Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ


11 января 2021 года Дмитрий Болтенков, Известия


ВМФ России готовится к принятию на вооружение гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал». В частности, его получит морская авиации Северного флота. Новое оружие способно за считанные минуты поразить цель с высокой точностью, а надежной защиты от него нет ни у одной страны мира. Какие преимущества даст «Кинжал» Военно-морскому флоту, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

Воздушные корабли

Сегодня в составе 98-го и 317-го смешанных полков морской авиации (МА) Северного и Тихоокеанского флотов несут службу по одной эскадрилье истребителей МиГ-31. Полки базируются на аэродромах Мончегорск и Елизово соответственно. Стоит напомнить, как вообще эти воздушные корабли (так именуют летательные аппараты массой более 40 т) появились в составе МА.

В советские времена МиГ-31 поступали на вооружение истребительных полков ПВО на замену МиГ-25, Ту-128 и Су-15. Первыми новые машины получали части, дислоцированные на границах — на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.

Так в 1986-1989 годах свои Су-15 сменил на МиГ-31 865-й истребительный авиаполк в Елизово. Это одна из немногих авиационных частей России имеет более чем столетнюю историю. В 1998 году соединения Вооруженных сил, дислоцированные на полуострове, — Камчатская флотилия разнородных сил, армейский корпус и дивизия ПВО — были переформированы в Объединенное командование войск и сил на Северо-Востоке России в составе Тихоокеанского флота. Так 865-й истребительный авиаполк стал флотской воинской частью. В ходе реформы в 2009 году он был сокращен до эскадрильи и ныне входит в состав 317-го смешанного авиаполка.

98-й полк в Мончегорске был собран из нескольких авиационных частей. Его МиГ-31 пришли из 455-го полка в Котласе.

Так в составе МА России появились две эскадрильи этих истребителей. Последнее время части получают на вооружение модернизированный вариант МиГ-31БМ. На спутниковых снимках Мончегорска и Елизово можно насчитать более двух десятков самолетов, стоящих как на стоянках, так и на хранении в отстойниках.

МиГ-31БМ имеет скорость до 2500 км/ч, радиус его действия достигает тысячи километров, а с дозаправкой и подвесными топливными баками еще дальше, высота — до 30 км.

В настоящее время в ВКС и в МА приходит много летчиков и штурманов после окончания авиационных училищ. Они активно осваивают новые методы использования воздушных кораблей. Камчатская эскадрилья МиГ-31 в МА во многом задает тон. Здесь практикуются и вылеты на перехват американских самолетов, и полеты на сопровождение наших бомбардировщиков, и стрельбы во всем диапазоне высот, в том числе и по крылатым ракетам.

Гибель морских богов

В годы противостояния в холодной войне советские генералы и адмиралы сделали ставку на развитие АПЛ и самолетов-ракетоносцев, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами. Ожидалось, что в ходе возможной третьей мировой войны, пока советские танки рвались бы к Ла-Маншу, США бы перебрасывали свои силы в Европу через Атлантику.

Для борьбы с такими конвоями, а также авианосными и десантными группировками в бой предполагалось бросить дивизии подводных лодок и самолетов-ракетоносцев. Высокая мобильность морской ракетоносной авиации (МРА) и ее ударная мощь, особенно с принятием на вооружение самолетов Ту-22М3 с ракетами Х-22, весьма беспокоила американское командование. В фильме «Все страхи мира» красочно показан момент попадания пары ракет Х-22 в американский авианосец, после чего он стал развалиной.

Вместе с тем Ту-22М3 были и на вооружении Дальней авиации (ДА). После распада СССР части МРА подверглись сокращению, и из пяти дивизий, существовавших в 1990 году, в 2009-м в строю осталось всего четыре эскадрильи, которые были переданы в состав ДА России. Таким образом, ВМФ лишился своей дальней руки, а в составе Дальней авиации появились два новых авиаполка.

Кинжал для ВМФ

Гиперзвуковая ракета Х-47М «Кинжал» имеет дальность полета до 2 тыс. км и скорость в 10-12 Махов. В качестве носителя используется переоборудованный истребитель МиГ-31К. Он по сути выполняет функции первой ступени комплекса. Задача МиГ-31К — доставить ракету на высоту 12-15 км. Затем производится сброс уже разогнанного до большой скорости изделия. «Кинжал» разгоняется до гиперзвуковых скоростей и по сложной траектории устремляется к заданной цели. При этом маневр ракеты не дает противнику возможности сбить её с курса. Существующая система ПВО-ПРО Aegis бесполезна против этого оружия.

Такая связка позволяет достаточно быстро самолету-носителю выйти в район пуска и поразить цель. Объектом может быть крупный боевой корабль, такой, например, как авианосец. Вместе с тем МиГ-31К лишен возможности применять подвесные ракеты воздух-воздух, поэтому желательно его использовать в связке с МиГ-31БМ. Таким образом представляется, что будущие авиаполки будут состоять минимум из двух эскадрилий, одна из которых станет играть роль ПВО и охраны Миг-31К, а в составе другой войдут сами носители Миг-31К.

Такие авиаполки из районов Камчатского и Кольского полуостровов могут эффективно воздействовать по любому противнику на большей части Атлантического и Тихого океанов, Балтийского и Норвежских морей — как по авианосным, так и по десантным соединениям, а также по объектам управления и базирования вероятного противника.

Появление таких самолетов в составе МА ВМФ России по сути возрождает МРА СССР, но на более высоком технологическом уровне.

МиГ-31, созданный еще 40 лет назад, оказался востребованным на таком уровне, о котором даже и не могли мечтать инженеры, которые над ним работали.

Стоит особо отметить грамотную политику военных, которые сперва создают объекты системы базирования того или иного вида вооружения и социальную инфраструктуру для военнослужащих. А затем на уже организованную базу прибывают части с тем или иным оснащением. Также и для «Кинжалов» сперва развиваются аэродромы и арсеналы хранения, строится жилье для солдат и офицеров, и только затем туда прибудут МиГ-31К.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России
Яна Штурма
Газета.ru
Закрыть границы: как страны изолируются от новых штаммов SARS-CoV-2
Николай Вардуль
Московский Комсомолец
Выпуск российского суперсамолета МС-21 снова отложили
Сьюзен Роуэн Келлехер
Forbes
Глобальное затопление: сотни аэропортов могут закрыться из-за нарушения Парижского соглашения по климату
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
В добрый Севморпуть: перехватчики МиГ-31БМ прикроют арктическую трассу



Михаил Сухарев
Российская газета
Страж Севера: первый полет Ту-126 состоялся 58 лет назад
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Су-57 убьет F-35, если они встретятся". Летчик Толбоев – о боевой авиации России
Владимир Максимов
Военно-промышленный курьер
Многоликий Ил-114
Михаил Ходаренок
Газета.ru
Северные острова: в России проектируют плавучие аэродромы для Арктики
Александр Тимохин
Взгляд
Новый "стратег" исправит проблемы российских бомбардировщиков
Екатерина Постникова
Известия
Осторожно, небо закрывается: почему Россия выходит из ДОН
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко
РБК
Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
С дроном в разведку: стартует массовое оснащение армии квадрокоптерами
Инна Сидоркова, Надежда Федорова
РБК
«Крокус» Агаларова получил контракт на аэропорт «Роскосмоса» за 28 млрд рублей
Мария Лисицына, Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова
РБК
США признали ошибочным включение «ВСМПО-Ависма» в черный список

ТАСС
Россия вслед за США покидает Договор по открытому небу. Что известно про этот документ?
Мария Киселева
Русская служба BBC
Из Москвы в Лондон и обратно: можно ли улететь в период пандемии и закрытых границ?
Николай Протопопов
РИА Новости
"Учли все угрозы": каким будет новое воздушное оружие России
Сергей Петунин
КоммерсантЪ
Кассация не нашла провокации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Арсенал "Охотника": транспортный самолет получит управляемые ракеты

Интерфакс
Какие страны ужесточили въезд из-за нового штамма коронавируса
Анна Перова
КоммерсантЪ
На подготовку летчиков растратили миллионы
Александр Гасюк
Российская газета
В море с небес
Дмитрий Болтенков
Известия
«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ
Светлана Бурмистрова
РБК
"ВСМПО-Ависма" второй раз за год сменила главу компании
Игорь Жилоу (Igor Gielow)
Folha de S. Paulo (перевод ИноСМИ)
Новое поколение бомбардировщиков мировых держав начнет появляться в 2021 году
Антон Лавров
Известия
Облачные перспективы: что ждет военную авиацию России
Герман Костринский
Известия
Тариф двухлетний: цены на авиабилеты могут сохраниться в 2021 году
Михаил Мошкин, Андрей Самохин
Взгляд
Гражданская авиация заждалась новый "кукурузник"
Андрей Борисов
Lenta.ru
Краснее некуда
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Чёрная смерть": как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
Виктор Сокирко
Взгляд
Коронавирус решил крупную проблему российской боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Трудный взлет: Минобороны наконец получило первый серийный Су-57
Елена Сидоренко, Ярослава Костенко
Известия
Похищенная Европа: в 2021-м россияне мечтают отправиться в Италию
Дарья Любовик
Независимое военное обозрение
Двигатели "ОДК-Кузнецов" признаны мировым достижением
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Взлетное море: у Каспийской флотилии появится своя авиация
Наталья Решетникова, Александр Филимоненко
Российская газета
Лестница в небо
Мария Литвинова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Перегибы на пассажирских местах
Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова, Максим Талавринов
РБК
США опубликовали детали торговых ограничений против 45 структур из России
Георгий Марков
Газета.ru
"Предательство в высшей степени": как пилот угнал самолет с пассажирами в Китай
Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров
Известия
Уже на «Подлете»: Урал и Сибирь защитят от крылатых ракет и дронов
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
RT
"Машина завтрашнего дня": как появление новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ
Мария Кокорева
Forbes
Из бизнес-джета в бизнес-класс: как и куда в 2020 году летали богатые россияне
Сергей Строкань
КоммерсантЪ
Японская ПРО уходит в свободное плавание

ТАСС
Эксперты рассказали о "противоядии" от гиперзвука противника
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Как вставали на крыло реактивные МиГи

Царьград
Новый поворот в деле катастрофы SSJ в Шереметьево озадачил эксперта: "Всё может оказаться сложнее"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer