Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений


10 сентября 2020 года Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова, КоммерсантЪ


Почти полное закрытие границ России, ограничение международного транспортного сообщения и действовавшие по всему миру карантинные ограничения не смогли полностью перекрыть поток россиян за рубеж. Но организовывать поездки им стало заметно сложнее. “Ъ” выяснил, какими способами пользуются путешественники, решившие покинуть страну и вернуться в нее.

За первое полугодие россияне совершили 8,01 млн поездок за границу, на 62,2% меньше, чем за тот же период прошлого года. Существенный спад произошел во втором квартале, когда число выездов обрушилось сразу на 96,6%, до 441,78 тыс.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) полагают, что большую часть этого выездного потока обеспечили водители транспортных средств, обладатели видов на жительство, лица с двойным гражданством и россияне, направлявшиеся за рубеж по работе, учебе или на лечение. Но есть все основания считать, что среди них были и туристы, которые вопреки ограничениям нашли способ пересечь границу страны.

Из России со справкой

Согласно распоряжению правительства РФ, пересекать сухопутную границу России граждане страны сейчас однократно могут для поездки на работу, учебу или для ухода за больными родственниками за рубежом. Право на выезд имеют также граждане с видом на жительство в других странах и члены семей иностранцев. Неограниченно покидать территорию страны можно для прохождения лечения за рубежом.

Именно эту схему уже в июле—августе активно использовали отравляющиеся за рубеж россияне. Приглашение на лечение по запросу предоставляли зарубежные клиники или располагающие медицинской лицензией санатории. Уже в конце августа АТОР обратила внимание на резкий рост числа организаций, выдающих фальшивые справки о прохождении лечения за рубежом. Стоимость такой услуги варьируется от 2 тыс. до 60 тыс. руб.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов поясняет, что запретить выезд из России при наличии справки, выданной медицинской организацией в отсутствие показаний к лечению, невозможно: «Информация о наличии или отсутствии заболевания либо подозрениях на наличие заболевания относятся к сведениям, которые запрещено распространять без согласия пациента». Таким образом, у пограничников нет возможности фактически установить отсутствие или наличие показаний для лечения за границей. Только если справка была изготовлена самостоятельно или с помощью компании, не имеющей соответствующих полномочий, теоретически речь может пойти о привлечении к ответственности за подделку документа, уточнил господин Бишенов.

На форумах путешественники отмечают, что для получения разрешения на вылет в ту или иную страну в медицинских документах или письме от врача должно быть указано, что в России получить необходимое лечение невозможно и ситуация грозит серьезными последствиями для здоровья. Хотя на деле, судя по опыту путешественников, многое зависит от удачи.

Меньше всего проблем традиционно было при въезде в соседнюю Белоруссию, там даже справки нужны далеко не всегда. Так, один из путешественников рассказывает, что в апреле с друзьями добрался до Минска на автомобиле по М1 и, проведя в республике выходные, спокойно вернулся обратно. Никаких постов на границе не было, а за порядком следил один пограничник, утверждает он.

Авиарейсы особого статуса

Главной проблемой российских путешественников в условиях глобальных ограничений международного сообщения стали не основания для выезда, а поиск подходящего транспорта. С возобновлением полетов между Москвой и Стамбулом самым комфортным вариантом стали стыковочные рейсы.

По данным Aviasales, сейчас россияне активно ищут авиабилеты из Стамбула в Черногорию, Украину, Азербайджан, Киргизию, Казахстан, Узбекистан и Италию. В OneTwoTrip отмечают, что пересадку в Стамбуле чаще всего делают россияне, следующие в Подгорицу, Сеул, Загреб, Тирану и Баку. Через Минск чаще летают в Киев, Баку и Одессу. В «Туту.ру» добавляют, что со стыковкой в Стамбуле россияне также добираются в Белград, Бейрут, Тель-Авив и Хургаду.

Кроме того, для выезда из страны россияне активно пользуются вывозными рейсами. Заместитель гендиректора Center Travel Ирина Мамаева поясняет, что билеты на них можно было свободно купить при наличии документов, позволяющих въезд в другую страну. «Проблема возникала как раз с возвращением, так как обратный билет можно было оформить только после регистрации на сайте госуслуг, после чего авиакомпания присылала ссылку на оплату»,— поясняет она.

Отсутствие регулярного авиасообщения частично компенсируется бизнес-авиацией, полеты которой официально ограничены не были. Руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко называет особенностью летнего сезона этого года развитие jet-sharing, когда операторы продавали кресла разным путешественникам. Самыми популярными направлениями были Ницца и Лондон, пользовалась спросом также Турция. При этом, несмотря на рост пассажиропотока, ценник не вырос, говорит господин Петроченко. По его словам, перелет из РФ по указанным маршрутам мог стоить около €3–3,5 тыс. Внутри Европы рейсы бизнес-авиации даже подешевели.

Как рассказывает Дмитрий Петроченко, если в прошлом году рейс Люксембург—Ницца стоил примерно €2,3 тыс., в этом году — €1,69 тыс. Для въезда в другие страны, по словам эксперта, от пассажиров требовался вид на жительство, либо медицинское обоснование путешествия, либо наличие в стране пребывания близких родственников. Кроме того, «почти не смотрели» на тех, у кого были трудовые соглашения. Как отмечает господин Петроченко, основные хлопоты по оформлению документов брали на себя операторы бизнес-авиации.

Аналогичные полеты организовывали и операторы делового туризма. Гендиректор агентства «Аэроклуб» Юлия Липатова рассказывает, что ее компания самостоятельно фрахтовала как самолеты бизнес-авиации, так и чартерные. «Такие рейсы иногда выглядели как авиатакси с остановками в разных странах по пути следования, например Ростов-на-Дону—Бухарест—Загреб—Мюнхен»,— поясняет она. Их организацию эксперт называет технически сложной: для каждого полета требовалось получить разрешение правительственного оперштаба по борьбе с COVID-19. «Это вносило элемент неожиданности. Например, один из рейсов мы переносили трижды из-за отсутствия ответа»,— вспоминает госпожа Липатова.

По земле и морю

Отказ Белоруссии ограничивать международные авиасообщения на фоне распространения COVID-19 привел к взрывному росту спроса россиян на автобусные поездки в страну. По данным «Туту.ру», спрос на билеты в Минск из разных городов РФ осенью увеличился на 60% к аналогичному периоду прошлого года. Заместитель исполнительного директора «Туту.ру» Сергей Николаев называет Белоруссию для многих пассажиров единственной возможностью попасть в европейские страны. Некоторые компании, по его словам, сейчас продают стыковочные рейсы: пассажир едет на одном автобусе до Минска, где пересаживается на другой, который следует в Европу. Господин Николаев добавляет, что из России также ходят автобусы на Украину, в Молдавию и другие страны постсоветского пространства, но чаще всего эти перевозки нелегальные.

Сложнее оказалась ситуация с водным транспортом. Генеральный продюсер Большой арктической регаты Станислав Корякин отмечает, что пересечь границу РФ на судне и выйти в международные воды теоретически было можно, но сложно зайти в порт прибытия. Так, по его словам, в ЕС во время ограничений сойти разрешалось только при наличии вида на жительство. Экипажам тех судов, которых ограничительные меры застали в море, приходилось платить местным жителям за доставку питьевой воды и продуктов. Кроме того, сдерживающим фактором выступали расстояния. Так, отмечает господин Корякин, путь от Санкт-Петербурга в Финляндию по морю занимает двое суток, а на такое способна не каждая яхта. Зато в июле и августе спрос на туристическую аренду яхт в Европе со стороны россиян начал активно расти. По данным сервиса Click & Boat, число запросов даже превысило на 20% показатель прошлого года. Самые популярные локации россиян — формально закрытые французские Канн и Гольф-Жуан.

Сложности въезда

По данным погранслужбы ФСБ, во втором квартале, то есть в период действия наиболее жестких ограничений, в Россию удалось приехать 509 тыс. иностранцев. Большинство из них — граждане Казахстана, Украины и Филиппин.

Организовать такое путешествие было непросто. Юлия Липатова вспоминает, как один экспат, CEO российской компании, за несколько дней до объявления ограничений вылетел на встречу в Минск, а вернуться обратно смог уже только в июле, когда въезд иностранцев был частично разрешен. «Все это время наше агентство искало способы возврата, но безуспешно»,— рассказывает она.

Опыт экспата не соответствует сообщениям о легкости въезда в Белоруссию и выезда из нее. Но источники “Ъ” поясняют, что для иностранцев ситуация была сложнее и в целом, для всех, многое зависело просто от настроения конкретного пограничника.

Сейчас, согласно распоряжению правительства РФ, прибывать в страну свободно могут граждане Турции, Танзании, Великобритании, ОАЭ, Абхазии, Швейцарии, Мальдив и ОАЭ. Для остальных граница остается формально закрытой. Исключения делаются для близких родственников россиян, приглашенных высококвалифицированных специалистов, иностранцев, приезжающих для ухода за членом семьи или участия в похоронах. Кроме того, приезжать в Россию можно для лечения.

Именно последнюю лазейку используют чаще всего. «В августе мы выдали около десяти справок-вызовов и заметили, что клинику посетил только один пациент»,— рассказывает главврач петербургской офтальмологической клиники «Я вижу» Виталий Авалиани. К концу месяца число запросов, по его словам, резко увеличилось до пяти-десяти в день. Сейчас клиника ввела электронную предоплату — 5 тыс. руб. за оформление справки, которая входит в стоимость процедур. По словам господина Авалиани, мера отсеивает 80–90% обращений, большинство из которых с Украины, из Белоруссии и республик Средней Азии.

В «Медси» также столкнулись с большим количеством запросов иностранных пациентов. По словам представителя компании Евгения Лазарева, как правило, это запросы неопределенного характера: «хотим лечиться у вас», «нужна какая-нибудь программа диагностики» и т. д. «Медси» запрашивает медицинскую документацию и клиническую картину со слов пациента, записывает на первичный прием и отслеживает прибытие. «Как правило, все доезжают до клиники, другой вопрос — насколько лечение им было необходимо»,— уточняет господин Лазарев. Он отмечает, что большая часть запросов поступает из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Литвы, Эстонии. Евгений Лазарев рассказывает, что в «Медси» обращались и туркомпании из разных стран с просьбой о содействии во въезде: «На прямые финансовые предложения мы, естественно, ответили отказом».

Но далеко не все настолько щепетильны. Некоторые компании прямо предлагают продажу оформленных приглашений на лечение в Россию, а пользователи соцсетей обсуждают возможность их изготовления собственными силами и дают друг другу ценные советы. Например, гражданин, пересекавший границу РФ и Казахстана, утверждает, что «обязательно должно быть написано "на лечение", госпитализация не подходит». Однако контроль, судя по опыту путешественников, в основном «проходит достаточно формально».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer