Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Антонов": властный передел состоялся


7 августа 2020 года Диана Михайлова, Независимое военное обозрение


Карантинное лето в Киеве получается удивительно жарким не только по климатическим показателям. Солнце напекло головушки анархиствующим элементам, которые вдруг решили проверить бдительность Национальной полиции – взрывы самодельных устройств в местах скопления людей, у метро и на рынках, захват заложников. Эти действия никак не напоминают традиционный летний мертвый сезон.

Складывается впечатление, что эти из ряда вон выходящие случаи – пролог к чему-то более серьезному, чем захват заложников бывшим бойцом из АТО с ярким посттравматическим стрессовым расстройством.

На фоне этих тревожных новостей на второй план отошла угроза уничтожения остатков высокотехнологичного производства на Украине. А между тем состоялся передел влияния на ГП «Антонов»: назначен новый руководитель объединения, запущена попытка приватизации стратегической отрасли национального авиастроения.

Жаркий июнь

Краткая хронология событий выглядит следующим образом. 9 июня глава Укроборонпрома уволил президента ГП «Антонов» Александра Донца и назначил врио Александра Лося, который занимал должность вице-президента ГП по проектированию.

Основанием для увольнения стали результаты проверки, выявившие факты неэффективного управления госпредприятием. Помимо этого Донца обвинили в нецелевом использовании объектов госсобственности, злоупотреблениях и нарушениях, которые могли привести к значительным убыткам государства и нанести существенный вред репутации авиапредприятия.

В ответ на это решение трудовой коллектив «Антонова» обратился к президенту Украины Владимиру Зеленскому. В обращении прозвучало обвинение руководства «Укроборонпрома» в попытке остановить деятельность предприятия. Работники ГП потребовали от руководства государства оставить Донца на должности и вывести ГП «Антонов» из-под управления генерального директора Государственного концерна «Укроборонпром» Айвараса Абромавичуса.

15 июня юристы ГП «Антонов» сообщили, что Окружной административный суд Киева приостановил действие решения гендиректора «Укроборонпрома» об увольнении президента ГП «Антонов».

Решение суда не помешало Абромавичусу повторно подписать приказ об увольнении Донца с должности, мотивируя это «отсутствием» решения суда.

В свою очередь, 22 июня профсоюз «Антонова» подал иск об отмене постановления кабмина Арсения Яценюка от 31.03.15 года о передаче ГП в управление концерна. В иске отмечалось, что авиапредприятие включили в состав «Укроборонпрома» незаконно.

Правда, 23 июня профсоюз отозвал иск, а затем и президент «Антонова» Александр Донец опубликовал письмо, в котором пытался объяснить причины «заднего хода»: он отказался от иска по признанию незаконным его увольнения.

Цена вопроса

Решение уволить с должности президента ГП Александра Донца последовало после публичного обмена мнениями в виде пресс-релизов по поводу выполнения контракта на поставку для МВД Перу самолета Ан-178.

Главной проблемой выполнения этого контракта было отсутствие серийного образца машины. Фактически покупателю продали проект, не прошедший испытаний и сертификации, а также последующей наработки на отказ, как это бывает с первыми серийными образцами новой техники.

В МВД Перу этот факт прекрасно понимали, поэтому договор между покупателем и продавцом в лице ГП «Спецтехноэкспорт» содержал такие обязательства поставщика, как обеспечение работы агрегатов и систем в количестве нескольких тысяч часов. Фактически «Спецтехноэкспорт» взял на себя обязательства оперативно и бесплатно устранять все технические отказы. Нетрудно догадаться, кто стал выгодоприобретателем, а кому в перспективе ничего, кроме убытков, не предлагалось.

С начала года ГП «Антонов» в разной форме сообщало общественности, что, несмотря на жесткие рамки выполнения работ, от заказчика Ан-178 предоплата все еще не поступила. Кроме того, от ГП «Антонов» руководство госконцерна ожидало не менее 1,5 млн долл. в виде ежегодного взноса на деятельность «Укроборонпрома». После отчетов новых руководителей госконцерна о зарплатах – 5–8 тыс. долл. в месяц – предприятия, перечислявшие часть прибыли на содержание «Укроборонпрома», естественно, «загорелись желанием» еще улучшить доходы и быт 11 заместителей генерального директора концерна и сотрудников его аппарата.

ГП «Антонов» отказался перечислять взнос за 2019 год, мотивируя это необходимостью финансировать опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию Ан-178, в том числе выстраивание схемы импортозамещения российских комплектующих. В ответ «Укроборонпром» не утвердил финансовый план предприятия на 2020 год.

Затем последовали кадровые решения по Донцу, публичное выяснение отношений и «мировая» в виде отказа президента ГП «Антонов» от исковых требований к руководству концерна. Гендиректор «Укроборонпрома», в свою очередь, «простил» Донцу финансовые нарушения с признаками уголовного преступления и выплаты, которые руководитель самостоятельно себе начислял, беря пример со «старших». Например, размер премии по итогам одного года перевалил за 50 тыс. долл.

Бунт на борту

Пока стороны находились в горячей фазе административного противостояния, для защиты позиций Донца активно привлекался трудовой коллектив ГП.

В частности, как говорилось выше, профсоюз «Антонова» подал судебный иск об отмене решения кабинета министров Украины о передаче госпредприятия в состав «Укроборонпрома». Такой юридический посыл в случае его успешной реализации открывает ход «на свободу» остальным участникам концерна, которые также вряд ли в восторге от нынешней кадровой и экономической политики руководства «Укроборонпрома».

Помимо профсоюза ГП «Антонов» требование о выходе авиастроительных предприятий из состава концерна оформили представители профсоюза работников авиастроительной отрасли. Съезд состоялся в Харькове, и в нем ожидаемо не приняли участия представители государственного концерна, хотя они и были приглашены.

В итоге требования работников отрасли остались не услышаны. Авиастроение не выпустят из орбиты «Укроборонпрома» просто так, по решению суда. Для ликвидации надстройки над предприятиями, которая, кроме потребления не заработанных ею ресурсов, не делает больше ничего, нужны воля, самостоятельность и политическое решение верховной власти Украины. Но ни одного признака наличия подобных побуждений пока не наблюдается. Скорее наоборот, идет активная работа по уничтожению очагов высокотехнологического производства.

В случае зачистки «Антонова» выиграют все его конкуренты. Украинская экспертная мысль до сих пор живет фантазиями о контрактах с Boeing, но в реальности любому мировому производителю от Украины нужны в лучшем случае десяток-другой подготовленных специалистов, согласных работать за не очень большие деньги.

Руководство «Укроборонпрома», действуя в стиле слона в посудной лавке, в случае с ГП «Антонов» как раз играет на руку всем иностранным конкурентам, освобождая часть рынка, которую до этого занимали самолеты, построенные на Украине. Фактически от уничтожения самолетостроения на Украине выигрывают остальные производители: американские, европейские, российские и китайские. Минус один конкурент – хорошо для всех, а для России, возможно, и консолидация уникальных технологий, например по сверхгабаритным транспортникам Ан-124.

ЖК вместо самолетов

Итогом июньского противостояния стала разработка проекта закона об особенностях корпоратизации участников «Укроборонпрома», который понижает роль государства в управлении своими активами.

Вместо назначения руководства того же концерна указом президента кадровые вопросы будет решать правление совместно с наблюдательным советом, в котором представлены все кто угодно, кроме специалистов, заинтересованных в развитии украинской промышленности. Распродажа имущества предприятий, входящих в концерн, будет вестись без учета интересов украинского государства.

Первый пример из недалекого будущего уже есть. В июне «Укроборонпром» разрешил продажу площадей киевского завода «Радар», расположенного в центральном районе украинской столицы. Вместе с планами застройки покупатель получит военный архив и остатки производства все еще уникальной техники. Возможно, саму технику вблизи он не увидит, поскольку все, что можно, отправят в пункт приемки металлолома.

«Антонову», вероятно, нужно приготовиться повторить судьбу «Радара». Одним из объяснений, почему Абромавичус пошел на увольнение Донца, являются многочисленные публикации о планах переместить ГП «Антонов» из престижного спального района столицы на территорию аэродрома в Гостомеле. Освободившийся участок по традиции подлежит застройке элитной недвижимостью. И в этом проекте у Абромавичуса есть свой большой интерес.

Кстати, литовский гражданин не скрывал своих планов по выселению остатков оборонки за пределы Киева. В одном из своих многочисленных интервью годичной давности Абромавичус заявил, что негоже машиностроителям сидеть в центральных районах Киева, если можно то же самое делать в пригороде столицы. А ГП «Антонов» оставался одним из немногих работающих предприятий машиностроения, размещающихся на очень дорогих земельных участках – крупных площадях в престижном районе Киева, чтобы избежать участи переселения.

Кроме того, уже пять лет как предприятие перестало выпускать новые самолеты из-за отсутствия схемы импортозамещения комплектующих и узлов российского производства. Эту схему, к слову, обещал Абромавичус, будучи на должности министра экономического развития и торговли в 2014 году, а создавать ее должен был его бывший зам в министерстве и нынешний в концерне Руслан Корж. Судя по отсутствию результатов, схему никто создавать и не думал, а вот прекратить работу предприятия под лозунгом разрыва сотрудничества с «агрессором» в планах было изначально.

Ну а те направления, что приносят «Антонову» деньги – конструкторское сопровождение летательных аппаратов и эксплуатация Ан-124 в перевозках крупногабаритных грузов, – смогут выдержать переезд и будут дальше приносить деньги всем участникам «пищевой цепочки». Фамилии руководителей «Антонова» в этом вопросе не суть важны, так же как и место, где будет производиться техобслуживание пока еще летающих самолетов знаменитой марки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer