Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Каспийского монстра" списали в музей


4 августа 2020 года Дмитрий Литовкин, Независимая газета


Экраноплан «Лунь» станет первым экпонатом парка «Патриот» в Дербенте. Гигант уже отбуксирован из Каспийска. «Лунь» – машина, способная развить скорость в 500 км/ч, нести на себе шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» и прозванная на Западе «Каспийским монстром», не ходила своим ходом с конца 80-х годов прошлого века. Буквально сразу же после завершения испытаний ее поставили на прикол.

Не имеющее аналогов в мире изделие оказалось не нужным военным. Не находят отклика попытки реанимировать программу создания кораблей-самолетов, способных «лететь» над водой и при этом иметь грузоподъемность сухогруза, хотя бы в гражданском исполнении.

Несколько лет назад за это ратовал председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев и бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин. Как и прежде, их заявления об уникальности самолета-корабля остались всего лишь пиаровскими акциями, направленными на поддержку Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Фирма специализируется на создании судов и кораблей на подводных крыльях. В ее истории «Лунь» оказался самым уникальным и в то же время бесполезным созданием.

Ответ на вопрос, почему это произошло, будоражит многих. В том числе и самих создателей этой техники. Бывший замглавкома Военно-морского флота адмирал Игорь Касатонов отмечал, что при всех достоинствах: скорости (современные боевые корабли не ходят быстрее 70 км/ч), ударной мощи, сопоставимой с куда менее подвижными эсминцами 956 проекта типа «Современный», и особенностями полета над водой, когда вокруг «Каспийского монстра» образуется облако водяной взвеси, скрывающей его от радаров противника, экраноплан оказался крайне неэффективным. Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной работы. Самая главная их проблема была в ненадежности, что и определило их дальнейшую судьбу.

В движение самолет-корабль приводили восемь реактивных двигателей – неэкономично. «Лететь» над водой со скоростью в 500 км/ч в Каспийском, Балтийском или Черном морях – опасно. Судоходство в этих районах весьма оживленное: управление гоночным болидом на оживленной магистрали однозначно приведет к катастрофе, усугубить которую смогут еще и крылатые ракеты, на каждой из которых может стоять ядерная или фугасная боевая часть весом в полтонны. «Лунь» можно было бы использовать на Северном или Тихоокеанском флотах. Но тут опять есть загвоздка. Радиус действия экраноплана не превышает 2 тыс. км. Для боевого корабля это слишком мало.

В настоящее время КБ им. Алексеева предлагает менее масштабные проекты гражданских экранопланов. Самые перспективные из них могут перевозить от 40 до 200 пассажиров или от 50 до 600 т груза. Например, «A-050» сможет развивать скорость 450 км/ч и брать на борт 100 пассажиров. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 т. Планировалось, что самолет-корабль будет использоваться для перевозки пассажиров из Краснодарского края в Крым и из Санкт-Петербурга в Калининград, свяжет Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком. Создание опытного экземпляра должно было завершиться в 2017 году. Однако, как можно судить, дальше выставочной модели дело не пошло. Причина скорее всего кроется все в той же неэкономичности.

Сегодня важно, что единственный и уникальный экземпляр самолета-корабля удалось спасти от утилизации. Его размещение в парке «Патриот» в Дербенте станет хоть и грустным, но существенным напоминанием о том, что в России существуют научная школа и конструкторские коллективы, способные воплощать самые фантастические идеи в жизнь. Возможно, что со временем к идее самолета-корабля снова вернутся, но на новом технологическом уровне, когда эта техника не будет столь дорогостоящей в эксплуатации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer