Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник


8 сентября 2020 года Ксения Орлова, ТАСС


Женщины, чья жизнь связана с авиацией, собрались на аэродроме Орешково в Калужской области, чтобы доказать, что их много и они — вместе. Корреспондент ТАСС побывала на авиадевичнике и узнала, почему не отпускает небо, что такое бесплатный укол и почему пилот без высшего пилотажа — просто извозчик

Мы стоим у стойки регистрации, участницы постепенно съезжаются, большинство немного опаздывает — девушки есть девушки. Вокруг — самолеты, а где-то на их фоне — еще и огромный вертолет. И почти не прекращающийся гул.

— Я себе делала такой подарок на день рождения. Решила собрать всех девчонок, но не ожидала, что это примет такой масштаб, — говорит организатор мероприятия Юлия Крылова.

Ну а девочки? А девочки сейчас!

Юлия летает недавно — около полутора лет. Только самолет у нее не простой, а сразу реактивный — учебно-тренировочный Л-29. На самом деле идея организовать девичник, конечно же, пришла в ходе полетов.

— Девушек мало, мы летали по разным аэродромам, постепенно я знакомилась: где-то одна девушка есть на аэродроме, где-то две. То есть всех по чуть-чуть знаешь, но вот времени не было на общение. Захотелось собраться, обсудить наши общие проблемы, вопросы, познакомиться. Даже стало интересно, сколько девушек откликнется, — говорит она, одновременно приветствуя все прибывающих и прибывающих гостей.

А откликнулись на пост Юлии в Instagram почти 60 девушек из разных городов России: Белгород, Тюмень, Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Пермь, Смоленск, Ульяновск, Краснодар. Большинство из них, как и Юлия, одеты в пилотный комбинезон. Он такой стильный и удобный, что среди девушек я чувствую себя белой вороной в простых джинсах и толстовке.

Собеседница рассказывает, что совсем скоро на аэродроме появится еще один самолет — Bonanza с особенной формой хвоста.

— Он позволяет путешествовать, на нем без дозаправки можно по 1 тыс. км пролетать, и мы реально хотим путешествовать по всей стране. Это легче и проще, когда ты знаешь кого-то в любом городе, на каждом аэродроме. Девчонки, которые здесь, — им тоже это очень важно, потому что все любят летать в другие города в гости, — говорит Юлия.

Крылова отправляет всех на экскурсию по Орешково. Шумная толпа дам осматривает самолеты, уточняет и переспрашивает такие детали, что я начинаю теряться в терминах и цифрах-названиях самолетов. Но они все друг друга понимают с полуслова, и есть ощущение, что они не встретились сегодня в первый раз, а уже многие годы летают вместе.

Пока идет экскурсия, подслушиваю разговор четырех представительниц Союза женщин летных специальностей "Авиатриса" — своего рода ветеранов авиации — с продолжательницами летного дела — четырьмя девушками из Сасовского летного училища в Рязанской области. Они радостно знакомятся, авиатрисы улыбаются, услышав, что девушки из Сасово. А те, найдя в глазах старших товарищей понимание, сразу же заговаривают о больном — поиске работы, который в период пандемии значительно осложнился. Авиатрисы выслушивают девушек, кивают и предлагают свою помощь: для начала стать членом союза.

Очень хочется работать

— Папа, я тоже пилот, — слышу радостный крик маленькой девочки, которая бегает по траве с игрушечным самолетиком в руках. Примерно то же сказала однажды папе-летчику Виктория Панченко. Теперь она уже окончила Сасовское летное училище, она и позвала троих своих коллег по учебному заведению на авиадевичник.

— У меня отец пилот, бывший военный. Потом перешел в гражданскую авиацию. Я по его стопам пошла. Сначала бортпроводником летала, потом появилась возможность поступить в училище, — рассказывает Виктория.

У нее — одной из немногих тут — короткая стрижка, а одета она в фирменный комбинезон с эмблемой училища.

Виктория подчеркивает, что отец на выбор профессии никак не влиял, разве что собственным примером.

— Это было мое решение. Я люблю шутить, что, когда я отца обрадовала этой новостью, он сказал: ну хотя бы ты! Это не потому, что я не удалась в семье, а потому, что у меня одни братья: и двоюродные, и родные, я — единственная девочка. Но я единственная, кто захотел по его стопам пойти, — говорит она.

Правда, чуть позже добавляет: интерес к авиации недавно проснулся и у 11-летнего брата.

— Мы его брали в прошлом году на аэродром, дали возможность полетать в 11 лет, и все, он теперь загорелся. Понял, что это такое, как это классно, и теперь тоже хочет, — смеется девушка.

На вопрос, откуда она родом, Виктория ответить затрудняется.

— Меня всегда этот вопрос в ступор ставит — откуда я, потому что я родилась и выросла в семье военного летчика, а это постоянные переезды: Беларусь, Дальний Восток, Ростов, и вот последние уже десять лет — Москва, — поясняет девушка.

Разговорившись, решаю затронуть больную тему — поиск работы после училища. Виктория уточняет, что у нее есть учебный контракт с авиакомпанией, который позволит ей пройти необходимую дополнительную сертификацию и войти в штат пилотов. Однако из-за пандемии наборы временно прекращены.

— Очень хочется работать. Хочется работать в авиакомпании, потому что зарплаты хорошие, а хобби у меня именно пилотаж. Я летаю на поршневых, — говорит она и машет в сторону стоящего на полосе аэродрома винтового самолета. — Поршневой самолет — это все, что с винтами. Вообще, как и любой спорт, это достаточно дорогое удовольствие. Поэтому хочется работать, получать деньги, — поясняет Виктория.

Отсюда берут в космонавты

Оказывается, в авиацию идут с разными целями. Вот Лика Парфёнова, которой предстоит закончить обучение в Сасовском училище в этом году, хочет ни много ни мало стать космонавтом. До училища девушка получила инженерную специальность на аэрокосмическом факультете Московского авиационного института (МАИ).

— На старших курсах я попробовала практику в Королеве на РКК "Энергия", в Химках на НПО Лавочкина, и это все прекрасные предприятия, конструкторские бюро, но все-таки я поняла, что это немножечко не мое, не то, чего я хочу. То есть действительно имеется шанс стать космонавтом. Из МАИ 22 человека стали космонавтами, — говорит она, и глаза ее загораются при одной мысли о космических далях.

Несмотря на то что пандемия внесла свои коррективы в планы Лики, она уже готовит документы и собирает портфолио для того, чтобы попасть в отряд космонавтов. Но об учебе в авиационном училище Лика не жалеет и говорит, что эта практика точно поможет ей на пути к космосу.

— Как минимум это очень большая тренировка в летной деятельности — это тренировка вообще всех систем организма: распределение внимания, вот эта вся радиосмотрительность, выносливость, хотя техника и гражданская, но все-таки какие-никакие перегрузки, какой-никакой полет. Например, у нас смена летная может длиться до четырех часов налета в день, и это тоже, я думаю, безусловно, идет на пользу, — пояснила она.

Лика оставляет мне свой кофе и убегает на общую фотосессию участниц авиадевичника: умопомрачительный строй из красавиц в комбинезонах, волосы взлетают вверх от выруливающего реактивного Л-29. Когда она возвращается, я понимаю, что не могу отпустить ее без вопроса о стереотипах про девушек-пилотов. Например, кто-то из присутствующих говорил, что женщины аккуратнее и педантичнее, а также строже следуют летным инструкциям, в то время как мужчины более рисковые и делают все по-своему.

Но по словам Лики, это такой же стереотип, как и то, что в летное училище девочки приходят за мужем.

— Может быть, и есть единицы таких девушек... Но в целом, как я заметила, девушки не то что более эмоциональные, переживают больше... Меньше у них самоуверенности, напыщенности, что да, я накосячил, но я все равно все сделал прекрасно, — нет, они трезво оценивают, самоуверенности меньше, — считает Лика. — Но, к сожалению, стереотипов о девушках слишком много, это заставляет нас гораздо тщательнее готовиться к полетам. Потому что косяк какой-нибудь девчонки — это косяк якобы всех девушек: пришли сюда, ничего не знают, — несмотря на то что парни, мужчины точно так же косячат.

В отделении Сасовского летного училища, где она учится, пять девочек из 25 человек, большинство из них — бывшие бортпроводницы. Но с каждым годом девушек приходит все больше и больше.

Лика уверена: такие мероприятия, как авиадевичник, непременно помогут разрушить стереотипы.

— Когда-нибудь женщина-пилот не будет чем-то таким нестандартным, неординарным и вызывающим негативные эмоции. Возможно, мужчины боятся конкуренции, не знаю, в чем проблема, — заключает она.

Воздух аэродрома — это воздух аэродрома

Тем не менее без мужчин на девичнике все-таки не обошлось. Но заходили они на этот женский праздник не через главные ворота аэродрома, а прямо с неба.

— У нас сегодня летная программа насыщенная. Мужчинам вход был воспрещен, то есть приехать к нам нельзя, а прилететь всегда можно, — рассказала организатор авиадевичника Юлия Крылова.

И правда: парашютисты с флагами области, России и другими посыпались с неба.

— Как мы это называем — мужской дождь, дождь из мужчин. Raining men, — смеется она.

Мужчины решили сделать девочкам и еще один подарок — устроить пилотажное шоу. В Орешково базируется пилотажная группа "Реакторы", которая с бешеным ревом взмывает над нашими головами на своих серых и блестящих реактивных Л-29.

— Вот он пилотируется, а ты уже знаешь, что нужно делать, дергаешься, — говорит 70-летняя член союза "Авиатриса" Нина Анатольевна Уретя, глядя в небо с восторгом маленькой девочки.

— Нам здесь очень нравится. Нам нравится то, что здесь близкие по духу люди, которых мы понимаем с полуслова. И вот авиация у нас рядышком, и вот они прилетают мимо нас, и нам больше ничего не надо. Шумит, летает. Это наше, — говорит она и признается, что сердце начинает щемить от такого родного воздуха аэродрома, шума и запаха двигателя и бензина.

Нина Анатольевна начинала, как и многие в советские годы, со спортивной авиации. Летает с 1968 года на спортивных самолетах — Як-18, Як-18А.

— Начиналось все как хобби. И пошла уже в гражданскую авиацию на Ан-2, потом школа вышлетподготовки в Кировограде, переучилась на Ан-24, и вот у меня налет 8300 часов общий, — рассказывает она, не отрывая взгляда от пилотажников. 

— Почему же авиация? — не могу не спросить я.

— Это мечта у меня где-то с пяти лет. Я летала к бабушке на Ил-14, зайцем. И вот с тех пор — все. Хотелось быть и строителем, и учительницей, врачом хотелось быть, а потом где-то с семи лет — авиация в душе, и все, больше ничего не хотелось. Конечно, мама переживала, была против этого. Папа сказал: не лезь, она себе выберет сама профессию. Нравится ей — пусть пока помечтает. И я домечталась, — рассказывает авиатриса.

Нина Анатольевна замолкает: в небе над нами пролетают "Реакторы", выделывая умопомрачительные фигуры. "Смотрите, какой красавец!" — восклицает она.

Карьеру пилота Нине Анатольевне пришлось прекратить из-за расформирования Быковского аэродрома. По ее словам, переходить в другие аэропорты уже не было возможности: все московские аэропорты оказались укомплектованы летным составом.

— Хотя в Шереметьево где-то в 1996 году [пилотов] не хватало, но уже даже была обида: в Шереметьево требуется летный состав до 35 лет, а мне уже было 46.

Новое место Нина Анатольевна не стала искать и по другой причине.

— У меня был маленький ребенок в это время, пять лет. И куда от него уйдешь? Когда мне до аэропорта нужно было из дома ехать два часа в один конец, — отмечает она.

Коллега Нины Анатольевны по союзу "Авиатриса", одна из учредителей организации — Валентина Ивановна Котляр — тоже начала летную карьеру с аэроклуба.

— Потом в летное училище попала — Кременчугское летное училище, это Украина, Полтавская область. Нас набрали, 40 человек была группа, на Ан-2 начала летать. В "Аэрофлоте", в гражданской авиации. Сначала летала в Саранске, Мордовия, потом в Оренбурге на Ан-2, потом на Ан-24, — рассказывает она.

А пошла в аэроклуб, по ее словам, вовсе не из каких-то высоких побуждений:

— Многие так возвышенно об этом говорят, но я жила на окраине города, в Оренбургской области есть небольшой городок — Орск, и самолеты прям над нашим домом делали четвертый разворот, на посадку заходили. Я их видела и слышала.

Кверху попой и вперед хвостом

Авиашоу заканчивается, и наступает время свободного общения. Девушки разделились по группам, оживленно беседуют. Подхожу к одной из таких групп.

— Сначала прыжки — как-то они меня не вдохновили. Потом увидела самолеты и что можно полетать — вот это мне понравилось! — говорит мастер спорта по высшему пилотажу Елена Павлисова.

Павлисова рассказывает, что ее начальник на работе сам в детстве мечтал стать летчиком, поэтому с удовольствием пошел ей навстречу и составил удобный график работы, чтобы она могла выделять время на полеты. Правда, для этого ей пришлось получить еще одно высшее образование.

— Я прекратила летать только потому, что родила сына и поняла, что на моего благоверного супруга надежды мало. Я реально представила себе, что не дай бог со мной что-то случится, а по тем временам Як-52 были крайне ненадежными самолетами... Вырастила сына и опять пришла на аэродром полетать. Вот и все. То есть небо — оно в принципе не отпускает, — говорит она.

Елена из Краснодара, на ней массивные украшения и кожаная куртка. Мастер спорта уточняет, что когда-то мечтала о профессиональной карьере пилота, но путь женщины в авиацию в те годы был, мягко говоря, тернист.

— Хотелось, конечно, быть профессионалом. Но в то время в редких аэроклубах женщинам давали дорогу дальше. Я хотела быть инструктором. Мне сказали: не имеешь командного голоса, не умеешь маршировать, и вообще — курсанту будет стыдно, когда его спросят, а он скажет, что у него инструктором была женщина, — рассказывает Елена. Хотя согласиться с тем, что у нее не командный голос, лично мне трудновато…

Как говорит, смеясь, пилот Александра Павлова из Краснодара, ее тянуло в небо с детства, но от нее как будто скрывали, что есть такие женщины-пилоты. Муж — полковник ВВС, познакомились на аэродроме.

— Родители никак не связаны с авиацией, только прадед, который войну прошел истребителем, больше никого. Я почему-то подумала: ладно, буду не пилотом, буду бортпроводником, лишь бы летать! Полетав какое-то время, поняла, что все-таки хочу в кабине сидеть, — говорит она.

Как поясняет Александра, больше всего в авиации ее привлекает именно высший пилотаж.

— Была даже идея поступать в летное училище гражданской авиации, но все-таки решила, что кверху попой и вперед хвостом — это интереснее, — отмечает она, добавляя известную фразу: "Пилот без высшего пилотажа — просто извозчик".

Павлова хотела бы вернуться на работу бортпроводником и одновременно заниматься развитием любительской и спортивной авиации в родном Краснодарском крае.

— Все-таки юг России, и погода позволяет 360 дней в году выполнять полеты, поэтому желающих очень много. Хотим все-таки это все возродить у нас, — заключает она.

"Бесплатный укол"

Находясь в окружении пилотов самолетов, начинаешь забывать, что пилоты есть и у вертолетов. А еще авиация может не только перевозить и выполнять в воздухе невероятные кульбиты, но и спасать. История Елены Горячевой (или просто — Кипяток) — координатора вертолетного поисково-спасательного отряда "Ангел" — удивительное сплетение авиации и спасения. Мы вместе с ней идем смотреть на медведя Мансура, которого нашли на краю взлетной полосы и выходили.

Елена в поисковых отрядах с 2010 года, участвовала в создании "Лизы Алерт". А вот пилотом вертолета стала недавно — два года назад. Сейчас в своем отряде она занимается координацией поисковых работ с земли и воздуха.

— Вертолетная авиация изменила мою жизнь очень круто. <…> Как только мы начали взаимодействовать с авиацией, я поняла, что прям "мне бы в небо", как в песне поется. Я, значит, в это небо и ринулась. <…> Я в кабине вертолета в поисковый сезон проводила больше времени, чем дома, — говорит поисковик.

При этом собеседница отмечает, что эта мечта о небе — вовсе не с детства.

— Я не знаю, хотелось бы, чтобы это [пилотирование] было работой... Я хочу получать от жизни удовольствие. Я кайфую в небе. Когда ты туда взлетаешь, оставляешь все земное здесь, на земле, и там просто балдеешь, ты переключаешься, — рассказывает Елена.

Откуда же взялась такая внезапная любовь, продолжаю допытываться я.

— В авиации есть такая фраза: бесплатный укол. Вот я первый раз пролетела на самолете — тогда меня кольнуло, меня кольнуло небо. Но когда я пролетела на вертолете, то все — я попала. Когда не летаешь какое-то время, проходит неделя, две, и все — начинается ломка. Я, например, если не летаю месяц, у меня ломит пальцы.

В этом году 9 февраля — в День гражданской авиации — Елена даже сделала себе татуировку на запястье, которую она охотно показывает: это вертолет, переплетающийся с ритмами сердцебиения.

— Там все органы задействованы: руки, ноги, голова. Даже когда ты летаешь с инструктором, после тренировки выходишь мокрым. Там очень высокое эмоциональное напряжение, и для того, чтобы летать на поисках, ты должен тренироваться-тренироваться-тренироваться. Потому что любая мелочь — это катастрофа, — заключает Елена.

День подходит к концу, но не авиадевичник. Девушки остаются на аэродроме до позднего вечера, они танцуют, знакомятся, разговаривают, пишут заявления на вступление в "Авиатрису".

— То, что сегодня здесь происходит, — совершенно эпохальное событие. <…> Девчонкам, женщинам в авиации чуть сложнее. И то, что все равно эти ростки пробиваются в жизнь, — это великолепно, — говорит, обращаясь к участницам девичника президент союза "Авиатрисы", абсолютная чемпионка мира по летному пилотажу Халидэ Макагонова.

Ее речь в очередной раз прерывается оглушительным ревом авиационных моторов.

— Что лучше этого звука может быть? — говорит президент союза. Я оглядываю девушек — участниц авиадевичника и понимаю: для них — ничего.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer