Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании


18 января 2021 года Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, РБК


Михаил Воеводин, 11 лет руководивший титановой корпорацией «ВСМПО-Ависма», перестал быть ее акционером. На фоне судебных и уголовных претензий долю 6,5% он передал основному акционеру Михаилу Шелкову, рассказали источники РБК

Бывший гендиректор титановой корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин отказался от прав на принадлежавшие ему 6,53% компании, их получил ее основной акционер Михаил Шелков. Об этом РБК рассказал знакомый Воеводина и подтвердил источник, близкий к одному из партнеров компании. Сумма сделки составила около 2 млрд руб., утверждает один из них.

Исходя из капитализации «ВСМПО-Ависма» на Московской бирже в пятницу, 15 января, доля 6,53% стоила 16 млрд руб. Но Воеводин владел акциями не напрямую, а через несколько структур — совместно с Шелковым.

«ВСМПО-Ависма» осенью 2020 года предъявила иск своему экс-гендиректору более чем на 4 млрд руб., а в конце декабря суд утвердил мировое соглашение, согласно которому Воеводин, против которого также возбуждено уголовное дело, обязался выплатить корпорации почти 1,7 млрд руб. Выплата была произведена за счет сделки по продаже пакета, говорит источник РБК.

Шелков (через представителя), а также пресс-службы «ВСМПО-Ависма» и «Ростеха» (владеет 25,1% компании) отказались от комментариев. РБК направил запросы Воеводину и его адвокатам Сергею Ковалеву и Илье Котлярову.

«ВСМПО-Ависма» — крупнейший в мире производитель титановых изделий (по собственным оценкам, занимает 25% мирового рынка титанового проката). Поставки титана для Boeing приносят 20% выручки российской корпорации, среди ее заказчиков также Airbus и другие крупнейшие производители самолетов.

В 2020 году компания оказалась в тяжелом финансовом положении из-за пандемии коронавируса, потому что ее основные заказчики — авиастроители — резко сократили закупки титана. Она даже не исключала остановку производства из-за недостатка заказов. В январе—сентябре 2020 года корпорация получила чистый убыток в размере 346,92 млн руб. против 16,86 млрд руб. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Выручка компании сократилась на 12%, до 57,2 млрд руб.

Как Воеводин стал совладельцем «ВСМПО-Ависма»

Шелков и его бизнес-партнер Воеводин вошли в состав совета директоров «ВСМПО-Ависма» в 2006 году, когда «Ростех» приобрел акции титановой корпорации у ее основателей Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина, а также у группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Бумаги покупались на кредиты Сбербанка и ВТБ (около $800 млн). Совет директоров «ВСМПО-Ависма» возглавил глава «Ростеха» Сергей Чемезов (занимает этот пост до сих пор), Шелков стал его заместителем и начал отвечать за стратегию и внешние связи «ВСМПО-Ависма», Воеводин — за оперативное управление.

Спустя шесть лет «Ростех» решил продать 45,4% акций титановой корпорации топ-менеджменту, оставив себе блокпакет. Для этого менеджеры, которые уже купили на бирже около 4,6% «ВСМПО-Ависма», создали в июле 2012 года «Бизнес Альянс Компани» (БАК) и через нее стали контролировать корпорацию. На выкуп доли у «Ростеха» они потратили $965–970 млн, сообщала пресс-служба «ВСМПО-Ависма». Около половины этой суммы ($495 млн) пришлось на кредит «Ростеха» в Сбербанке, который привлекался на выкуп акций у основателей корпорации, и топ-менеджеры во главе с Шелковым взяли на себя эти обязательства.

Впоследствии они увеличили долю в компании. По данным отчета «ВСМПО-Ависма» за 2019 год, «Бизнес Альянс Компани» является владельцем 65,27% ее акций. Согласно отчету самой БАК за 2019 год, Воеводину принадлежало 10% БАК, а остальные 90% — Шелкову, то есть через БАК они контролировали 6,53 и 58,74% акций «ВСМПО-Ависма» соответственно. Теперь долю в «Бизнес Альянс Компани» Воеводин передал Шелкову, который стал ее единственным акционером, утверждают собеседники РБК.

Почему уволили Воеводина

Воеводин возглавлял «ВСМПО-Ависма» с 2009 года, но в начале мая 2020 года внезапно покинул пост гендиректора, несмотря на то что совет директоров компании за месяц до этого продлил с ним контракт до 2023 года.

В августе 2020 года стало известно, что в отношении Воеводина возбуждено уголовное дело, а в сентябре «ВСМПО-Ависма» подала к нему иск на 4,073 млрд руб. Позже выяснилось, что Главное следственное управление ГУ МВД по Свердловской области завело дело по факту хищения активов «ВСМПО-Ависма» в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). По данным «Коммерсанта», корпорация сочла «неразумными и недобросовестными» сделки по продаже ферротитана и титановой стружки, которые Воеводин заключил в 2017–2019 годах. Речь, по данным газетам, в основном шла о поставках структурам швейцарской Interlink. Адвокат Александр Забейда, представляющий интересы Interlink, утверждал, что информация о том, что «ВСМПО-Ависма» продавала этой компании ферротитан по заниженным ценам, является «безосновательной», а сама Interlink не является фигурантом уголовного дела. 

К концу декабря «ВСМПО-Ависма» снизила претензии к Воеводину более чем вдвое, до 1,696 млрд руб. Источник, близкий к одной из сторон спора, говорил РБК, что он уже перечислил «ВСМПО-Ависма» эту сумму.

Адвокат Воеводина Илья Котляров говорил изданию Znak.com, что заключение мирового соглашения с «ВСМПО-Ависма» «не может трактоваться как признание вины или факта причиненных убытков предприятию». «Вместе с тем, с учетом того что ранее Воеводин имел корпоративные связи с организацией, они обсуждали предоставление с его стороны финансовой помощи. И стороны утвердили, что фактически они убытки с него не взыскивают, а у Воеводина возникают обязательства по предоставлению именно финансовой помощи», — добавил он.

Но в «ВСМПО-Ависма» заявили, что деньги, которые бывший топ-менеджер должен был выплатить компании, являются «компенсацией убытков [от его работы] по заявленным требованиям». На каком этапе находится расследование уголовного дела против Воеводина — не известно. РБК направил запрос в ГУ МВД по Свердловской области.

Компания с кредитами

Через три месяца после отставки Воеводина «Бизнес Альянс Компани», 100% которой теперь принадлежит Шелкову, пришлось привлекать новые кредиты. БАК владеет акциями «ВСМПО-Ависма» через два кипрских офшора Jivanta Ventures и Cador Enterprises (владеют по 30%) и российскую компанию «Промышленные инвестиции» (5,27%), следует из данных СПАРК. В июле 2020 года акции Jivanta Ventures и Cador Enterprises оказались в залоге по кредиту Сбербанка на $148 млн (10,9 млрд руб.), следует из выписок кипрского регистра. Как раз в июле истекли два семилетних кредита «Промышленных инвестиций» в этом банке на 15,2 млрд руб., по которым поручителем выступала БАК. Она также выступает поручителем еще по двум кредитам этой российской «дочки» в Сбербанке — на 14,8 млрд и 2,7 млрд руб. со сроком погашения в июле 2024 года. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer