Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны


21 сентября 2020 года Алексей Рамм, Роман Крецул, Известия


Впервые в своей новейшей истории Россия не отвечает на вызовы в сфере военных технологий, а сама обладает системами, многократно превосходящими любые существующие виды оружия. Об этом президент Владимир Путин заявил в ходе беседы с легендарным ракетостроителем Гербертом Ефремовым, состоявшейся 19 сентября. За десятилетия сложнейшей работы российские конструкторы создали новый вид стратегического оружия, надежной защиты от которого сейчас не существует — системы «Авангард» с гиперзвуковым блоком. Проект стал реализаций идей конструктора Герберта Ефремова, вклад которого в оборону страны глава государства отметил высшей наградой — орденом Андрея Первозванного.

Как лучшим полководцам

19 сентября президент подписал указ о награждении высшим знаком отличия Российской Федерации — орденом Святого Андрея Первозванного. Кавалером главной государственной награды стал легендарный конструктор ракетного вооружения Герберт Ефремов. Он участвовал в создании противокорабельных ракетных комплексов «Прогресс», «Малахит», «Вулкан», «Базальт», «Аметист», «Гранит» и «Оникс», морской крылатой ракеты «Яхонт». А также — межконтинентальных баллистических ракет УР-100, автоматических космических станций серии «Алмаз», ракеты-носителя «Стрела», малых космических аппаратов «Кондор-Э» и «Руслан».

Однако главная его работа на сегодняшний день, которая и была отмечена высшим орденом — система «Авангард» с маневрирующим гиперзвуковым блоком, двигающимся со скоростью в 27 раз выше звуковой.

В беседе с Гербертом Ефремовым глава государства напомнил, как долго Россия шла к созданию уникального оружия и какие обстоятельства этому предшествовали. В 2002 году США вышли из договора по ПРО, и стратегическая безопасность нашей страны оказалась под угрозой. Попытки Москвы заключить новые договоренности ни к чему не привели. В результате в 2004-м начались масштабные работы по реализации идей, сформулированных Гербертом Ефремовым. Они увенчались финальным испытательным пуском «Авангарда» в декабре 2018 года. А в прошлом декабре на боевое дежурство заступил первый полк, оснащенный новой системой.

— Вы не просто стояли у истоков этой технологической идеи, а именно вы являетесь ее автором, — подчеркнул президент. — В современных условиях для нашей страны воплощение вашей идеи, без всякого сомнения, сопоставимо с реализацией Советским Союзом ядерного и ракетного проектов, которые осуществили выдающиеся советские ученые Курчатов и Королёв. Сегодня для нас это то же самое, ваша работа.

Орден, которым президентским указом награжден Герберт Ефремов, вручается за отличие в боевых действиях. И неслучайно, подчеркнул глава государства — оружейники, от генконструктора до рабочего, так же как и военнослужащие, стоят на страже Отечества, а их работа сродни подвигу.

История героя

Герберт Александрович Ефремов родился в 1933 году в селе Малое Заречье Вологодской области. После окончания в 1956 году Ленинградского военно-механического института был распределен в КБ В.Н. Челомея (ныне АО ВПК «НПО Машиностроения»), где трудится до сих пор. На этом предприятии он занимал должности начальника конструкторского бюро, генерального конструктора и генерального директора. С 2007 года — почетный генеральный директор, почетный генеральный конструктор. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат технических наук. Герой Социалистического Труда (1963), Герой Труда РФ (2017).

В 2017 году легендарный конструктор в интервью «Известиям» рассказал, насколько сложные задачи приходится решать сегодня создателям управляемых гиперзвуковых аппаратов. По словам Герберта Ефремова, другие страны даже близко не подошли к уровню, достигнутому российскими разработчиками. «Пусть ребята работают, — сказал Герберт Александрович о конструкторах США и Китая. — За 65 лет ничего у них толком так и не сделано. На скоростях от 4,5 до 6 Махов нет ни одного реально сделанного ГЗЛА».

Отметив Герберта Ефремова высшей государственной наградой, его фактически уравняли с самыми выдающимися полководцами, считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— «Авангард» стоит особняком от всех современных систем вооружения. Это оружие опередило свое время на 15–20 лет, — рассказал он «Известиям». — Американцы сейчас еле-еле пытаются приблизиться хотя бы на некоторых направлениях. Создание гиперзвуковой стратегической системы, которая может за считанные минуты достичь любой точки планеты, и против которой бессильна любая ПРО, дает громадные преимущества, которые обнуляют любые попытки разговаривать с нами с позиции силы.

Дорога «Авангарда»

«Авангард» — это изделие с удивительной и сложной судьбой. Работы по гиперзвуковому летательному аппарату (ГЗЛА) стартовали еще в Советском Союзе и продолжались более 30 лет. За это время он несколько раз менял свое название: «Альбатрос», затем «изделие 4202» и, наконец, «Авангард». В конце 1980-х годов проект был закрыт. Тогда военные и руководство оборонно-промышленного комплекса посчитали — на техническом уровне того времени создать гиперзвуковой аппарат с такими уникальными параметрами невозможно. Но позже разработчики доказали, что их изделие — не фантастика, а вполне работоспособный боевой комплекс. А в 2014-м году разработчикам пришлось в рамках импортозамещения полностью переработать проект.

В марте 1983 года президент США Дональд Рейган объявил о начале программы Стратегической оборонной инициативы. Ее цель — создание непробиваемой противоракетной обороны для борьбы с советскими межконтинентальными баллистическими ракетами. В ответ советский оборонно-промышленный комплекс разработал несколько вариантов ракет и боеголовок — боевых блоков, неуязвимых для американской ПРО.

Но самый оригинальный проект предложило НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Ракета вместо привычного боевого блока несла гиперзвуковой летательный аппарат. При подлете к цели ГЗЛА на линии Кармана (высота над уровнем моря, условно принятая как граница между атмосферой Земли и космосом) выполнял сложнейший маневр. Благодаря такому решению аппарат не только поражал цель с особой точностью, но и становился неуязвимым для ПРО.

Проект получил название «Альбатрос» и 9 февраля 1987 года постановлением Совета министров СССР № 173-45 работы по нему были открыты. Главным конструктором изделия в НПО машиностроения назначили Герберта Ефремова. На создание «Альбатроса» отводилось всего шесть лет. В 1991-м должны были начаться летные испытания, а в 1993 году — выпуск первых серийных ГЗЛА. Но в 1989-м Минобороны свернуло работы, посчитав, что «проект не реализуем».

Но разработчики гиперзвукового аппарата не сдавались. И 28 февраля 1990 года с Капустина Яра состоялся первый пуск ГЗЛА. С этого момента проект получил индекс — «изделие 4202». Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в 1990-х годах НПО машиностроения продолжало работы. 18 февраля 2004 года в рамках масштабных учений стратегических войск прошли уже первые учебно-боевые испытания гиперзвукового аппарата.

Бывший в то время начальником Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский заявил, что в ходе тренировки был испытан космический аппарат, который способен лететь с гиперзвуковой скоростью, совершая при этом маневры как по курсу, так и по высоте.

— А значит, имеет возможность обходить региональные группировки противоракетной обороны, что сводит на нет эффективность создаваемой сейчас на Западе и уже широко разрекламированной системы ПРО, — отметил тогда глава российского Генштаба.

Серьезный удар по «программе 4202» нанес начавшийся в 2014 году кризис на Украине. В кооперации по ГЗЛА входило несколько украинских предприятий — в том числе и харьковский «Хартрон». Последний отвечал за разработку системы управления гиперзвукового аппарата. По решению президента Украины Петра Порошенко сотрудничество с Россией по военным программам было заморожено. Одной из первых была свернута совместная работа «Хартрона» и НПО машиностроения.

В результате российская сторона вынуждена была в сжатые сроки провести программу импортозамещения. Но сразу перейти на отечественную «начинку» не удалось. В 2015 году оба пуска гиперзвуковых аппаратов прошли неудачно. Только осенью 2016-го года полностью обновленный ГЗЛА с российскими комплектующими вышел на государственные испытания. И уже 25 октября изделие, запущенное со стартовой площадки в Домбаровске, успешно поразило цель на полигоне Кура на Камчатке. Тогда же проект официально сменил свое название с «изделия 4202» на «Авангард».

Весной 2018 года Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию официально заявил о том, что «Авангард» в ближайшее время будет принят на вооружение российских стратегических сил. 30 декабря того же года в присутствии главы России и министра обороны состоялся финальный пуск ГЗЛА в рамках государственных испытаний.

Высшая награда

Орден Святого апостола Андрея Первозванного можно назвать самым первым в России по времени учреждения. Он был введен указом Петра I в 1698 году. Первым его кавалером стал дипломат Федор Головин, вторым — гетман Иван Мазепа (лишен награды в 1708 году). Сам Петр получил орден шестым — за захват двух шведских кораблей в устье Невы. Одновременно могло быть не больше 24 кавалеров ордена, из них российских подданных — не более 12. До 1917 года высший орден Российской Империи получили около тысячи человек.

Современный орден Андрея Первозванного учрежден президентом РФ Борисом Ельциным в 1998 году. Сейчас это высшая государственная награда Российской Федерации. По статусу награды ее вручают выдающимся государственным и общественным деятелям и другим российским гражданам «за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России». Кроме того, орден может быть вручен главам и председателям правительств зарубежных государств «за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией». Согласно указу об учреждении ордена, «награжденным за отличия в боевых действиях вручаются знак и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного с мечами».

Указы о награждении орденом Андрея Первозванного за военные заслуги или за достижения в области обороны ни разу не публиковались. Единственным известным кавалером награды стал глава Минобороны Сергей Шойгу. Но официально об указе о его награждении также не сообщалось. Впервые СМИ о награждении узнали на параде 9 мая 2014 года, когда министр выехал на Красную площадь с орденом на парадном кителе.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Александр Тимохин
Взгляд
Новый бомбардировщик будет иметь особое значение для России
Оксана Белкина
Известия
Дракон атакует: чего китайцы хотят от «Мотор Сич»
Сергей Вальченко
MK.ru
Авиаэксперты похвалили диспетчеров, «разруливших» ситуацию с самолетом-разведчиком НАТО

Москва FM
Появились подробности инцидента с самолетом S7
Антон Лавров, Ирина Цырулева, Андрей Федоров, Максим Талавринов
Известия
Шпион по найму: кому принадлежал едва не столкнувшийся с лайнером "Аэрофлота" самолет
Наталия Быкадорова
Известия
Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней

De facto
Эксперт: окупаемость нового терминала аэропорта Воронежа составит 5-7 лет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Проект "Звено": как создавали летающий авианосец, объединяя бомбардировщик с истребителями



Анастасия Львова
Ведомости
Минтранс отказался от идеи проверять QR-коды при продаже авиабилетов
Елена Лексина, Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Россия получит авиационное преимущество над ЕС и США
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Лайнер 737 MAX оказался слабым местом авиакорпорации Boeing
Михаил Котов
ТАСС
Грозит ли SpaceX банкротство из-за двигателей Raptor
Максим Талавринов
Известия
Путь разобщения: "Аэрофлот" отменил свыше тысячи рейсов в обход Москвы
Сергей Вальченко
MK.ru
Украине предсказали последствия рассмотрения в ИКАО дела крушения MH17
Дмитрий Барбаш
МИР 24
"Адский" досмотр в Египте: российские туристы жалуются на гигантские очереди в аэропортах
Елена Сахнова, Иван Постевой
Forbes
От "зеленого" винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации
Артём Кореняко, Наталия Анисимова
РБК
В S7 объяснили приказ о введении QR-кодов для членов экипажа
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Только для членов QR-кода
Алексей Стейнерт
Газета.ru
Наследницы "Ночных Ведьм". Кто в России готовит женщин-пилотов для ВКС

ТАСС
Модернизированные МиГ-31 обеспечат безопасность Северного морского пути

Ростех
Лед, птицы и пепел: как испытывают двигатели для самолетов
Александр Тимохин
Взгляд
Судьба единственного российского авианосца зависит от роботов
Тимур Латыпов
Бизнес ONLINE
"Идет война, хотя друг другу улыбаются": что стоит за переменами в "Вертолетах России"
Илья Словесный
Деловой Петербург
Бронь на убытки перевозчики потеряют до половины выручки из-за QR-кодов
Ольга Коленцова
Известия
Смена "Пирса": зачем на МКС понадобился еще один модуль
Максим Талавринов
Известия
Кнопка разбора: Росавиация связала ошибки пилотов с недостатками кабин самолетов
Александр Саргин
Аргументы Недели
Что распыляют самолеты над нашими городами?

Москва FM
"Аэрофлот" увеличит топливный сбор

ren.tv
Почему в Египте образовались часовые очереди при вылете россиян
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
Длинная рука России

Еврорадио
“Это не санкции, а подарок!”: что будет с "Белавиа", если у неё заберут самолёты
Михаил Котов
ТАСС
Женские лица китайской космонавтики: кого КНР отправляет в космос
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Вертолетный пролет
Михаил Большаков
Взгляд
Кто станет первым покупателем нового российского истребителя
Иван Ткачёв
РБК
В топ-10 получателей секретного экспорта из России вошли шесть стран НАТО

Ростех
Танкеры в небе: история и развитие самолетов-заправщиков
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/16/11/2021/618bdcb59a7947a8e1f12a8f
РБК
Минтранс отказал "Аэрофлоту" в субсидиях на маршруты из Красноярска
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров

Ростех
"Шах и мат": чем удивил новый российский истребитель

Ростех
Пожарная эскадрилья готовится к взлету
Мария Амирджанян, Мария Бородаевская
ТАСС
Эксперты: введение QR-кодов не создаст серьезных затруднений для пассажиров
Елена Иванова
КоммерсантЪ
Aurus поднимется в небо
Иван Носатов
Москва 24
"Предъявить нечего". За что Евросоюз пытается наказать российскую авиакомпанию
Максим Ходыкин, Наталия Портякова, Максим Талавринов
Известия
Запретный борт: что стоит за сообщениями о санкциях против "Аэрофлота"
Максим Талавринов, Вера Кузьмина
Известия
Летное время: в РФ обсуждают новые наказания за задержки авиарейсов
Рафаэль Фахрутдинов
Взгляд
Авиаэксперт рассказал об ответе России на вероятные санкции ЕС против "Аэрофлота"
Евгения Желудкова
Национальная служба новостей
"Россию не облетишь": К чему приведут санкции ЕС против "Аэрофлота"
Валерия Покидова
ФедералПресс
Как санкции против "Аэрофлота" скажутся на перелетах россиян

Business FM
"Аэрофлот" опроверг информацию о причастности к массовой перевозке мигрантов и пригрозил судом в ответ на обвинения
Сергей Гурьянов
Известия
Лечь на крыло: как пандемия подкосила санавиацию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer