Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Улетела эпоха


6 сентября 2020 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Во вторник авиационный мир попрощается с Александром Сергеевичем Шенгардтом. Он ушел на 96-м году жизни. Создатель легендарного самолета международного класса Ту-154. Выдающийся авиаконструктор. Последний из когорты тех, кто создавал не просто замечательные крылатые машины - кто ковал авиационную мощь нашей страны.

Туполевцы называют Шенгардта человеком-эпохой, одним из самых авторитетных конструкторов современности, прошедшим школу легендарного Андрея Туполева. В КБ Туполева Александр Шенгардт пришел в 1948-м - еще студентом, на преддипломную практику. И остался навсегда, увлеченный знаменитой формулой своего знаменитого учителя: "Летают только красивые самолеты". Работал в конструкторской бригаде, на испытаниях, на серийных заводах.

Все самолеты, которые создавались с участием конструктора Шенгардта, были не просто красивыми. Они стали этапными для отечественного авиастроения. Это и гражданские Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, и боевые стратегические авиакомплексы Ту-16, Ту-95, Ту-22.

Кстати, об истории с Ту-114 многие вспоминают до сих пор. Это был первый в мире двухпалубный аэробус. На тот момент - самый большой. И когда в 1959 году президент Эйзенхауэр пригласил Хрущева посетить США, Никита Сергеевич не удержался, чтобы не полететь на новехоньком самолете. Советский крылатый гигант произвел за океаном фурор: у американцев не нашлось даже подходящего по высоте трапа. Пришлось Хрущеву спускаться с борта по лестнице пожарной машины…

Александр Сергеевич говорил: "Практически мне посчастливилось пройти всю конструкторскую школу Туполева - от конструирования отдельных узлов и агрегатов окунуться с головой в опытное и серийное производство, сопровождать испытания, внедрение в эксплуатацию и, наконец, продажу самолетов и решение многочисленных проблем, связанных с послепродажной поддержкой наших машин".

Туполевцы утверждают: ни одна передовая разработка фирмы не обходилась без Шенгардта. Именно он был одним из новаторов при создании беспилотников

В начале 1970-х годов Шенгардта назначили ведущим конструктором по самолету Ту-154. Затем начальником отдела по доводке и эксплуатации самолета, а весной 1975-го - главным конструктором. Он занимал эту должность тридцать пять лет! Одновременно был главным конструктором турбореактивного авиалайнера Ту-134, использовавшегося на авиалиниях малой протяженности.

Ту-154 - самый известный и самый массовый советский реактивный авиалайнер. Авиакомпании полюбили машину, несмотря на споры из-за новинок в конструкции. А новинок действительно хватало. Так, здесь впервые в гражданской авиации была применена гидравлическая система управления. Тогда многие отнеслись к этому с недоверием, а теперь так управляются все самолеты. Как рассказывал сам Александр Сергеевич, главным плюсом машины была аэродинамика, из-за чего она оказалась очень экономичной по топливу для своего времени. Впрочем, тогда на это не очень-то обращали внимание.

Новый лайнер создавался на замену среднемагистральному Ту-104. "Ничего другого в тот момент не было. В Советском Союзе к середине 1960-х было три самолета средней дальности: Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Но они все разные: у них разные дальность, скорость, взлетно-посадочная масса, пассажирская вместимость. "Аэрофлоту" это было неудобно. И поэтому было принято решение провести конкурс на новую машину, которая может все эти самолеты заменить. Выиграл проект Андрея Николаевича Туполева. В 1965 году вышло постановление о создании Ту-154", - так рассказывал Шенгардт об истории появления нового самолета в интервью "Известиям".

Регулярные полеты на Ту-154 открылись 9 февраля 1972 года рейсом Москва- Минеральные воды. Это стало началом целой эпохи в развитии пассажирских авиаперевозок. Самолет выпускался на авиазаводе в Куйбышеве (Самаре) более сорока лет: свыше тысячи машин почти десяти модификаций! Есть цифра: в 1980 годах в эксплуатации постоянно находились 400-450 "сто пятьдесят четвертых". На них держалась практически половина объема гражданских воздушных перевозок. Выдающиеся по тому времени характеристики - скорость до 950 км/ч, пассажировместимость - 150-180 человек, всепогодность и др. - надолго сделали Ту-154 главной "воздушной лошадкой".

Качество самолетов Шенгардта всегда ценили пилоты. "Очень надежные" - высшая похвала, цену которой в авиации знают очень хорошо.

Но любая крылатая машина живет и развивается только в серии. Эту непреложную для авиации истину еще раз подтвердила счастливая судьба детища конструктора Шенгардта. В 1985 году появился грузовой вариант Ту-154С (впервые у нас в стране с большой грузовой дверью сбоку фюзеляжа) и ремоторизированный Ту-154М.

"Последний не только экономил 1 т авиатоплива в час, но и удовлетворял действовавшим в то время жестким нормам по пролетным шумам", - вспоминал главный конструктор.

Под руководством Александра Шенгардта были осуществлены уникальные работы по переоснащению Ту-154М для специальных целей. Так, машина эксплуатировалась в качестве носителя специального оборудования по программе контроля за вооружением "Открытое небо". Самолет Ту-154М-ЛК-1 предназначался для всестороннего контроля за военной деятельностью стран НАТО и СНГ. Была и летающая лаборатория Ту-154ЛЛ для испытаний космического корабля "Буран". Был создан экспериментальный самолет Ту-155, который использовал в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ…

Туполевцы говорят: ни одна передовая разработка фирмы не обходилась без участия Шенгардта. Кстати, именно он в свое время был одним из новаторов в области создания беспилотников.

Все, кто близко знал Александра Сергеевича, рассказывают: этот человек буквально покорял всех своей эрудицией, глубокими знаниями, философскими взглядами на многие процессы, происходящие в обществе. А еще он обладал прекрасным чувством юмора.

Александр Шенгардт был не только блестящим авиаконструктором. Настоящий патриот страны, он остро переживал за судьбу отечественной авиации, самолетостроения. Переживал за то, что наши гражданские самолеты могут быть вытеснены из мирового воздушного океана "боингами" и "эрбасами". Нет пророков в своем отечестве? Есть. Но только почему-то их слышат подчас очень поздно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer