Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ


11 января 2021 года Дмитрий Болтенков, Известия


ВМФ России готовится к принятию на вооружение гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал». В частности, его получит морская авиации Северного флота. Новое оружие способно за считанные минуты поразить цель с высокой точностью, а надежной защиты от него нет ни у одной страны мира. Какие преимущества даст «Кинжал» Военно-морскому флоту, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

Воздушные корабли

Сегодня в составе 98-го и 317-го смешанных полков морской авиации (МА) Северного и Тихоокеанского флотов несут службу по одной эскадрилье истребителей МиГ-31. Полки базируются на аэродромах Мончегорск и Елизово соответственно. Стоит напомнить, как вообще эти воздушные корабли (так именуют летательные аппараты массой более 40 т) появились в составе МА.

В советские времена МиГ-31 поступали на вооружение истребительных полков ПВО на замену МиГ-25, Ту-128 и Су-15. Первыми новые машины получали части, дислоцированные на границах — на Кольском полуострове, Сахалине и Камчатке.

Так в 1986-1989 годах свои Су-15 сменил на МиГ-31 865-й истребительный авиаполк в Елизово. Это одна из немногих авиационных частей России имеет более чем столетнюю историю. В 1998 году соединения Вооруженных сил, дислоцированные на полуострове, — Камчатская флотилия разнородных сил, армейский корпус и дивизия ПВО — были переформированы в Объединенное командование войск и сил на Северо-Востоке России в составе Тихоокеанского флота. Так 865-й истребительный авиаполк стал флотской воинской частью. В ходе реформы в 2009 году он был сокращен до эскадрильи и ныне входит в состав 317-го смешанного авиаполка.

98-й полк в Мончегорске был собран из нескольких авиационных частей. Его МиГ-31 пришли из 455-го полка в Котласе.

Так в составе МА России появились две эскадрильи этих истребителей. Последнее время части получают на вооружение модернизированный вариант МиГ-31БМ. На спутниковых снимках Мончегорска и Елизово можно насчитать более двух десятков самолетов, стоящих как на стоянках, так и на хранении в отстойниках.

МиГ-31БМ имеет скорость до 2500 км/ч, радиус его действия достигает тысячи километров, а с дозаправкой и подвесными топливными баками еще дальше, высота — до 30 км.

В настоящее время в ВКС и в МА приходит много летчиков и штурманов после окончания авиационных училищ. Они активно осваивают новые методы использования воздушных кораблей. Камчатская эскадрилья МиГ-31 в МА во многом задает тон. Здесь практикуются и вылеты на перехват американских самолетов, и полеты на сопровождение наших бомбардировщиков, и стрельбы во всем диапазоне высот, в том числе и по крылатым ракетам.

Гибель морских богов

В годы противостояния в холодной войне советские генералы и адмиралы сделали ставку на развитие АПЛ и самолетов-ракетоносцев, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами. Ожидалось, что в ходе возможной третьей мировой войны, пока советские танки рвались бы к Ла-Маншу, США бы перебрасывали свои силы в Европу через Атлантику.

Для борьбы с такими конвоями, а также авианосными и десантными группировками в бой предполагалось бросить дивизии подводных лодок и самолетов-ракетоносцев. Высокая мобильность морской ракетоносной авиации (МРА) и ее ударная мощь, особенно с принятием на вооружение самолетов Ту-22М3 с ракетами Х-22, весьма беспокоила американское командование. В фильме «Все страхи мира» красочно показан момент попадания пары ракет Х-22 в американский авианосец, после чего он стал развалиной.

Вместе с тем Ту-22М3 были и на вооружении Дальней авиации (ДА). После распада СССР части МРА подверглись сокращению, и из пяти дивизий, существовавших в 1990 году, в 2009-м в строю осталось всего четыре эскадрильи, которые были переданы в состав ДА России. Таким образом, ВМФ лишился своей дальней руки, а в составе Дальней авиации появились два новых авиаполка.

Кинжал для ВМФ

Гиперзвуковая ракета Х-47М «Кинжал» имеет дальность полета до 2 тыс. км и скорость в 10-12 Махов. В качестве носителя используется переоборудованный истребитель МиГ-31К. Он по сути выполняет функции первой ступени комплекса. Задача МиГ-31К — доставить ракету на высоту 12-15 км. Затем производится сброс уже разогнанного до большой скорости изделия. «Кинжал» разгоняется до гиперзвуковых скоростей и по сложной траектории устремляется к заданной цели. При этом маневр ракеты не дает противнику возможности сбить её с курса. Существующая система ПВО-ПРО Aegis бесполезна против этого оружия.

Такая связка позволяет достаточно быстро самолету-носителю выйти в район пуска и поразить цель. Объектом может быть крупный боевой корабль, такой, например, как авианосец. Вместе с тем МиГ-31К лишен возможности применять подвесные ракеты воздух-воздух, поэтому желательно его использовать в связке с МиГ-31БМ. Таким образом представляется, что будущие авиаполки будут состоять минимум из двух эскадрилий, одна из которых станет играть роль ПВО и охраны Миг-31К, а в составе другой войдут сами носители Миг-31К.

Такие авиаполки из районов Камчатского и Кольского полуостровов могут эффективно воздействовать по любому противнику на большей части Атлантического и Тихого океанов, Балтийского и Норвежских морей — как по авианосным, так и по десантным соединениям, а также по объектам управления и базирования вероятного противника.

Появление таких самолетов в составе МА ВМФ России по сути возрождает МРА СССР, но на более высоком технологическом уровне.

МиГ-31, созданный еще 40 лет назад, оказался востребованным на таком уровне, о котором даже и не могли мечтать инженеры, которые над ним работали.

Стоит особо отметить грамотную политику военных, которые сперва создают объекты системы базирования того или иного вида вооружения и социальную инфраструктуру для военнослужащих. А затем на уже организованную базу прибывают части с тем или иным оснащением. Также и для «Кинжалов» сперва развиваются аэродромы и арсеналы хранения, строится жилье для солдат и офицеров, и только затем туда прибудут МиГ-31К.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer