Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике


9 сентября 2020 года Саша Александрова, "Восток России"


Минтранс России до 10 сентября должен представить сценарии создания дальневосточной авиакомпании. Правительство Якутии выступает за объединение существующих перевозчиков с включением в капитал новой авиакомпании республиканских «Якутии» и «Полярных авиалиний». О том, что может помешать «Якутии» стать участником альянса дальневосточных перевозчиков — в материале EastRussia.

ДОЛГИ И СУБСИДИИ

Региональная авиакомпания «Якутия» последние несколько лет терпит постоянные убытки, несмотря на регулярную финансовую поддержку из республиканского бюджета. С 2014 по 2018 год «Якутии» оказали господдержку в размере 12,1 млрд рублей. Из них 4,3 млрд и 4,2 млрд — это госгарантии и докапитализация уставного капитала, 2,2 млрд компания получила в качестве кредитов под низкий процент, а 1,2 млрд — это сумма субсидий, которая направлена «Якутии» за пять лет.

В августе 2018 года общий долг авиакомпании составлял шесть млрд рублей. В сентябре в том же году «Якутия» получила два млрд рублей в качестве займа. Деньги выделил региональный финансовый институт из средств, полученных от продажи республикой пакета акций «АЛРОСА-Нюрба». В марте 2019 года гендиректор компании Владимир Горбунов сообщил, что правительство выделило «Якутии» субсидию в 1,7 млрд рублей, чтобы перевозчик мог погасить имеющийся долг.

Однако в этом же году в арбитражные суды стали поступать иски в отношении авиакомпании. Самый крупный кредитор — Государственная транспортная лизинговая компания — подал первый иск в сумме 34,7 млн рублей в конце октября 2019 года. Сейчас в Арбитражном суде Москвы рассматривается шесть исков ГТЛК к АК «Якутия» на общую сумму 855,3 млн рублей. «С7 Инжиниринг» отсудил у авиакомпании 75,7 млн, Аэропорт «Якутск» — 11,6 млн, «РН-Аэро» — 3,6 млн, «А-Техникс» — 2,7 млн рублей.

На стадии рассмотрения находится иск на 16,8 млн рублей от Airfleet Resources. 17 июня Арбитражный суд Якутии принял к производству иск на десять млн рублей от ООО «Концепт-Ойл».

НЕВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ

Судебное производство по искам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), с которой региональный авиаперевозчик заключил договоры лизинга на Sukhoi Superjet 100, пока не завершено. В авиапарке «Якутии» сейчас числятся пять среднемагнистральных SSJ 100. Два года назад в разгар летнего сезона два самолета из четырех имеющихся простаивали из-за поломок. Тогда компания сообщала, что из восьми двигателей, которые находятся в эксплуатации, полностью исправны два.

При этом производители брали на себя расходы по замене локальной части неисправности, а сопутствующие финансовые затраты нес авиаперевозчик. К примеру, демонтаж одного двигателя оценили в 100 тыс. долларов. Как сейчас обстоят дела с эксплуатацией отечественной авиатехники, неизвестно — АК «Якутия» не ответила на запрос издания.

«Якутия» одной из первых начала эксплуатировать самолеты отечественного производителя «Гражданские самолеты Сухого». Два источника EastRussia в авиаотрасли подтверждают, что при этом региональное правительство, которое является собственником авиакомпании, согласилось на крайне невыгодный контракт. По их мнению, не была предусмотрена компенсация финансовых издержек при эксплуатации еще неапробированной в коммерческих целях авиатехники.

«Такой "особенный" договор с колоссальными компенсациями за простои был заключен с "Аэрофлотом". Для авиакомпании простаивание даже выгодно», — считает один из собеседников.

Самолеты «Сухого» летают в три раза меньше, чем Boeing 737, имеющиеся в парке авиакомпании, подсчитал депутат республиканского парламента Виктор Федоров, который выступил инициатором депутатского расследования по формированию цен на авиабилеты региональными авиаперевозчиками.

«Эти крайне низкие показатели и техническая неисправность на уровне 50% продолжают генерировать убытки авиакомпании», — считает парламентарий.

Была ли возможность у «Якутии» конструктивно использовать разовую федеральную субсидию в 139 млн рублей за получаемый самолет отечественного производства, неизвестно. Лидер по налету на SSJ 100 — частная авиакомпания «Азимут» (один из владельцев которого — бывший топ-менеджер АК «Якутия» Павел Удод), к примеру, на эти деньги создала в аэропорту Ростова склад запчастей, первым стала арендовать двигатели взамен выбывающих из строя. В правительстве Якутии давать комментарии по поводу авиакомпании отказались.      

КАПИТАЛА НЕТ

Несмотря на эти обстоятельства, авиакомпания планирует пополнить парк новыми SSJ 100. Об этом в интервью ТАСС в конце июля сообщал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Не исключено, что планы «Якутии» эксплуатировать отечественную авиатехнику продиктованы желанием участвовать в новом проекте — создании дальневосточной авиакомпании, по условиям которого авиакомпании должны оснастить свой флот судами российского производства.

Глава Якутии не так давно заявил, что руководство республики выступает против создания дальневосточного перевозчика только на базе авиакомпании «Аврора». Николаев объяснил, что в таком случае действующие региональные авиакомпании будут вынуждены выполнять только убыточные рейсы. Критику проекта Минтранса России Николаев сопроводил словами «я еще не идиот, чтобы такие решения согласовывать».

По мнению председателя Ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, регионам потребуется либо имущественный, либо денежный взнос для того, чтобы войти в капитал новой авиакомпании.

«Но региональным перевозчикам нечем вкладываться. У "Якутии", кроме Ан-24, ангаров советской постройки, ничего нет. А альянс, как принято в мировой практике, создается из числа сильных перевозчиков, у которых положительный финансовый баланс», — отметил Лукин.

По мнению Виктора Федорова, на базе регионального перевозчика можно создать авиакомпанию, занимающуюся перевозками исключительно по магистральным направлениям на Boeing 737. Авиасообщение внутри республики и между районными центрами следует строить на базе другой региональной авиакомпании «Полярные авиалинии», оснастив ее легкими одномоторными самолетами, а также используя имеющиеся Ан-24, Ан-26.

«Авиационно-технические базы можно реорганизовать в независимую единую структуру, обслуживающую эти созданные авиакомпании, сторонние организации и частные вертолеты. Кроме того, следует обновить отраслевое министерство, в котором, насколько мне известно, нет ни одного специалиста с профильным образованием и опытом работы в авиаотрасли», — говорит Федоров.    

СОЗДАТЬ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ

На Дальнем Востоке высокая себестоимость перелетов в виду специфических условий, и без государственной поддержки магистральные и особенно внутрирегиональные перевозки неосуществимы. Ежегодно на субсидирование перевозок федеральный бюджет тратит около девяти млрд рублей.

Профессионалы не приветствуют создание единой дальневосточной авиакомпании, имеющей определенные преференции со стороны правительства, которой будут переданы существующие маршруты. Они считают, что в таком случае ущемляются интересы региональных перевозчиков.

«Мы будем вынуждены действовать не совсем в рыночных условиях, и конкурировать с новой авиакомпанией нам будет тяжеловато. И поэтому мы бы предпочли рыночные методы разрешения проблемы транспортной доступности на Дальнем Востоке. Они заключаются в устранении правительством причины возникновения дороговизны авиабилетов путем решения двух ключевых проблем. Это вопрос ценообразования авиатоплива, в частности обнуление акцизов и НДС, и обнуления аэропортовых сборов. Обнуление этих двух составляющих в себестоимости авиабилета снизило бы его стоимость на 40-50%. Решив эти два вопроса, правительство РФ улучшило бы конкурентную среду в авиационном бизнесе на Дальнем Востоке, что способствовало бы развитию авиаотрасли»,— заключает Иван Лукин.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Константин Воронов
КоммерсантЪ
Топливо исчезло на лету
Вера Костамо
ТАСС
Тайны номера на металле: как на Камчатке ищут потерянные в войну самолеты
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Капитальный апгрейд: Минобороны начало обновление Су-30СМ

ТАСС
Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики

ТАСС
Как авиация МЧС России тушила пожары за рубежом
Ольга Коленцова
Известия
Сожгли по полной: почему включились двигатели на модуле "Наука"
Дарья Крылова
Общественная служба новостей
Перекладывают ответственность: Авиаэксперт о заявлении Нанкина про зараженных на рейсе из Москвы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Superjet-100 подготовил техническую базу для триумфа МС-21



Сергей Аксенов
СвободнаяПресса
Триумф русских огнеборцев: Горящая Турция молится на Бе-200
Алексей Анпилогов
Взгляд
Российский модуль проявил самодеятельность на орбите
Иван Якунин
КоммерсантЪ
МКС подправили орбиту
Сергей Кузнецов
N+1
Куда ты, "Наука"? Почему российский модуль пытался улететь с МКС
Ольга Коленцова
Известия
Подняли "Науку": российский модуль успешно пристыковался к МКС

Роскосмос
Памяти Олега Дмитриевича Бакланова
Олег Пантелеев
Известия
Высокие ставки на низкие издержки

ТАСС
Биография Олега Бакланова
Максим Талавринов
Известия
Бюджетный пилотаж: что известно о новом российском лоукостере
Владимир Расулов
КоммерсантЪ
S7 залетит к лоукостерам

ТАСС
Эксперт считает, что лоукостер S7 вряд ли будет конкурировать с "Победой" на первом этапе

ТАСС
Что известно о новом российском лоукостере от S7 Group
Максим Талавринов
Известия
Воздушный Шарм: на курорты Египта может полететь только "дочка" "Аэрофлота"
Илья Сизов
КоммерсантЪ
Джефф Безос замахнулся на Луну
Михаил Котов
ТАСС
Наука космических масштабов: каковы плоды исследований на МКС
Николай Гуляев
Взгляд
"Су-57 для бедных" ставит авиапром в рискованное положение
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
На МАКС-2021 впервые показан экспортный СУ-57
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
В работе МАКС-2021 приняли участие 290 зарубежных организаций из 55 стран
Инна Сидоркова, Дмитрий Серков
РБК
МВД возбудило дело о хищениях в Центре подготовки космонавтов
Наталья Ильина
Известия
Ракетный развод: появилась схема мошенничества с инвестициями в "Роскосмос"
Анна Никитина
КоммерсантЪ
"Самолету Судного дня" построят замену

Business FM
Як-40 продемонстрировал возможности полета на электродвигателе во время МАКС
Николай Гуляев
Взгляд
«Суперджет» стоит на пороге перерождения
Анастасия Ляликова
Forbes
"Это настоящий дом в небе": миллиардер Авдолян купил один из самых больших бизнес-джетов в мире
Сергей Андреев
LIFE
"Боингу" и "Эйрбасу" придётся подвинуться: Пилот МС-21 раскрыл главный секрет российского авиалайнера

Министерство оброны Российской Федерации
В День Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге и Кронштадте состоялся пятый Главный военно-морской парад
Антон Лавров, Алексей Рамм, Анна Черепанова
Известия
Воздушное оснащение: какие новинки показали на МАКС-2021
Михаил Козачков
Время
Пассажир без паспорта
Василий Кучушев
ТАСС
Checkmate, МС-21, "Ансат", Ка-62, важные контракты и авиашоу. Чем удивил МАКС-2021
Михаил Котов
Взгляд
Российским космонавтам добавят на орбите жилья и работы

Ростех
МАКСимум авиационных сюрпризов
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Полярные соседи: Арктику закроют "летающие радары"
Екатерина Постникова
Известия
ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, какие самолеты могут получить новый водородный двигатель от Ростеха
Михаил Гордин
АвиаСоюз
Экологичные и малошумные: разработки ЦИАМ в области гибридных и электрических технологий для авиации
Алексей Волынец
ТАСС
"Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
Роман Азанов
ТАСС
Камовское будущее. Чего ожидать от нового вертолета Ка-62
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Авиадвигатели будущего. Гибридная силовая установка - новый путь для авиации
Максим Талавринов, Дмитрий Лару, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021

ТАСС
Один двигатель и способность поразить шесть целей. Ростех представил истребитель Checkmate
Ольга Коленцова, Роман Кильдюшкин
Известия
Безос словно: когда в космос полетят российские миллиардеры
Алена Миклашевская
КоммерсантЪ
Джефф Безос догнал и немного перегнал Ричарда Брэнсона в космосе

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer