Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже


4 сентября 2020 года Игорь Елков, Российская газета


Истребитель на фестивальной площадке как нельзя "в тему". В буквальном смысле: тема фестиваля "75 лет - окончание войны". Самолет с нотами на фюзеляже визуально отсылает зрителей к культовому фильму "В бой идут одни "старики".

На Ла-5 летал и знаменитый советский ас Иван Кожедуб, 100-летие которого мы отметили в этом году.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никтович Кожедуб признан самым результативным пилотом антигитлеровской коалиции. На истребителях Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 он сбил 62 вражеских самолета и два американских, которые навязали ему воздушный бой. Американцы плохо знали матчасть и атаковали "Лавочкин" Кожедуба, считая, что охотятся за германским "Фокке-Вульф". Атаки американских истребителей на Ла-5, на которых летали не только советские летчики, но и дружественные нам чехи и словаки, зафиксированы неоднократно. И часто завершались трагически. Сами американцы такие ошибки называют "дружественным огнем". Кожедуб дал отпор.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН, построенном на средства пчеловода Василия Викторовича Конева. Летчик и пчеловод встречались и переписывались. Василий Викторович очень хотел породниться с великим летчиком, весьма настойчиво пытаясь познакомить со своей племянницей. Не сложилось.

Интересная деталь: Кожедуб знал конструкторов и своего самолета, и его пушек. В мае 1945 года он побывал в КБ Семена Алексеевича Лавочкина, познакомился с конструктором.

Кожедуб лично был знаком и с Борисом Шпитальным, который совместно с оружейником Владимировым создали 20-мм пушку ШВАК. Именно из нее Иван Кожедуб сбил все вражеские самолеты. На Ла-5 стояли две такие пушки с темпом стрельбы 550-750 выстрелов в минуту.

Что касается "поющей эскадрильи", которая летала на Ла-5, то вот что раскопали эксперты по просьбе организаторов "Спасской башни":

"Леонид Быков писал сценарий фильма, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, "поющая" эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку и была вооружена Ла-5. "Поющей" эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены оркестром Леонида Утесова. За мужество и героизм 11 из 14 летчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза. На освобожденных территориях хор давал концерты, которые пользовались огромной популярностью. В 1944 году в Краматорске на один из таких концертов побывал Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили летчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора. Но, у него не получилось найти именно Ла-5. На сьемках фильма для придания схожести с истребителем Ла-5 фюзеляж Як-18П загрузили... бетонными блоками. Бывшие фронтовики помогли приспособить спортивные машины для наземных сьемок и крупных планов. Например, у наших Як-18П было три стойки шасси, третья - носовая. У истребителя Ла-5 - две стойки и маленькое колесо на хвосте. Поэтому у Яка носовое шасси убрали, вместо него приварили колесо на хвосте. А чтобы самолет не опрокидывался вперед, в заднюю часть фюзеляжа положили противовес - бетонные блоки. И машина прекрасно рулила.

Для наземных съемок задействовали четыре Як-18П - они "играли" наши Ла-5, два летающих Z-326 - "мессершмитты", и еще два "зета" использовали для наземных сьемок - один с драконом на борту, а второй - старый, списанный, который Москва разрешила нам сжечь. Поэтому и взяли Ла-5, а не другой самолет".

Остается добавить, что Z-226 "Trener" - это учебно-тренировочный самолет, разработанный в Чехословакии в 1953 году. Удачная модель, но на Ме-109 он походил не больше, чем Як-18 на легендарный Ла-5. То есть довольно отдаленно, и образ был рассчитан на восприятие людей, далеких от авиации. Поэтому для настоящих ценителей на фестивале будет именно копия истребителя конструкции Семена Алексеевича Лавочкина.

Интересные факты о Ла-5

- Знаменитый полк "Нормандия - Неман" переучивался в Иваново. Французы учились летать на истребителях "Як", но их командир Луи Дельфино совершил один полет на "Лавочкине". Истребитель ему очень понравился, он просил дать им Ла-5, а не Як-1. Командование не удовлетворило просьбу, в итоге французы воевали сначала на Як-1, а затем на Як-9 и на Як-3. На которых после войны перелетели во Францию: СССР подарил им эти самолеты.

- Ла-5 в конце войны применяли в качестве штурмовиков и даже легких бомбардировщиков. Из-за нехватки авиабомб небольшого калибра (50 кг) с самолета иногда сбрасывали импровизированные бомбы, переделанные из 152-мм артиллерийских снарядов.

- В августе 1945 года "чистый" Ла-5 считался уже морально устаревшим, ему на смену пришли более совершенные Ла-5ФН и Ла-7. Тем не менее, по меньшей мере два авиаполка ПВО на "пятерках" участвовали в войне с Японией в августе 1945 года. Базировались на аэродроме Улан-Удэ. Достойного противника у них не было.

- Как и у любого истребителя, у "Лавочкина" были сильные и слабые стороны. К экзотическим недостаткам, от которых конструкторы долго не могли избавить пилотов, была плохая вентиляция кабины. Из-за чего в ней было очень жарко: в буквальном смысле слова.

- Знаменитый Алексей Маресьев был сбит 5 апреля 1942 года на истребителе Як-1. После ампутации ног летчик восстановился и через 15 месяцев вернулся на фронт. Продолжил войну Маресьев на истребителях Ла-5. Уже на второй день Курской битвы Алексей Маресьев совершил первый боевой вылет на протезах, сбив бомбардировщик Ju-87. А затем сбил еще шесть семь самолетов противника, став Героем Советского Союза.

- Весной 1943 года Ла-5 получил на вооружение гвардейский истребительный полк, которым командовал Василий Сталин.

- Истребители "Лавочкина" (Ла-5ФН, Ла-7 и двухместный учебный вариант Ла-5УТИ) стояли на вооружении ВВС Чехословакии. Там их переименовали в S-95, CS-95 и S-97 и летали они до 1948 года, то есть дольше, чем в СССР.

- С 1942 по 1944 годы было произведено 9920 "Лавочкиных" всех модификаций. Их собирали на четырех авиационных заводах: в Горьком, в Ярославле, в Улан-Удэ и в Тбилиси.

- Немецкие летчики-истребители, впервые встретившись в бою с Ла-5, не знали, что это за самолет и как он называется. В их боевых донесениях фигурирует название "новая крыса". По аналогии с неформальным названием И-16, который еще с боев в небе Испании они называли "Рата" ("Крыса"). Но крысиные аналогии не прижились, пилоты люфтваффе называли в дальнейшем наш Ла-5 без фантазии и выдумки: "Ла-фюнф".

- За создание самолета Ла-5 Семен Лавочкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии во второй раз.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Петр Лихоманов
Российская газета
Не дотянули…
Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки
Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело



Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19
Егор Левин
ТРК "Звезда"
На недосягаемой высоте: как маршал Пстыго написал историю советской штурмовой авиации
Тимофей Дзядко
РБК
"Победа" претендует на каждого третьего

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer