Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании


18 января 2021 года Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, РБК


Михаил Воеводин, 11 лет руководивший титановой корпорацией «ВСМПО-Ависма», перестал быть ее акционером. На фоне судебных и уголовных претензий долю 6,5% он передал основному акционеру Михаилу Шелкову, рассказали источники РБК

Бывший гендиректор титановой корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин отказался от прав на принадлежавшие ему 6,53% компании, их получил ее основной акционер Михаил Шелков. Об этом РБК рассказал знакомый Воеводина и подтвердил источник, близкий к одному из партнеров компании. Сумма сделки составила около 2 млрд руб., утверждает один из них.

Исходя из капитализации «ВСМПО-Ависма» на Московской бирже в пятницу, 15 января, доля 6,53% стоила 16 млрд руб. Но Воеводин владел акциями не напрямую, а через несколько структур — совместно с Шелковым.

«ВСМПО-Ависма» осенью 2020 года предъявила иск своему экс-гендиректору более чем на 4 млрд руб., а в конце декабря суд утвердил мировое соглашение, согласно которому Воеводин, против которого также возбуждено уголовное дело, обязался выплатить корпорации почти 1,7 млрд руб. Выплата была произведена за счет сделки по продаже пакета, говорит источник РБК.

Шелков (через представителя), а также пресс-службы «ВСМПО-Ависма» и «Ростеха» (владеет 25,1% компании) отказались от комментариев. РБК направил запросы Воеводину и его адвокатам Сергею Ковалеву и Илье Котлярову.

«ВСМПО-Ависма» — крупнейший в мире производитель титановых изделий (по собственным оценкам, занимает 25% мирового рынка титанового проката). Поставки титана для Boeing приносят 20% выручки российской корпорации, среди ее заказчиков также Airbus и другие крупнейшие производители самолетов.

В 2020 году компания оказалась в тяжелом финансовом положении из-за пандемии коронавируса, потому что ее основные заказчики — авиастроители — резко сократили закупки титана. Она даже не исключала остановку производства из-за недостатка заказов. В январе—сентябре 2020 года корпорация получила чистый убыток в размере 346,92 млн руб. против 16,86 млрд руб. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Выручка компании сократилась на 12%, до 57,2 млрд руб.

Как Воеводин стал совладельцем «ВСМПО-Ависма»

Шелков и его бизнес-партнер Воеводин вошли в состав совета директоров «ВСМПО-Ависма» в 2006 году, когда «Ростех» приобрел акции титановой корпорации у ее основателей Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина, а также у группы «Ренова» Виктора Вексельберга. Бумаги покупались на кредиты Сбербанка и ВТБ (около $800 млн). Совет директоров «ВСМПО-Ависма» возглавил глава «Ростеха» Сергей Чемезов (занимает этот пост до сих пор), Шелков стал его заместителем и начал отвечать за стратегию и внешние связи «ВСМПО-Ависма», Воеводин — за оперативное управление.

Спустя шесть лет «Ростех» решил продать 45,4% акций титановой корпорации топ-менеджменту, оставив себе блокпакет. Для этого менеджеры, которые уже купили на бирже около 4,6% «ВСМПО-Ависма», создали в июле 2012 года «Бизнес Альянс Компани» (БАК) и через нее стали контролировать корпорацию. На выкуп доли у «Ростеха» они потратили $965–970 млн, сообщала пресс-служба «ВСМПО-Ависма». Около половины этой суммы ($495 млн) пришлось на кредит «Ростеха» в Сбербанке, который привлекался на выкуп акций у основателей корпорации, и топ-менеджеры во главе с Шелковым взяли на себя эти обязательства.

Впоследствии они увеличили долю в компании. По данным отчета «ВСМПО-Ависма» за 2019 год, «Бизнес Альянс Компани» является владельцем 65,27% ее акций. Согласно отчету самой БАК за 2019 год, Воеводину принадлежало 10% БАК, а остальные 90% — Шелкову, то есть через БАК они контролировали 6,53 и 58,74% акций «ВСМПО-Ависма» соответственно. Теперь долю в «Бизнес Альянс Компани» Воеводин передал Шелкову, который стал ее единственным акционером, утверждают собеседники РБК.

Почему уволили Воеводина

Воеводин возглавлял «ВСМПО-Ависма» с 2009 года, но в начале мая 2020 года внезапно покинул пост гендиректора, несмотря на то что совет директоров компании за месяц до этого продлил с ним контракт до 2023 года.

В августе 2020 года стало известно, что в отношении Воеводина возбуждено уголовное дело, а в сентябре «ВСМПО-Ависма» подала к нему иск на 4,073 млрд руб. Позже выяснилось, что Главное следственное управление ГУ МВД по Свердловской области завело дело по факту хищения активов «ВСМПО-Ависма» в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). По данным «Коммерсанта», корпорация сочла «неразумными и недобросовестными» сделки по продаже ферротитана и титановой стружки, которые Воеводин заключил в 2017–2019 годах. Речь, по данным газетам, в основном шла о поставках структурам швейцарской Interlink. Адвокат Александр Забейда, представляющий интересы Interlink, утверждал, что информация о том, что «ВСМПО-Ависма» продавала этой компании ферротитан по заниженным ценам, является «безосновательной», а сама Interlink не является фигурантом уголовного дела. 

К концу декабря «ВСМПО-Ависма» снизила претензии к Воеводину более чем вдвое, до 1,696 млрд руб. Источник, близкий к одной из сторон спора, говорил РБК, что он уже перечислил «ВСМПО-Ависма» эту сумму.

Адвокат Воеводина Илья Котляров говорил изданию Znak.com, что заключение мирового соглашения с «ВСМПО-Ависма» «не может трактоваться как признание вины или факта причиненных убытков предприятию». «Вместе с тем, с учетом того что ранее Воеводин имел корпоративные связи с организацией, они обсуждали предоставление с его стороны финансовой помощи. И стороны утвердили, что фактически они убытки с него не взыскивают, а у Воеводина возникают обязательства по предоставлению именно финансовой помощи», — добавил он.

Но в «ВСМПО-Ависма» заявили, что деньги, которые бывший топ-менеджер должен был выплатить компании, являются «компенсацией убытков [от его работы] по заявленным требованиям». На каком этапе находится расследование уголовного дела против Воеводина — не известно. РБК направил запрос в ГУ МВД по Свердловской области.

Компания с кредитами

Через три месяца после отставки Воеводина «Бизнес Альянс Компани», 100% которой теперь принадлежит Шелкову, пришлось привлекать новые кредиты. БАК владеет акциями «ВСМПО-Ависма» через два кипрских офшора Jivanta Ventures и Cador Enterprises (владеют по 30%) и российскую компанию «Промышленные инвестиции» (5,27%), следует из данных СПАРК. В июле 2020 года акции Jivanta Ventures и Cador Enterprises оказались в залоге по кредиту Сбербанка на $148 млн (10,9 млрд руб.), следует из выписок кипрского регистра. Как раз в июле истекли два семилетних кредита «Промышленных инвестиций» в этом банке на 15,2 млрд руб., по которым поручителем выступала БАК. Она также выступает поручителем еще по двум кредитам этой российской «дочки» в Сбербанке — на 14,8 млрд и 2,7 млрд руб. со сроком погашения в июле 2024 года. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer