Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Каспийского монстра" списали в музей


4 августа 2020 года Дмитрий Литовкин, Независимая газета


Экраноплан «Лунь» станет первым экпонатом парка «Патриот» в Дербенте. Гигант уже отбуксирован из Каспийска. «Лунь» – машина, способная развить скорость в 500 км/ч, нести на себе шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» и прозванная на Западе «Каспийским монстром», не ходила своим ходом с конца 80-х годов прошлого века. Буквально сразу же после завершения испытаний ее поставили на прикол.

Не имеющее аналогов в мире изделие оказалось не нужным военным. Не находят отклика попытки реанимировать программу создания кораблей-самолетов, способных «лететь» над водой и при этом иметь грузоподъемность сухогруза, хотя бы в гражданском исполнении.

Несколько лет назад за это ратовал председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев и бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин. Как и прежде, их заявления об уникальности самолета-корабля остались всего лишь пиаровскими акциями, направленными на поддержку Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. Фирма специализируется на создании судов и кораблей на подводных крыльях. В ее истории «Лунь» оказался самым уникальным и в то же время бесполезным созданием.

Ответ на вопрос, почему это произошло, будоражит многих. В том числе и самих создателей этой техники. Бывший замглавкома Военно-морского флота адмирал Игорь Касатонов отмечал, что при всех достоинствах: скорости (современные боевые корабли не ходят быстрее 70 км/ч), ударной мощи, сопоставимой с куда менее подвижными эсминцами 956 проекта типа «Современный», и особенностями полета над водой, когда вокруг «Каспийского монстра» образуется облако водяной взвеси, скрывающей его от радаров противника, экраноплан оказался крайне неэффективным. Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной работы. Самая главная их проблема была в ненадежности, что и определило их дальнейшую судьбу.

В движение самолет-корабль приводили восемь реактивных двигателей – неэкономично. «Лететь» над водой со скоростью в 500 км/ч в Каспийском, Балтийском или Черном морях – опасно. Судоходство в этих районах весьма оживленное: управление гоночным болидом на оживленной магистрали однозначно приведет к катастрофе, усугубить которую смогут еще и крылатые ракеты, на каждой из которых может стоять ядерная или фугасная боевая часть весом в полтонны. «Лунь» можно было бы использовать на Северном или Тихоокеанском флотах. Но тут опять есть загвоздка. Радиус действия экраноплана не превышает 2 тыс. км. Для боевого корабля это слишком мало.

В настоящее время КБ им. Алексеева предлагает менее масштабные проекты гражданских экранопланов. Самые перспективные из них могут перевозить от 40 до 200 пассажиров или от 50 до 600 т груза. Например, «A-050» сможет развивать скорость 450 км/ч и брать на борт 100 пассажиров. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 т. Планировалось, что самолет-корабль будет использоваться для перевозки пассажиров из Краснодарского края в Крым и из Санкт-Петербурга в Калининград, свяжет Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком. Создание опытного экземпляра должно было завершиться в 2017 году. Однако, как можно судить, дальше выставочной модели дело не пошло. Причина скорее всего кроется все в той же неэкономичности.

Сегодня важно, что единственный и уникальный экземпляр самолета-корабля удалось спасти от утилизации. Его размещение в парке «Патриот» в Дербенте станет хоть и грустным, но существенным напоминанием о том, что в России существуют научная школа и конструкторские коллективы, способные воплощать самые фантастические идеи в жизнь. Возможно, что со временем к идее самолета-корабля снова вернутся, но на новом технологическом уровне, когда эта техника не будет столь дорогостоящей в эксплуатации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer