Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны


21 сентября 2020 года Алексей Рамм, Роман Крецул, Известия


Впервые в своей новейшей истории Россия не отвечает на вызовы в сфере военных технологий, а сама обладает системами, многократно превосходящими любые существующие виды оружия. Об этом президент Владимир Путин заявил в ходе беседы с легендарным ракетостроителем Гербертом Ефремовым, состоявшейся 19 сентября. За десятилетия сложнейшей работы российские конструкторы создали новый вид стратегического оружия, надежной защиты от которого сейчас не существует — системы «Авангард» с гиперзвуковым блоком. Проект стал реализаций идей конструктора Герберта Ефремова, вклад которого в оборону страны глава государства отметил высшей наградой — орденом Андрея Первозванного.

Как лучшим полководцам

19 сентября президент подписал указ о награждении высшим знаком отличия Российской Федерации — орденом Святого Андрея Первозванного. Кавалером главной государственной награды стал легендарный конструктор ракетного вооружения Герберт Ефремов. Он участвовал в создании противокорабельных ракетных комплексов «Прогресс», «Малахит», «Вулкан», «Базальт», «Аметист», «Гранит» и «Оникс», морской крылатой ракеты «Яхонт». А также — межконтинентальных баллистических ракет УР-100, автоматических космических станций серии «Алмаз», ракеты-носителя «Стрела», малых космических аппаратов «Кондор-Э» и «Руслан».

Однако главная его работа на сегодняшний день, которая и была отмечена высшим орденом — система «Авангард» с маневрирующим гиперзвуковым блоком, двигающимся со скоростью в 27 раз выше звуковой.

В беседе с Гербертом Ефремовым глава государства напомнил, как долго Россия шла к созданию уникального оружия и какие обстоятельства этому предшествовали. В 2002 году США вышли из договора по ПРО, и стратегическая безопасность нашей страны оказалась под угрозой. Попытки Москвы заключить новые договоренности ни к чему не привели. В результате в 2004-м начались масштабные работы по реализации идей, сформулированных Гербертом Ефремовым. Они увенчались финальным испытательным пуском «Авангарда» в декабре 2018 года. А в прошлом декабре на боевое дежурство заступил первый полк, оснащенный новой системой.

— Вы не просто стояли у истоков этой технологической идеи, а именно вы являетесь ее автором, — подчеркнул президент. — В современных условиях для нашей страны воплощение вашей идеи, без всякого сомнения, сопоставимо с реализацией Советским Союзом ядерного и ракетного проектов, которые осуществили выдающиеся советские ученые Курчатов и Королёв. Сегодня для нас это то же самое, ваша работа.

Орден, которым президентским указом награжден Герберт Ефремов, вручается за отличие в боевых действиях. И неслучайно, подчеркнул глава государства — оружейники, от генконструктора до рабочего, так же как и военнослужащие, стоят на страже Отечества, а их работа сродни подвигу.

История героя

Герберт Александрович Ефремов родился в 1933 году в селе Малое Заречье Вологодской области. После окончания в 1956 году Ленинградского военно-механического института был распределен в КБ В.Н. Челомея (ныне АО ВПК «НПО Машиностроения»), где трудится до сих пор. На этом предприятии он занимал должности начальника конструкторского бюро, генерального конструктора и генерального директора. С 2007 года — почетный генеральный директор, почетный генеральный конструктор. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук. Герой Социалистического Труда (1963), Герой Труда РФ (2017).

В 2017 году легендарный конструктор в интервью «Известиям» рассказал, насколько сложные задачи приходится решать сегодня создателям управляемых гиперзвуковых аппаратов. По словам Герберта Ефремова, другие страны даже близко не подошли к уровню, достигнутому российскими разработчиками. «Пусть ребята работают, — сказал Герберт Александрович о конструкторах США и Китая. — За 65 лет ничего у них толком так и не сделано. На скоростях от 4,5 до 6 Махов нет ни одного реально сделанного ГЗЛА».

Отметив Герберта Ефремова высшей государственной наградой, его фактически уравняли с самыми выдающимися полководцами, считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— «Авангард» стоит особняком от всех современных систем вооружения. Это оружие опередило свое время на 15–20 лет, — рассказал он «Известиям». — Американцы сейчас еле-еле пытаются приблизиться хотя бы на некоторых направлениях. Создание гиперзвуковой стратегической системы, которая может за считанные минуты достичь любой точки планеты, и против которой бессильна любая ПРО, дает громадные преимущества, которые обнуляют любые попытки разговаривать с нами с позиции силы.

Дорога «Авангарда»

«Авангард» — это изделие с удивительной и сложной судьбой. Работы по гиперзвуковому летательному аппарату (ГЗЛА) стартовали еще в Советском Союзе и продолжались более 30 лет. За это время он несколько раз менял свое название: «Альбатрос», затем «изделие 4202» и, наконец, «Авангард». В конце 1980-х годов проект был закрыт. Тогда военные и руководство оборонно-промышленного комплекса посчитали — на техническом уровне того времени создать гиперзвуковой аппарат с такими уникальными параметрами невозможно. Но позже разработчики доказали, что их изделие — не фантастика, а вполне работоспособный боевой комплекс. А в 2014-м году разработчикам пришлось в рамках импортозамещения полностью переработать проект.

В марте 1983 года президент США Дональд Рейган объявил о начале программы Стратегической оборонной инициативы. Ее цель — создание непробиваемой противоракетной обороны для борьбы с советскими межконтинентальными баллистическими ракетами. В ответ советский оборонно-промышленный комплекс разработал несколько вариантов ракет и боеголовок — боевых блоков, неуязвимых для американской ПРО.

Но самый оригинальный проект предложило НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Ракета вместо привычного боевого блока несла гиперзвуковой летательный аппарат. При подлете к цели ГЗЛА на линии Кармана (высота над уровнем моря, условно принятая как граница между атмосферой Земли и космосом) выполнял сложнейший маневр. Благодаря такому решению аппарат не только поражал цель с особой точностью, но и становился неуязвимым для ПРО.

Проект получил название «Альбатрос» и 9 февраля 1987 года постановлением Совета министров СССР № 173-45 работы по нему были открыты. Главным конструктором изделия в НПО машиностроения назначили Герберта Ефремова. На создание «Альбатроса» отводилось всего шесть лет. В 1991-м должны были начаться летные испытания, а в 1993 году — выпуск первых серийных ГЗЛА. Но в 1989-м Минобороны свернуло работы, посчитав, что «проект не реализуем».

Но разработчики гиперзвукового аппарата не сдавались. И 28 февраля 1990 года с Капустина Яра состоялся первый пуск ГЗЛА. С этого момента проект получил индекс — «изделие 4202». Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в 1990-х годах НПО машиностроения продолжало работы. 18 февраля 2004 года в рамках масштабных учений стратегических войск прошли уже первые учебно-боевые испытания гиперзвукового аппарата.

Бывший в то время начальником Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.

— А значит, имеет возможность обходить региональные группировки противоракетной обороны, что сводит на нет эффективность создаваемой сейчас на Западе и уже широко разрекламированной системы ПРО, — отметил тогда глава российского Генштаба.

Серьезный удар по «программе 4202» нанес начавшийся в 2014 году кризис на Украине. В кооперации по ГЗЛА входило несколько украинских предприятий — в том числе и харьковский «Хартрон». Последний отвечал за разработку системы управления гиперзвукового аппарата. По решению президента Украины Петра Порошенко сотрудничество с Россией по военным программам было заморожено. Одной из первых была свернута совместная работа «Хартрона» и НПО машиностроения.

В результате российская сторона вынуждена была в сжатые сроки провести программу импортозамещения. Но сразу перейти на отечественную «начинку» не удалось. В 2015 году оба пуска гиперзвуковых аппаратов прошли неудачно. Только осенью 2016-го года полностью обновленный ГЗЛА с российскими комплектующими вышел на государственные испытания. И уже 25 октября изделие, запущенное со стартовой площадки в Домбаровске, успешно поразило цель на полигоне Кура на Камчатке. Тогда же проект официально сменил свое название с «изделия 4202» на «Авангард».

Весной 2018 года Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию официально заявил о том, что «Авангард» в ближайшее время будет принят на вооружение российских стратегических сил. 30 декабря того же года в присутствии главы России и министра обороны состоялся финальный пуск ГЗЛА в рамках государственных испытаний.

Высшая награда

Орден Святого апостола Андрея Первозванного можно назвать самым первым в России по времени учреждения. Он был введен указом Петра I в 1698 году. Первым его кавалером стал дипломат Федор Головин, вторым — гетман Иван Мазепа (лишен награды в 1708 году). Сам Петр получил орден шестым — за захват двух шведских кораблей в устье Невы. Одновременно могло быть не больше 24 кавалеров ордена, из них российских подданных — не более 12. До 1917 года высший орден Российской Империи получили около тысячи человек.

Современный орден Андрея Первозванного учрежден президентом РФ Борисом Ельциным в 1998 году. Сейчас это высшая государственная награда Российской Федерации. По статусу награды ее вручают выдающимся государственным и общественным деятелям и другим российским гражданам «за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России». Кроме того, орден может быть вручен главам и председателям правительств зарубежных государств «за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией». Согласно указу об учреждении ордена, «награжденным за отличия в боевых действиях вручаются знак и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами».

Указы о награждении орденом Андрея Первозванного за военные заслуги или за достижения в области обороны ни разу не публиковались. Единственным известным кавалером награды стал глава Минобороны Сергей Шойгу. Но официально об указе о его награждении также не сообщалось. Впервые СМИ о награждении узнали на параде 9 мая 2014 года, когда министр выехал на Красную площадь с орденом на парадном кителе.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer