день летчики сумели «для профилактики» погонять самолет по летному полю. Охрана зорко следила за их действиями, но Шарпатов и не собирался идти на риск в этот день. Для начала нужно было прикинуть шансы на взлет, на уход от преследования. В тот день командир Ил-76 окончательно понял: побег остается единственной возможностью для освобождения.

Во время маневров по летному полю у самолета лопнуло одно колесо. ЧП стало поводом вновь попросить охрану вывезти экипаж к Ил-76 в полном составе.

Рукопашная на взлете

Произошло это только через месяц, 16 августа. Между этими двумя выездами исполнился год с момента пленения летчиков.

Шарпатов и его товарищи решили, что побег состоится именно в этот день. Была пятница, и талибы как ревностные мусульмане сосредоточились на молитве. Даже на аэродроме, когда работы затянулись, большая часть охраны отправилась совершать обряд. У самолета остались только три охранника, которые, спасаясь от жары, забрались внутрь салона.

Летчики запустили двигатели, радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что экипаж сделает контрольный круг по полосе. Ответа не последовало: как оказалось, диспетчер тоже ушел на молитву.

Хватились охранники только тогда, когда самолет начал выруливать на взлет. Наперерез понеслась машина с автоматчиками. Скорости не хватало, но опытнейший командир экипажа оторвал транспортник от земли буквально в последний момент. Но на борту еще оставались трое боевиков. Им стали объяснять, что это просто тренировочный круг вокруг аэродрома. Когда же те все-таки поняли, что их дурят, члены экипажа бросились на них с заранее приготовленными веревками. После ожесточенной рукопашной охранники сами превратились в пленных.

Чтобы сбить с толку талибов, Ил-76 шел на предельно малой высоте и не в сторону России, как можно было подумать, а в направлении Ирана. Трюк сработал: отправленный в погоню МиГ беглецов не нашел.

Представить к наградам

Через два часа самолет приземлился в Объединенных Арабских Эмиратах, в Шардже. И здесь Шарпатова едва не задержали вместе со связанными талибами: из-за отпущенной в плену бороды его поначалу приняли за боевика. К счастью, быстро разобрались.

За четверть века побег летчиков из Афганистана оброс множеством мифов и легенд. В частности, по одной из версий, коридор для побега обеспечил Виктор Бут, ныне отбывающий срок в американской тюрьме. Также говорят, что часть талибов была подкуплена. Как бы то ни было, решающим в этой истории все равно было личное мужество летчиков, не павших духом после 378 дней в плену.

Кажется, для российских властей побег экипажа из плена стал еще большей неожиданностью, чем для талибов. В эпоху разоблачения всего и вся от подвигов соотечественников успели отвыкнуть. Тем не менее в Кремле сумели быстро сориентироваться. 22 августа 2016 года был подписан указ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя Российской Федерации. Остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.

В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, основанный на истории экипажа Ил-76. Авторы, изменив детали, сохранили суть, рассказав и о непростых отношениях между летчиками. Так уж получилось, что пути участников афганской эпопеи после их освобождения из плена разошлись. Определять, кто прав, а кто виноват, мы не вправе. Для этого нужно пройти то, что прошли они. Пройти и не сломаться...




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer