Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг


6 сентября 2020 года Ольга Коленцова, Известия


В России создадут сеть центров, откуда будут запускать беспилотники в небо и следить за ними. Проект одобрен рабочей группой «Аэронет» Национальной технологической инициативы. Предполагается, что вызвать БПЛА (например, для доставки товара или аэросъемки) можно будет через мобильное приложение, в нем же заказчик станет получать данные о передвижении дрона. По сути, это будет беспилотный воздушный каршеринг. Проект сейчас отрабатывается в Сургуте, за полтора года планируется создать три таких центра за 50 млн рублей, по всей стране они могут появиться в течение 5–6 лет. По словам экспертов, идея хотя и перспективная, но при ее реализации придется столкнуться со множеством сложностей — речь в том числе о законодательных ограничениях и безопасности.

Через приложение

Сегодня беспилотники нашли применение в самых разных областях — доставка грузов, разведка местности, мониторинг проведения различных работ, съемки с высоты. Однако цена аппаратов зачастую «кусается» — позволить их себе может не каждый. Если же использовать дроны нерегулярно, приобретать свой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) смысла не имеет.

Российские инженеры представили проект, цель которого заключается в том, чтобы каждый житель России смог воспользоваться услугами беспилотника. Суть заключается в создании сети сервисно-логистических центров.

— Логистический центр будет состоять из взлетно-посадочной площадки площадью 0,5–1 Га и здания с помещениями для выполнения регламентных работ и для расположения локального дата-центра, — рассказал технический директор и главный конструктор разработчика проекта «Птеро» Амир Валиев. — Фактически на общей площади помещений около 100 кв. м можно за день выполнять регламентные работы не менее чем для пяти летательных аппаратов и содержать соответствующий персонал. Стандартные сервисные операции (проверка и при необходимости замена узлов и агрегатов, эксплуатируемых по ресурсу и по состоянию) могут выполняться на площадке для взлета и посадки.

Для Сети разработают мобильное приложение, в котором можно будет заказывать и обрабатывать услуги вызова беспилотников, отслеживать их местонахождение, получать сообщения о завершении действий беспилотного воздушного судна. По сути, речь идет о создании центра воздушного каршеринга.

Пилотный проект уже реализуется в Сургуте (ХМАО), пояснили разработчики. На развертывание логистического центра уходит примерно полгода. Таким образом, за полтора года планируется создать три ЛЦ в трех разных регионах. На создание и содержание «минимального» центра (три борта и два экипажа) за первый год уйдет примерно 10–15 млн рублей. Общие затраты на три ЛЦ разработчики оценивают примерно в 50 млн рублей.

В целом логистические центры должны быть расположены на расстоянии примерно полутора радиусов действия БПЛА друг от друга. По словам Амира Валиева, это расстояние может составлять от 300 км.

— Количество центров пока нельзя назвать, — добавил он. — Оно будет зависеть от густонаселенности регионов и транспортной доступности, от расположения заказчиков и от времени, которое придется потратить на наработку репутации сети центров.

Проект одобрен рабочей группой «Аэронет» (входит в состав Национальной технологической инициативы, НТИ).

— На рынке существует и растет запрос на автономность беспилотных систем, — объяснил гендиректор ассоциации «Аэронет» Глеб Бабинцев. — Запрос возникает из необходимости удешевить эксплуатацию, исключить человеческий фактор из причин инцидентов, повысить гибкость применения и скорость выполнения задач. Перспектива — это станции автономного базирования беспилотников, которые могут служить для пополнения или замены источника энергии, самодиагностики технического состояния, получения полетного задания, передачи данных или для получения и отправки грузов.

В медиацентре НТИ добавили, что для сети ЛЦ разрабатывается стандартный беспилотник, который поднимает 10 кг груза.

Взлет и посадка

По мнению заместителя генерального директора «КБ Русь» (разработчик беспилотных вертолетных систем) Константина Махнюка, создание подобных логистических центров будет полезно для развития отрасли. Эксперт пояснил, что реализация проекта позволит применить на практике и в ходе пилотной эксплуатации отработать интеграцию систем связи, управления и наземной инфраструктуры. А также протестировать маркетинговую модель взаимодействия потребителей и поставщиков беспилотных авиационных систем.

Применять систему можно будет в сельском хозяйстве, транспорте и строительстве, использовать для мониторинга энергетических объектов, геодезии, картографии, в работе экстренных служб. Конечно, разработчикам придется столкнуться с рядом трудностей — по сути, в области предоставления массовых воздушных транспортных услуг они могут стать в России первопроходцами.

— Развитие беспилотного транспорта приведет к необходимости решения новых задач, — добавил профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100») Сергей Макаров. — К ним относятся появление специальностей управления таким транспортом, обеспечение безопасности, понижение уровня шума и прочее. Но с точки зрения бизнеса, мне кажется, реализовать этот проект получится не скоро.

Впрочем, цену на услуги парка беспилотников обещают весьма заманчивую. По словам Амира Валиева, если спрогнозировать полное развертывание сети логистических центров через 5–6 лет, стоимость доставки грузов по выполненным расчетам может достигнуть 50 копеек за килограмм-километр перевозки груза.

Оборудование центров, помимо стандартных курьерских нюансов, потребует наличие персонала, обслуживающего аппараты в каждой из точек сбора/сброса груза, считает Игорь Нигруца, главный инженер «АВАКС-Геосервис» (специализируется на разработке беспилотных летательных аппаратов и их компонентов в области систем управления).

— Управление сейчас без проблем можно производить централизованно из одной точки, но обслуживание — только на местах. Также должны быть группы быстрого реагирования на случай нештатных посадок. И речь идет не только о надежности — это родит новый вид преступлений, беспилотники будут перехватывать, по ним будут стрелять. Даже если лететь достаточно высоко — можно столкнуться с подобными неприятностями, — отметил эксперт.

Еще одна проблема, по словам Игоря Нигруцы, — законодательная. Сейчас аппараты более 30 кг необходимо сертифицировать. А каждый вылет — согласовывать минимум за сутки, и нет гарантий, что эта позиция изменится, подчеркнул он.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer