Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане


3 августа 2020 года Андрей Сидорчик, Аргументы и факты


Середина 1990-х, вслед за рухнувшим Советским Союзом по швам трещит и Российская Федерация. В Чечне полыхает война, на остальных просторах страны процветает криминал на фоне полного обнищания населения.

«Ящики, 1200 штук»

Люди не столько живут, сколько выживают, полностью разуверившись в государстве как таковом. Но на родной земле все-таки проще. А каково было тем, кто в это время оказался в плену на чужбине?

Некогда могучая советская авиация в «лихие девяностые» выживала как могла. Разбившись на мелкие компании, авиаторы хватались за любую работу. Мощные советские транспортники Ил-76 пользовались спросом на международных линиях. Заказ в ту пору оценивался по щедрости оплаты, а не по опасности тех или иных перевозок.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», выполнял рейс по маршруту Тирана (Албания) — Кабул (Афганистан). В Тиране командир экипажа спросил: «Что везем?»

«Ящики, 1200 штук», — ответил менеджер.

Командир самолета Владимир Шарпатов был человеком опытным. По его собственному признанию, после развала Союза приходилось возить даже «самоходки», не говоря уже о военных грузах попроще. На этом фоне ящики с обычными патронами казались сущей мелочью. Тем более что поставки эти вполне официально осуществлялись в интересах кабульского правительства.

Принудительная посадка

О том, что так называемый «Северный Альянс» воюет с движением «Талибан» (организация, запрещенная на территории РФ), экипаж Ил-76, конечно, знал. Более того, до рейсов с патронами в Кандагар к талибам они возили продукты питания, воду, народно-хозяйственные грузы, поэтому знали и диспетчеров в Кандагаре, и даже летчиков, состоявших на службе у «Талибана».

Первые два рейса с «ящиками» прошли нормально, а вот 3 августа в районе Кандагара от них потребовали посадки для досмотра. На хвост Ил-76 сел старенький МиГ-21, и талибы пригрозили в случае отказа сбить транспортник. Шарпатов был готов побороться, но под давлением экипажа решил садиться.

А дальше была проверка ящиков, в ходе которой нашли единственную коробку с мелкокалиберными снарядами, запрещенным к перевозке на гражданских самолетах грузом. Экипажу грозили шариатским судом и смертной казнью. До этого, правда, не дошло: командиры талибов понимали, что русский самолет с экипажем может быть использован как предмет торга.

Долгое ожидание

Для Шарпатова, второго пилота Газинура Хайруллина, штурмана Александра Здора, бортинженера Асхата Аббязова, бортрадиста Юрия Вшивцева, инженеров Сергея Бутузова и Виктора Рязанова начались тяжелые дни плена.

Переговоры шли очень трудно. От прежнего влияния нашей страны в мире не осталось и следа. О том, чтобы надавить на талибов, речь даже не шла. Об операции силами спецназа тоже не заикались: в 1995 году власти не давали подавить Басаева на собственной территории, какой уж там Афганистан. Худо-бедно удавалось привозить к пленникам врачей, воду, продовольствие. Но состояние экипажа, прежде всего моральное, постепенно ухудшалось. Талибы давили, предлагали сменить веру, поступить к ним на службу. С родины никаких обнадеживающих новостей не приходило. Так проходил месяц за месяцем...

В самом начале Шарпатову удалось убедить талибов в том, что Ил-76 нуждается в техническом обслуживании, иначе он быстро превратится в груду металлолома. Талибы понимали, что речь о машине ценой в миллионы долларов, поэтому пошли навстречу. Правда, на аэродром к самолету одновременно вывозили не больше четырех членов экипажа.

План побега

Шарпатов помнил историю советского летчика Михаила Девятаева, на вражеском самолете совершившего дерзкий побег из вражеского плена. А здесь свой, родной «Ильюшин», проверенный труженик, почему не рискнуть?

Когда провалилась попытка президента Татарстана Шаймиева обменять летчиков на запчасти для вертолетов «Талибана», пленники стали всерьез продумывать план побега. Помогло и то, что сами талибы расслабились, решив, что «шурави» смирились со своей судьбой.

10 июля 1996 года на очередное техобслуживание экипаж отправился в полном составе. Талибы не обратили на это внимания. В тот день летчики сумели «для профилактики» погонять самолет по летному полю. Охрана зорко следила за их действиями, но Шарпатов и не собирался идти на риск в этот день. Для начала нужно было прикинуть шансы на взлет, на уход от преследования. В тот день командир Ил-76 окончательно понял: побег остается единственной возможностью для освобождения.

Во время маневров по летному полю у самолета лопнуло одно колесо. ЧП стало поводом вновь попросить охрану вывезти экипаж к Ил-76 в полном составе.

Рукопашная на взлете

Произошло это только через месяц, 16 августа. Между этими двумя выездами исполнился год с момента пленения летчиков.

Шарпатов и его товарищи решили, что побег состоится именно в этот день. Была пятница, и талибы как ревностные мусульмане сосредоточились на молитве. Даже на аэродроме, когда работы затянулись, большая часть охраны отправилась совершать обряд. У самолета остались только три охранника, которые, спасаясь от жары, забрались внутрь салона.

Летчики запустили двигатели, радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что экипаж сделает контрольный круг по полосе. Ответа не последовало: как оказалось, диспетчер тоже ушел на молитву.

Хватились охранники только тогда, когда самолет начал выруливать на взлет. Наперерез понеслась машина с автоматчиками. Скорости не хватало, но опытнейший командир экипажа оторвал транспортник от земли буквально в последний момент. Но на борту еще оставались трое боевиков. Им стали объяснять, что это просто тренировочный круг вокруг аэродрома. Когда же те все-таки поняли, что их дурят, члены экипажа бросились на них с заранее приготовленными веревками. После ожесточенной рукопашной охранники сами превратились в пленных.

Чтобы сбить с толку талибов, Ил-76 шел на предельно малой высоте и не в сторону России, как можно было подумать, а в направлении Ирана. Трюк сработал: отправленный в погоню МиГ беглецов не нашел.

Представить к наградам

Через два часа самолет приземлился в Объединенных Арабских Эмиратах, в Шардже. И здесь Шарпатова едва не задержали вместе со связанными талибами: из-за отпущенной в плену бороды его поначалу приняли за боевика. К счастью, быстро разобрались.

За четверть века побег летчиков из Афганистана оброс множеством мифов и легенд. В частности, по одной из версий, коридор для побега обеспечил Виктор Бут, ныне отбывающий срок в американской тюрьме. Также говорят, что часть талибов была подкуплена. Как бы то ни было, решающим в этой истории все равно было личное мужество летчиков, не павших духом после 378 дней в плену.

Кажется, для российских властей побег экипажа из плена стал еще большей неожиданностью, чем для талибов. В эпоху разоблачения всего и вся от подвигов соотечественников успели отвыкнуть. Тем не менее в Кремле сумели быстро сориентироваться. 22 августа 2016 года был подписан указ о присвоении Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину звания Героя Российской Федерации. Остальных членов экипажа наградили орденами Мужества.

В 2010 году на экраны вышел фильм «Кандагар» режиссера Андрея Кавуна, основанный на истории экипажа Ил-76. Авторы, изменив детали, сохранили суть, рассказав и о непростых отношениях между летчиками. Так уж получилось, что пути участников афганской эпопеи после их освобождения из плена разошлись. Определять, кто прав, а кто виноват, мы не вправе. Для этого нужно пройти то, что прошли они. Пройти и не сломаться...




комментарии (0):









Материалы рубрики

Анна Балашова, Мария Кокорева, Юлия Старостина
РБК
Авиаперевозчикам повезло еще на год

Європейська правда (перевод ИноСМИ)
Три с половиной миллиарда долларов из бюджета Украины: чем грозит спор с новым инвестором «Мотор Сич»
Александр Тимохин
Взгляд
США готовят прорыв в создании боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбили в стаю: военные объединили на учениях группы беспилотников
Петр Лихоманов
Российская газета
Не дотянули…
Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»



Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer