Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажир не пациент: появятся ли на внутренних авиарейсах врачи


30 августа 2020 года Александра Юшкявичюте, Известия


С предложением дополнить экипаж самолета медиком в Минтранс обратилось общественное движение «За безопасность». Там считают, что в случае необходимости бортпроводники не всегда могут оказать пассажиру первую помощь надлежащим образом. Эксперты с таким мнением в корне не согласны и не видят никакой необходимости в присутствии врача в качестве работника на борту. Подробности — в материале «Известий».

Самолет не больница

С инициативой сделать присутствие врача обязательным на длительных внутренних рейсах пассажирских лайнеров продолжительностью более трех часов в Минтранс обратился руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. По его мнению, именно врач может оказать профессиональную помощь пассажиру на борту или принять решение об экстренной посадке для госпитализации. Он попросил «рассмотреть целесообразность внесения изменений в действующее законодательство» и обязать авиакомпании дополнить экипаж врачами.

В Минздраве на запрос «Известий» ответили, что не располагают информацией об этой инициативе, поэтому прокомментировать не могут. Запросы были направлены в авиакомпании «Азимут», «Ямал», AZUR Air, Nordwind Airlines, Utair, «Уральские авиалинии», S7, «Аэрофлот» и «Победа». В компании S7 официально предпочли воздержаться от комментариев.

— Совершенно непонятно, как может быть реализована идея «врач в экипаже». Это будет врач от Минздрава РФ или от какой-то больницы? Кто будет оплачивать кресло, на котором путешествует врач? Это вызывает огромное количество вопросов, которые относятся к целесообразности. Общественная организация просто решила поднять себе цитируемость, видимо, — отметил источник в одной из авиакомпаний.

Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, вице-президент Европейского общества аэрокосмической медицины Ольга Верба подчеркнула, что задача гражданской авиации — перевозить пассажиров, а не лечить их.

— Пассажир не пациент. Самолет не медицинский кабинет. Каждому судну необходимо будет пройти полное лицензирование, для того чтобы оказывать медицинские услуги. По нашему законодательству лицензию на медицинскую деятельность может получить только, грубо говоря, недвижимость. Сам по себе врач, имея квалификацию, не может работать вне лечебного учреждения, только скорая помощь и терапевты при вызове врача на дом, — отметила она.

На борту бортпроводники, а также врачи, если они присутствуют в качестве пассажиров, имеют право оказывать лишь первую помощь, но не медицинскую.

Бортпроводник в помощь

Необходимость нововведения, по словам Курдесова, связана с тем, что бортпроводники не всегда способны оказать первую помощь надлежащим образом, если пассажир почувствовал себя плохо. В авиакомпании S7 в ответе на запрос подчеркнули, что бортпроводники компании получают все необходимые навыки для оказания первой помощи человеку на борту самолета. По словам источника в одной из авиакомпаний, первая медицинская помощь входит в обязательную программу подготовки бортпроводников.

Ольга Верба уточнила, что в случае угрозы жизни пассажиру бортпроводник оказывает первую помощь, не используя медикаменты. Под этим имеются в виду остановка дыхания, нарушение сердечного ритма, попадание в дыхательные пути инородных предметов, ожоги, травмы, переломы. В качестве помощи они проводят «комплексные мероприятия», в том числе сердечно-легочную реанимацию.

По словам основателя компании «Авиаюрист» Алексея Елтунова, лекарственные средства бортпроводник может предоставить лишь в одном случае.

— Поскольку бортпроводники не имеют медицинского образования, они не имеют право назначать медицинские препараты. Если пассажир сам попросил какие-либо лечебные средства, то [могут] по возможности предоставить. Они осуществляют напрямую только свою функцию — обеспечить комфортный полет пассажира и сообщить командиру воздушного судна, — отметил юрист.

Врач на борту

Согласно Воздушному кодексу России, в случае необходимости пилот может уточнить по громкой связи, есть ли врач в самолете. Но даже если медик и присутствует, он всё равно не обязан признаваться и оказывать помощь — только по желанию, подчеркнул Алексей Елтунов.

— Если же человек изъявил инициативу помочь и тем самым причинил вред — не важно, врач или нет — он будет нести ответственность за свои действия. Тем более если будут причинены тяжкие телесные повреждения. Это вообще-то уголовная статья. Причинение вреда здоровью физического лица карается по закону, — подчеркнул юрист.

В то же время Ольга Верба отметила, что врача никто не обвинит, если он оказывал именно первую помощь, используя соответствующую аптечку. При этом в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, которую подписала и Россия, на борту должны быть три вида комплектов аптечек: комплект первой помощи, медицинский комплект и универсальный профилактический комплект на случай инфекционных заболеваний при обнаружении на борту.

Но, по словам вице-президента Ассоциации врачей авиационной медицины, из-за того что в России, в отличие от западных стран, врач не имеет права самостоятельно заниматься врачебной практикой, а должен быть привязан к лечебному учреждению, он не может на борту самолета использовать аптечку с медикаментами.

Особенности авиамедицины

Ни в одной стране мира, по словам Вербы, нет практики, когда на борту официально работает врач.
В США, например, действует так называемый закон доброго самаритянина. В соответствии с ним пострадавший, как правило, не может обратиться в суд с иском на человека, который оказывал ему первую помощь, если он действовал добросовестно в пределах своих знаний и опыта.

А у авиакомпании Lufthansa, например, есть программа «Врач на борту». Такая имеется и у российской компании S7, которую разработали вместе с Ассоциацией врачей авиационной медицины.

— Это гуманитарно-просветительские проекты, которые дают знания в области авиационной медицины. Помощь человеку в воздухе имеет конкретные особенности. Не каждый медицинский специалист знает, какое барометрическое давление поддерживается в кабине воздушного судна и какой уровень насыщения крови кислородом у человека, не имеющего какой-либо патологии, во время горизонтального полета, — рассказала вице-президент организации.

В России в авиаиндустрию, по ее мнению, можно было бы включить возможности телемедицины. Ольга Верба подчеркнула, что в аэропортах есть медицинские центры, которые знают авиамедицину. Экипаж мог бы связываться по выделенным каналам со специалистами в случае необходимости для оказания дистанционной помощи пассажиру.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга



Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Сошьют на оборонзаказ: Су-57 скроют под чехлами-невидимками

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer