Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании


18 января 2021 года Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, РБК


Михаил Воеводин, 11 лет руководивший титановой корпорацией «ВСМПО-Ависма», перестал быть ее акционером. На фоне судебных и уголовных претензий долю 6,5% он передал основному акционеру Михаилу Шелкову, рассказали источники РБК

Бывший гендиректор титановой корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин отказался от прав на принадлежавшие ему 6,53% компании, их получил ее основной акционер Михаил Шелков. Об этом РБК рассказал знакомый Воеводина и подтвердил источник, близкий к одному из партнеров компании. Сумма сделки составила около 2 млрд руб., утверждает один из них.

Исходя из капитализации «ВСМПО-Ависма» на Московской бирже в пятницу, 15 января, доля 6,53% стоила 16 млрд руб. Но Воеводин владел акциями не напрямую, а через несколько структур — совместно с Шелковым.

«ВСМПО-Ависма» осенью 2020 года предъявила иск своему экс-гендиректору более чем на 4 млрд руб., а в конце декабря суд утвердил мировое соглашение, согласно которому Воеводин, против которого также возбуждено уголовное дело, обязался выплатить корпорации почти 1,7 млрд руб. Выплата была произведена за счет сделки по продаже пакета, говорит источник РБК.

Шелков (через представителя), а также пресс-службы «ВСМПО-Ависма» и «Ростеха» (владеет 25,1% компании) отказались от комментариев. РБК направил запросы Воеводину и его адвокатам Сергею Ковалеву и Илье Котлярову.

«ВСМПО-Ависма» — крупнейший в мире производитель титановых изделий (по собственным оценкам, занимает 25% мирового рынка титанового проката). Поставки титана для Boeing приносят 20% выручки российской корпорации, среди ее заказчиков также Airbus и другие крупнейшие производители самолетов.

В 2020 году компания оказалась в тяжелом финансовом положении из-за пандемии коронавируса, потому что ее основные заказчики — авиастроители — резко сократили закупки титана. Она даже не исключала остановку производства из-за недостатка заказов. В январе—сентябре 2020 года корпорация получила чистый убыток в размере 346,92 млн руб. против 16,86 млрд руб. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Выручка компании сократилась на 12%, до 57,2 млрд руб.

Как Воеводин стал совладельцем «ВСМПО-Ависма»

Шелков и его бизнес-партнер Воеводин вошли в состав совета директоров «ВСМПО-Ависма» в 2006 году, когда «Ростех» приобрел акции титановой корпорации у ее основателей Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина, а также у группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Бумаги покупались на кредиты Сбербанка и ВТБ (около $800 млн). Совет директоров «ВСМПО-Ависма» возглавил глава «Ростеха» Сергей Чемезов (занимает этот пост до сих пор), Шелков стал его заместителем и начал отвечать за стратегию и внешние связи «ВСМПО-Ависма», Воеводин — за оперативное управление.

Спустя шесть лет «Ростех» решил продать 45,4% акций титановой корпорации топ-менеджменту, оставив себе блокпакет. Для этого менеджеры, которые уже купили на бирже около 4,6% «ВСМПО-Ависма», создали в июле 2012 года «Бизнес Альянс Компани» (БАК) и через нее стали контролировать корпорацию. На выкуп доли у «Ростеха» они потратили $965–970 млн, сообщала пресс-служба «ВСМПО-Ависма». Около половины этой суммы ($495 млн) пришлось на кредит «Ростеха» в Сбербанке, который привлекался на выкуп акций у основателей корпорации, и топ-менеджеры во главе с Шелковым взяли на себя эти обязательства.

Впоследствии они увеличили долю в компании. По данным отчета «ВСМПО-Ависма» за 2019 год, «Бизнес Альянс Компани» является владельцем 65,27% ее акций. Согласно отчету самой БАК за 2019 год, Воеводину принадлежало 10% БАК, а остальные 90% — Шелкову, то есть через БАК они контролировали 6,53 и 58,74% акций «ВСМПО-Ависма» соответственно. Теперь долю в «Бизнес Альянс Компани» Воеводин передал Шелкову, который стал ее единственным акционером, утверждают собеседники РБК.

Почему уволили Воеводина

Воеводин возглавлял «ВСМПО-Ависма» с 2009 года, но в начале мая 2020 года внезапно покинул пост гендиректора, несмотря на то что совет директоров компании за месяц до этого продлил с ним контракт до 2023 года.

В августе 2020 года стало известно, что в отношении Воеводина возбуждено уголовное дело, а в сентябре «ВСМПО-Ависма» подала к нему иск на 4,073 млрд руб. Позже выяснилось, что Главное следственное управление ГУ МВД по Свердловской области завело дело по факту хищения активов «ВСМПО-Ависма» в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). По данным «Коммерсанта», корпорация сочла «неразумными и недобросовестными» сделки по продаже ферротитана и титановой стружки, которые Воеводин заключил в 2017–2019 годах. Речь, по данным газетам, в основном шла о поставках структурам швейцарской Interlink. Адвокат Александр Забейда, представляющий интересы Interlink, утверждал, что информация о том, что «ВСМПО-Ависма» продавала этой компании ферротитан по заниженным ценам, является «безосновательной», а сама Interlink не является фигурантом уголовного дела. 

К концу декабря «ВСМПО-Ависма» снизила претензии к Воеводину более чем вдвое, до 1,696 млрд руб. Источник, близкий к одной из сторон спора, говорил РБК, что он уже перечислил «ВСМПО-Ависма» эту сумму.

Адвокат Воеводина Илья Котляров говорил изданию Znak.com, что заключение мирового соглашения с «ВСМПО-Ависма» «не может трактоваться как признание вины или факта причиненных убытков предприятию». «Вместе с тем, с учетом того что ранее Воеводин имел корпоративные связи с организацией, они обсуждали предоставление с его стороны финансовой помощи. И стороны утвердили, что фактически они убытки с него не взыскивают, а у Воеводина возникают обязательства по предоставлению именно финансовой помощи», — добавил он.

Но в «ВСМПО-Ависма» заявили, что деньги, которые бывший топ-менеджер должен был выплатить компании, являются «компенсацией убытков [от его работы] по заявленным требованиям». На каком этапе находится расследование уголовного дела против Воеводина — не известно. РБК направил запрос в ГУ МВД по Свердловской области.

Компания с кредитами

Через три месяца после отставки Воеводина «Бизнес Альянс Компани», 100% которой теперь принадлежит Шелкову, пришлось привлекать новые кредиты. БАК владеет акциями «ВСМПО-Ависма» через два кипрских офшора Jivanta Ventures и Cador Enterprises (владеют по 30%) и российскую компанию «Промышленные инвестиции» (5,27%), следует из данных СПАРК. В июле 2020 года акции Jivanta Ventures и Cador Enterprises оказались в залоге по кредиту Сбербанка на $148 млн (10,9 млрд руб.), следует из выписок кипрского регистра. Как раз в июле истекли два семилетних кредита «Промышленных инвестиций» в этом банке на 15,2 млрд руб., по которым поручителем выступала БАК. Она также выступает поручителем еще по двум кредитам этой российской «дочки» в Сбербанке — на 14,8 млрд и 2,7 млрд руб. со сроком погашения в июле 2024 года. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Андрей Гусейнов
Независимая газета
Аэропорт Сочи "взлетел" на новый уровень
Ирина Сидорина 
Эксперт
Новый аэропорт Краснодара: нужен как никогда
Александра Мерцалова, Ольга Никитина, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Квартиры оставили при Домодедово
Михаил Бычков, Челябинск
КоммерсантЪ
У директора челябинского аэропорта началась посадочная полоса
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Полезная нагрузка: военно-транспортной авиации добавят полков
Анатолий Минкин, Василиса Андреева
360
Интернет на бортах российских авиакомпаний может привести к подорожанию билетов. А востребованность услуги под вопросом
Илья Сизов  
КоммерсантЪ FM
Японский миллиардер дал турполету к Луне второй шанс
Валерий Чусов
Forbes
Взлет и падение "Гинденбурга": как был устроен самый большой дирижабль в мире



Александра Мерцалова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Цены улетели
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
С дальним прицелом: корабли противника заметят за сотни километров
Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"
Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer