Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажир не пациент: появятся ли на внутренних авиарейсах врачи


30 августа 2020 года Александра Юшкявичюте, Известия


С предложением дополнить экипаж самолета медиком в Минтранс обратилось общественное движение «За безопасность». Там считают, что в случае необходимости бортпроводники не всегда могут оказать пассажиру первую помощь надлежащим образом. Эксперты с таким мнением в корне не согласны и не видят никакой необходимости в присутствии врача в качестве работника на борту. Подробности — в материале «Известий».

Самолет не больница

С инициативой сделать присутствие врача обязательным на длительных внутренних рейсах пассажирских лайнеров продолжительностью более трех часов в Минтранс обратился руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. По его мнению, именно врач может оказать профессиональную помощь пассажиру на борту или принять решение об экстренной посадке для госпитализации. Он попросил «рассмотреть целесообразность внесения изменений в действующее законодательство» и обязать авиакомпании дополнить экипаж врачами.

В Минздраве на запрос «Известий» ответили, что не располагают информацией об этой инициативе, поэтому прокомментировать не могут. Запросы были направлены в авиакомпании «Азимут», «Ямал», AZUR Air, Nordwind Airlines, Utair, «Уральские авиалинии», S7, «Аэрофлот» и «Победа». В компании S7 официально предпочли воздержаться от комментариев.

— Совершенно непонятно, как может быть реализована идея «врач в экипаже». Это будет врач от Минздрава РФ или от какой-то больницы? Кто будет оплачивать кресло, на котором путешествует врач? Это вызывает огромное количество вопросов, которые относятся к целесообразности. Общественная организация просто решила поднять себе цитируемость, видимо, — отметил источник в одной из авиакомпаний.

Вице-президент Ассоциации врачей авиационной медицины, вице-президент Европейского общества аэрокосмической медицины Ольга Верба подчеркнула, что задача гражданской авиации — перевозить пассажиров, а не лечить их.

— Пассажир не пациент. Самолет не медицинский кабинет. Каждому судну необходимо будет пройти полное лицензирование, для того чтобы оказывать медицинские услуги. По нашему законодательству лицензию на медицинскую деятельность может получить только, грубо говоря, недвижимость. Сам по себе врач, имея квалификацию, не может работать вне лечебного учреждения, только скорая помощь и терапевты при вызове врача на дом, — отметила она.

На борту бортпроводники, а также врачи, если они присутствуют в качестве пассажиров, имеют право оказывать лишь первую помощь, но не медицинскую.

Бортпроводник в помощь

Необходимость нововведения, по словам Курдесова, связана с тем, что бортпроводники не всегда способны оказать первую помощь надлежащим образом, если пассажир почувствовал себя плохо. В авиакомпании S7 в ответе на запрос подчеркнули, что бортпроводники компании получают все необходимые навыки для оказания первой помощи человеку на борту самолета. По словам источника в одной из авиакомпаний, первая медицинская помощь входит в обязательную программу подготовки бортпроводников.

Ольга Верба уточнила, что в случае угрозы жизни пассажиру бортпроводник оказывает первую помощь, не используя медикаменты. Под этим имеются в виду остановка дыхания, нарушение сердечного ритма, попадание в дыхательные пути инородных предметов, ожоги, травмы, переломы. В качестве помощи они проводят «комплексные мероприятия», в том числе сердечно-легочную реанимацию.

По словам основателя компании «Авиаюрист» Алексея Елтунова, лекарственные средства бортпроводник может предоставить лишь в одном случае.

— Поскольку бортпроводники не имеют медицинского образования, они не имеют право назначать медицинские препараты. Если пассажир сам попросил какие-либо лечебные средства, то [могут] по возможности предоставить. Они осуществляют напрямую только свою функцию — обеспечить комфортный полет пассажира и сообщить командиру воздушного судна, — отметил юрист.

Врач на борту

Согласно Воздушному кодексу России, в случае необходимости пилот может уточнить по громкой связи, есть ли врач в самолете. Но даже если медик и присутствует, он всё равно не обязан признаваться и оказывать помощь — только по желанию, подчеркнул Алексей Елтунов.

— Если же человек изъявил инициативу помочь и тем самым причинил вред — не важно, врач или нет — он будет нести ответственность за свои действия. Тем более если будут причинены тяжкие телесные повреждения. Это вообще-то уголовная статья. Причинение вреда здоровью физического лица карается по закону, — подчеркнул юрист.

В то же время Ольга Верба отметила, что врача никто не обвинит, если он оказывал именно первую помощь, используя соответствующую аптечку. При этом в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, которую подписала и Россия, на борту должны быть три вида комплектов аптечек: комплект первой помощи, медицинский комплект и универсальный профилактический комплект на случай инфекционных заболеваний при обнаружении на борту.

Но, по словам вице-президента Ассоциации врачей авиационной медицины, из-за того что в России, в отличие от западных стран, врач не имеет права самостоятельно заниматься врачебной практикой, а должен быть привязан к лечебному учреждению, он не может на борту самолета использовать аптечку с медикаментами.

Особенности авиамедицины

Ни в одной стране мира, по словам Вербы, нет практики, когда на борту официально работает врач.
В США, например, действует так называемый закон доброго самаритянина. В соответствии с ним пострадавший, как правило, не может обратиться в суд с иском на человека, который оказывал ему первую помощь, если он действовал добросовестно в пределах своих знаний и опыта.

А у авиакомпании Lufthansa, например, есть программа «Врач на борту». Такая имеется и у российской компании S7, которую разработали вместе с Ассоциацией врачей авиационной медицины.

— Это гуманитарно-просветительские проекты, которые дают знания в области авиационной медицины. Помощь человеку в воздухе имеет конкретные особенности. Не каждый медицинский специалист знает, какое барометрическое давление поддерживается в кабине воздушного судна и какой уровень насыщения крови кислородом у человека, не имеющего какой-либо патологии, во время горизонтального полета, — рассказала вице-президент организации.

В России в авиаиндустрию, по ее мнению, можно было бы включить возможности телемедицины. Ольга Верба подчеркнула, что в аэропортах есть медицинские центры, которые знают авиамедицину. Экипаж мог бы связываться по выделенным каналам со специалистами в случае необходимости для оказания дистанционной помощи пассажиру.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer