Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Недолет на 120 миллиардов


2 сентября 2020 года Тимофей Дзядко, РБК


Операционный убыток крупнейших российских авиакомпаний в первом полугодии 2020 года составил 121 млрд руб. Основные причины — снижение объема перевозок из-за коронавируса и рост курса валют, к которым привязаны лизинговые платежи

35 крупнейших российских пассажирских авиакомпаний, на которые приходится более 99% перелетов, по итогам первого полугодия 2020 года получили убыток от продаж (операционный убыток) в размере 121 млрд руб. Об этом РБК сообщил Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в которую входят крупнейшие российские авиаперевозчики.

По словам Шокурова, сумма подсчитана на основе статистической отчетности компаний. Ранее АЭВТ прогнозировала, что потери российских авиакомпаний за первое полугодие составят 70 млрд руб.

Только у «Аэрофлота», на который приходится 42% российского авиарынка по количеству перевезенных пассажиров, убыток от продаж в январе—июне 2020 года составил 70,33 млрд руб., следует из отчета компании по РСБУ. Ее основной конкурент, авиакомпания S7 (15,6% рынка), не раскрывает финансовые показатели за квартал. Но основной владелец и председатель совета директоров S7 Group Владислав Филев в апреле пожаловался в интервью «Коммерсанту», что у компании не осталось ни одного направления, которое приносило бы прибыль.

Из-за чего компании получили убытки

Основные причины убытков — снижение объема перевозок на фоне пандемии и рост курса валют, к которым привязан лизинг самолетов, а также увеличение цен на керосин. «АЭВТ обладает полной картиной по отрасли, у нас нет оснований не согласиться с их оценкой, — сказала РБК пресс-секретарь S7 Group Надежда Горева. — Авиакомпании действительно накопили большие убытки за первое полугодие, а в условиях закрытых границ и высокой конкуренции на внутреннем рынке даже летний сезон не позволил нам заработать».

По итогам первого полугодия 2020 года российские и иностранные авиакомпании перевезли 30,7 млн пассажиров в России, что вдвое меньше, чем было годом ранее (66,2 млн человек). Основное падение пришлось на второй квартал, когда были прекращены полеты за рубеж и сильно сокращены внутрироссийские перевозки — число пассажиров снизилось с 38,1 млн (из них половина летела в другие страны) до 4,6 млн.

У «Аэрофлота» падение было еще сильнее — с 15,4 млн до 1,7 млн пассажиров. «Во втором квартале 2020 года, прежде всего в апреле и мае, большая часть флота группы «Аэрофлот» была остановлена на фоне карантинных ограничений, а воздушные суда, которые поднимались в небо, значительно снизили суточный налет», — отмечал заместитель гендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. «В условиях почти полного отсутствия доходов от пассажирских перевозок потребовались нестандартные решения», — добавил топ-менеджер. «Аэрофлот» переориентировал несколько пассажирских самолетов под грузовые перевозки, это принесло группе выручку в 12,28 млрд руб. (на 40,6% больше, чем годом ранее). Общая выручка группы в первом полугодии сократилась вдвое — с 311,44 млрд до 149,35 млрд руб.

Какой прогноз на весь 2020 год

По итогам 2020 года убытки от продаж российских пассажирских авиакомпаний могут вырасти до 200–250 млрд руб., сообщил РБК Шокуров. Это связано с тем, что высокий сезон в этому году был коротким. Непонятно, как поведут себя потребители из-за снижения доходов, а также неопределенности с полноценным возобновлением полетов за рубеж, к тому же четвертый квартал традиционно убыточный для авиакомпаний.

Ожидается, что во втором полугодии убытки будут больше, чем в первом, так как первые месяцы 2020 года отрасль работала в штатном режиме, не под влиянием эпидемии COVID-12, передал РБК через представителя старший эксперт по авиации консалтинговой компании Bain & Company Сергей Зайцев. В итоге убыток российских авиакомпаний в 2020 году может составить 270–330 млрд руб., констатировал он. Горева также считает, что результаты за весь 2020 год будут еще хуже, чем за первое полугодие, но свою оценку не представила.

По прогнозу Bain, в декабре внутренние перевозки могут восстановиться до 65–75% от уровня 2019 года, а при полетах за рубеж авиакомпании уже почти полностью пропустили прибыльный летний сезон, и даже если международное авиасообщение откроется в ближайшее время, они не смогут получить значительные объемы прибыли от этих рейсов до конца года, отметил Зайцев.

По итогам 2020 года количество пассажиров сократится более чем в два раза — с 128 млн до 60 млн человек, сообщил в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его оценке, рынок просядет на один-два года, но в 2022–2023 годах восстановится. «Сейчас российская авиация растет темпом 9–10% [в год], но это все равно в два раза больше, чем мировой [темп]», — указал он.

Как правительство поддерживает авиакомпании

Перевозчикам, потерявшим пассажиров из-за коронавируса, полагаются компенсации, они были утверждены правительством в мае 2020 года. Субсидии на общую сумму 23,4 млрд руб. выделялись из расчета потерь перевозчиков за шесть месяцев — с февраля, когда начало сокращаться число рейсов из-за пандемии, до конца июля 2020 года. Но до сих пор из этой суммы не были израсходованы 7 млрд руб., поэтому Росавиация предложила правительству продлить действие программы еще на два месяца, до конца сентября, а также увеличить компенсации в пересчете на каждого потерянного пассажира с утвержденных ранее 365 руб. до 840 руб., сохранив общий размер субсидий. «Мы очень ждем продления этой программы субсидирования авиакомпаний. Это помогло бы нам в низкий сезон», — говорит Горева.

Также авиакомпании получают не связанные с коронавирусом субсидии: для полетов из европейской части России на Дальний Восток, в Крым и Калининград (в 2020 году было выделено 5,8 млрд руб.). Также субсидируются рейсы между регионами без промежуточной посадки в Москве (на эти цели заложено 8,3 млрд руб.). В период пандемии перевозчики были вынуждены переориентировать международные емкости на внутренний рынок, а бюджеты основных программ субсидирования остались неизменными, утверждает Горева. «Нам кажется правильным со следующего года увеличить объемы программ на 30–50% с целью переориентирования трафика», — указывает она. Данное обращение в Минтранс пока не поступало, сообщил РБК представитель ведомства.

В конце июля премьер Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении еще 3 млрд руб. на авиаперевозки между регионами, но для этого авиакомпании должны эксплуатировать самолеты российского производства, выпущенные после 2009 года. Эти деньги позволят перевезти дополнительно не менее 450 тыс. пассажиров, говорится в распоряжении.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer