Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В воздушных боях победят "мозги"


4 августа 2020 года Сергей Лебедев, Военно-промышленный курьер


В публикации китайского портала Global Times истребителями пятого поколения называются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайский J-20. О распиаренном Су-57 наши «потенциальные» союзники почему-то умалчивают.

С искусственным интеллектом победит и «кукурузник»

Англоязычное издание Global Times, курируемое центральным комитетом компартии Китая, ссылаясь на публикацию в журнале Acta Aeronautica et Astronautica Sinica, приводит мнение заместителя директора по науке и технологиям корпорации Aviation Industry Corporation of China, генерального конструктора истребителя J-20 Яна Вэйя. По его словам, концепция сверхманевренности, актуальная для самолетов четвертого поколения, незлободневна для истребителей пятого поколения. Причина – в появлении современных ракет средней дальности класса «воздух-воздух», позволяющих поражать противника вне пределов прямой видимости.

Информация стала решающим фактором, поскольку современные истребители фокусируются на получении большего количества информации с помощью радаров с АФАР (активная фазированная антенная решетка) и цепочек данных, а также снижают способность противников получать данные, в том числе с применением стелс-технологий и радиоэлектронного подавления. Китайское издание отмечает, что ключевым условием успешной обработки получаемой с разнообразных устройств информации является использование искусственного интеллекта. Летчики должны обладать обширными знаниями и хорошими аналитическими способностями для работы с такими устройствами.
“Когда я делаю какие-то аналитические выкладки, находясь в Москве, то ищу данные о российском рынке во «Всемирной книге фактов» ЦРУ”

Истребителю пятого поколения, по сравнению с самолетом четвертого, требуется увеличенная дальность, малозаметность, акцент на вооружение ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» и обеспечение пилота легкими для использования средствами видения развивающейся в воздушном пространстве ситуации с возможностью прогнозирования ее будущих сценариев.

«В интегрированной системе самолет должен иметь возможность формировать сеть, показывать интегрированные ситуационные изображения в режиме реального времени, создавать множество маршрутов атаки и в реальном времени передавать целевую информацию через районы миссии», – пишет Global Times.

Подобные решения, используемые в истребителях пятого поколения, будут применены и в самолетах шестого поколения. Первый китайский самолет, отличающийся использованием двигателя с адаптивным циклом и управлением ведомыми беспилотниками, может появиться уже в 2035 году. А почему бы и нет? По крайней мере, по космической программе Поднебесная если и не обгоняет нас, но догоняет однозначно.

В июле портал The Drive, ссылаясь на китайскую прессу и собственные источники, предположил, что Китай уже смог заместить российские двигатели для истребителя J-20 на собственные. В декабре 2019 года в публикации на китайском портале Sohu российский самолет Су-57 был объявлен истребителем поколения 4+++ (3+++ в китайском варианте). Там же говорилось, что «русским нужно работать усерднее, чтобы их не оставили позади другие страны мира». Считается, что соответствующие службы КНР оперативно отреагировали на крушение самолета Су-57, который должен был стать первым российским серийным образцом истребителя пятого поколения.

Искусственный интеллект против высшего пилотажа

Отбросим абстрактное слово «авионика», которая вбирает в себя практически все, чем оснащен современный боевой истребитель. Главное, чем может защитить себя летчик от ракетного удара противника. Авиационная пушка – это оружие прошлого века. Если хотите, банальная дуэль, кто первый попадет в перекрестие прицела. И нажмет первым на гашетку. В ближайшем будущем пилотам предстоит использовать возможности искусственного интеллекта. На данный момент им в напарники пророчат беспилотники. «ВПК» уже писала о большой программе НАТО – «Скайборг». Ну это у них…

Ранее руководитель группы по исследованию «больших данных» Харбинского политехнического института Чжао Чжицян отмечал, что сотрудничество между РФ и Китаем в сфере работы над искусственным интеллектом (ИИ) проявляется не слишком активно. Трагедия в том, что китаец утверждал – «российская система образования с ее сильными фундаментальными науками выпускает немало хороших специалистов, которые впоследствии легко находят работу в китайских компаниях, занимающихся искусственным интеллектом».

Может быть, в очередной раз нашим руководителям стоило бы прислушаться к словам иностранцев и вывести процесс внедрения высоких технологий на уровень «национальной политики»? Как это делал 300 лет назад Петр Великий?

Увы, пока элементная база, о проблемах которой писали и пишут в последние десятилетия как у них, так и у нас, до сих пор строится на иностранных комплектующих. Также стоит напомнить, что ситуация в области создания и применения элементной базы для существующих и разрабатываемых образцов ВС выходит из-под контроля и становится угрозой национальной безопасности страны. Директор по развитию бизнеса «Ангстрем-Т» Н. Лисай, общаясь со многими специалистами, писал, что основная проблема у нас – в отсутствии четкой государственной стратегии развития. Микроэлектронная индустрия очень сильно связана с государственными интересами, российская микроэлектроника – это ренессанс или реанимация?

Забавным при наличии Интернета (а там есть все) было его высказывание о том, что высокая милитаризованность индустрии в какой-то степени предопределила ее закрытость. Что такое сегодня российский рынок микроэлектроники, каков его объем, что производится, что не производится? Непонятно. Честно скажу, когда я делаю какие-то аналитические выкладки, находясь в Москве, то ищу данные о российском рынке, например, во «Всемирной книге фактов» ЦРУ. В РФ достоверные данные о нас самих найти очень сложно.

А есть ли они у нас – это вопрос. Может быть, поэтому многие на Западе, а уже и в Китае, снисходительно смотрят на наши новые истребители, предрекая им поражение из-за отсутствия современной электронной базы.

И как эпилог, маленькая информация. Израильские оборонные компании готовы осуществить модернизацию истребителей МиГ-29 ВВС Украины. Израильская компания Elbit Systems уже получила от правительства официальное разрешение на проведение модернизационных работ с украинскими боевыми самолетами. По некоторым данным, Киев желает «сделать качественный скачок в наращивании боевых возможностей МиГ-29», которые должны получить новые бортовые РЛС и системы управления вооружением, способные «работать по земле».

Что еще раз подтверждает, высший пилотаж – хорошо, но будущее поле боя – за электронными мозгами.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer