Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации


16 сентября 2020 года Дмитрий Иванов, ТАСС


В авиакомпаниях Якутии — нехватка пилотов, особенно вертолетчиков, и это несмотря на зарплату до 310 тыс. рублей. Объяснение есть: полярные ночи, сильные туманы, летать нужно в дальние горные районы, где температура опускается до –60. Найти летчиков для работы в таких условиях нелегко. Именно поэтому якутская авиакомпания "Полярные авиалинии", которая доставляет пассажиров и грузы в отдаленные северные районы, решила готовить кадры самостоятельно

Социальная необходимость

Для таких регионов, как Якутия, Чукотка, Магадан, подготовка собственных специалистов авиационной отрасли — не производственная, а социальная необходимость, считает первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный.

"Дефицит пилотов ощущается по всей стране. Связано это с постепенным выбыванием ранее подготовленных специалистов, последние десятилетия не велась активная подготовка кадров, — говорит Присяжный. — Другой фактор — устаревала и не обновлялась техника. Для большой и малой авиации объемы подготовки были сокращены. При этом она ведется только на бюджетных местах. В России единственное учебное заведение, которое готовит пилотов вертолетов Ми-8, — Омский летно-технический колледж гражданской авиации, филиал Ульяновского авиационного института".

В прошлом году на всю Россию было 100 бюджетных мест. Те, кто туда поступает, практически сразу получают контракты от таких крупных авиакомпаний, как "ЮТэйр", а также крупных корпораций нефтедобывающих компаний, которым необходимо постоянно организовывать работу вахтовым методом.

"Но для нас использование вертолетов — не производственная необходимость, а социальная, потому что воздушное сообщение порой единственная возможность перемещения внутри региона", — уверен замминистра.

Молодежь — в авиацию

Больше всех, говорит гендиректор "Полярных авиалиний" Семен Винокуров, не хватает вертолетчиков. Дефицит в экипажах летного состава сейчас составляет 37 человек, из которых 20 — командиры воздушного судна, 14 — вторые пилоты, три — штурманы.

Чтобы сделать профессию пилота популярнее, в Якутии второй год работает республиканский проект "Молодежь в авиацию": в 2018 году вопрос подготовки летчиков для полярной авиации, прежде всего для вертолетов Ми-8, на заседании госкомиссии по развитию Арктики поставил глава Якутии Айсен Николаев и получил поддержку правительства России.

Сегодня в рамках проекта в систему школьного образования для учащихся 9–11-х классов включены программы авиационной профориентационной подготовки, расширены квоты целевого поступления для абитуриентов из Якутии в авиационные вузы и ссузы страны.

В этом году 19 выпускников якутских школ по целевому набору поступили на бюджетные места в Омский летно-технический колледж гражданской авиации. После окончания колледжа они станут пилотами Ми-8 и сразу получат работу в авиакомпании "Полярные авиалинии".

Семен Винокуров считает, что "при наличии большой потребности в пилотах вертолетов в таких крупных вертолетных авиакомпаниях, как "ЮТэйр", "Ямал", "Русские вертолетные системы", поступление 19 курсантов из Якутии — а это четверть от общего набора — очень хороший результат реализации пилотного проекта".

Чтобы ускорить подготовку коммерческих пилотов вертолетов для Якутии и Дальнего Востока, власти региона просят Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиацию — организовать программу переподготовки бортмехаников и авиатехников на коммерческих пилотов гражданской авиации. Планируется, что эта программа заработает на базе Якутского авиационно-технического училища гражданской авиации.

Первый летный класс

В 2019 году в селе Ой Хангаласского района при содействии авиакомпании "Полярные авиалинии" был открыт специализированный летный класс, курсанты которого встречались с действующими пилотами, ветеранами авиации, узнавая от них о профессии, технике, требованиях, особенностях подготовки и специфике работы.

Началось все с того, что управление образования Хангаласского района вышло с предложением к авиакомпании.

"Задачи — ознакомительные. Прежде всего речь идет о профориентации и подготовке к вступительным испытаниям — психологическому тестированию, экзамену по общефизической подготовке. Обучение прошли 19 ребят из восьми школ района. Они приезжали на занятия в выходные дни и во время каникул, проживали в интернате школы. В селе расположен аэропорт движения ДОСААФ, где дети могут проходить полевые сборы и тренировки. В этом году из-за коронавируса таких занятий не было, но в будущем эта работа планируется", — рассказала начальник управления образования Хангаласского района Елизавета Мартынова.

Благодаря этой работе в этом и прошлом году были отобраны наиболее мотивированные ребята из разных районов Якутии.

С курсантами, поступившими в Омский летно-технический колледж гражданской авиации, авиакомпания "Полярные авиалинии" заключает ученические договоры, которые предоставляют право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства и обратно один раз в год в период каникул, получение стипендии на время обучения (в зависимости от курса и успеваемости от 2 до 5 тыс. рублей), возмещение расходов за проживание в общежитии, возможное получение материальной помощи по заявлению, прохождение производственной и летной практики на воздушных судах авиакомпании, а также гарантированное трудоустройство.

"Поступили заинтересованные и подготовленные"

В этом году, как рассказал Присяжный, у абитуриентов повысился средний балл в аттестатах. Если раньше могли быть и тройки, то теперь поступают хорошисты и даже круглые отличники.

"Проект "Молодежь в авиацию" позволил привлечь в ряды абитуриентов, заинтересовать ребят, которые имеют достаточно высокий уровень подготовки. Иногда поступают не прямиком из школы. Ребята могут пройти базовую подготовку по техническим специальностям после девятого класса, поступить в колледж, пройти техническую подготовку и уже после окончания поступать в авиационное".

Региону нужны не только пилоты, но и механики, техники, диспетчеры, говорит Михаил Присяжный. Так что тематика отраслевых проектов в профориентации, уже показавшая эффективность, будет расширяться. 

Для быстрого решения различных учебных и бытовых проблем министерство образования республики планирует назначить в Омске своего представителя", — рассказал Присяжный.

Всю жизнь мечтал летать

Александр Долженков родом из известного на весь мир полюса холода, самой холодной обитаемой части мира — Оймяконского района на северо-востоке Якутии. Несмотря на то что он из региона, где сильно развиты традиционные отрасли сельского хозяйства, Александр признается, что всю сознательную жизнь мечтал стать пилотом вертолета.

"Учусь на втором курсе Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Поступление прошло несложно. "Полярные авиалинии" организовали прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (кстати, все затраты на нее нам были возмещены) и сдачу нормативов физической подготовки в Якутске, что дало нам возможность не летать непосредственно в Омск".

Если есть мечта овладеть профессией, то учиться несложно, считает Александр. "Главное — не лениться. Наши преподаватели — большие профессионалы своего дела, доходчиво объясняют все сложные темы и готовы в любой момент помочь курсанту".

После окончания учебы по договору о целевом обучении выпускник должен отработать в "Полярных авиалиниях" минимум шесть лет. "Туда я приду в качестве второго пилота вертолета Ми-8, а в планах, конечно, стать командиром воздушного судна", — рассказывает студент.

Михаил Шапошников тоже второкурсник. Выпускник Намской районной гимназии подавал документы в пять учебных заведений. Как только узнал, что поступил в Омск, отнес документы в приемную комиссию Омского колледжа.

"Можно сказать, быть вертолетчиком — моя детская мечта. К нам в село часто прилетают вертолеты тушить лесные пожары. Для сельских ребятишек прилет вертолета всегда был радостным и волнительным. И тогда я думал, мне бы тоже в небо. И сейчас рад, что на пути к мечте", — не скрывает радости Михаил.

Сейчас курсанты изучают общие дисциплины: узнают, как устроен вертолет, изучают электротехнику и техническую механику. Летной практики еще не было, говорит Михаил.

Павел Ильин окончил Физико-технический лицей имени академика Ларионова, курсант первого курса Омского летно-технического колледжа, ему только предстоит познакомиться со своей будущей профессией.

"Я точно знал, какое направление мне будет по душе. Мой дедушка Геннадий Федорович Ильин был штурманом-инструктором Ан-24, Ан-26, Як-40, дядя Владимир Ильин — командир эскадрильи, а также пилот-инструктор Bombardier (реактивный региональный узкофюзеляжный самолет — прим. ТАСС). Тетя, Ольга Ильина, — диспетчер, одна из важнейших специальностей в летной сфере".

Отец Павла работает в авиационном учебном центре преподавателем в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а мама — в международном аэропорту города Якутска.

"Практически вся моя семья связана с авиационной сферой, поэтому я выбрал Омский летно-технический колледж гражданской авиации, чтобы продолжить дело своей семьи. Почему именно вертолет? Очень интересно, как он устроен, летает, его возможности. Ну и понимаю, что пилот вертолета — очень нужная в Якутии профессия, ведь в будущем мы будем перевозить не только грузы, но и жителей труднодоступных отдаленных мест нашей большой республики", — объясняет свой выбор юноша.

Лучшие вертолеты

Семен Винокуров на встрече с только что поступившими студентами-вертолетчиками рассказывает о тех перспективах, которые их ожидают в случае успешного окончания учебы и начала работы в компании.

Вопрос важный — зарплата. Пилот вертолета получает от 260 до 310 тыс. рублей, второй пилот — от 180 до 225 тыс. рублей, бортмеханик — 160−190 тыс. рублей. Летный состав самолета: командир — до 260 тыс. рублей, второй пилот — до 140 тыс. рублей, бортмеханики — до 150 тыс. рублей.

В авиакомпании серьезная социальная поддержка сотрудников: оплата до двух проездов в год, займы летчикам для приобретения жилья, частичное возмещение расходов на аренду жилья, различные выплаты материальной помощи. Семен Винокуров уверен: профессия вертолетчика будет всегда востребована.

"Санавиация, пассажирские и грузоперевозки в отдаленные населенные пункты все равно будут выполняться на вертолетах. Так что уверен, что наши студенты совсем скоро станут нашими полноправными коллегами".

В компании серьезно обновили парк воздушных судов и планируют продолжать: на очереди новый чешский самолет L 410 New Generation, который будет выполнять санрейсы и рейсы на дальние маршруты, например из Якутска до Черского. Также есть планы по приобретению модернизированной версии вертолета "Ансат". В течение года, говорит Винокуров, будет приобретен в лизинг лучший вертолет в мире — Ми-8 МТВ.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы



Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Сошьют на оборонзаказ: Су-57 скроют под чехлами-невидимками
Герман Костринский
Известия
Фишинговый сезон: число фейковых билетных сайтов выросло втрое
Александра Юшкявичюте
Известия
Пассажир не пациент: появятся ли на внутренних авиарейсах врачи
Ольга Седурина
PROPerm
В авиации не место романтике. Кого перевозит санавиация и как принимается решение о вылете в непогоду
Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Ради "Роскосмоса" взяли на земле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer