Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страж Севера: первый полет Ту-126 состоялся 58 лет назад


23 января 2021 года Михаил Сухарев, Российская газета


23 января 1962 года свой первый полет совершил опытный прототип самолета-носителя радиоэлектронных средств дальнего радиолокационного обнаружения воздушных и морских целей (ДРЛО) Ту-126. Это первый в СССР самолет подобного типа, который стал ответом на появление американских бомбардировщиков с ядерным оружием на борту.

Стратегические дальнемагистральные бомбардировщики Соединенных Штатов в середине 50-х годов прошлого века в начале "холодной войны" создавали серьезную угрозу для страны, а наиболее вероятной зоной их прорыва советские военные считали северное направление. По понятным причинам строительство на севере наземных радиолокационных станций было слишком затратным, поэтому правительство СССР приняло решение создать авиакомплекс, способный отслеживать самолеты и морские цели вероятного противника на подходе к границам.

Комплекс хотели построить на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, такой вариант уже активно прорабатывался с 1958 до 1960 года, но в итоге от него отказались - фюзеляжный отсек этой модели был мал по объему и не мог вместить все нужное оборудование. К счастью, подходящая база для будущего самолета нашлась. Отдел технических проектов ОКБ-156 под руководством С. М. Егера разработал вариант носителя комплекса ДРЛО на базе пассажирского самолета Ту-114. К тому моменту он уже летал три года и его летные характеристики были проверены временем, а размер позволял переоборудовать Ту-114 и разместить всю радиоаппаратуру.

Рабочее проектирование начали под шифром "изделие Л" под общим руководством Н. И. Базенкова, который был ведущим конструктором семейства Ту-95/114. По сравнению с базовым самолетом, внутреннюю конструкцию значительно изменили: объем фюзеляжа на верхней палубе разделили на шесть отсеков, значительно сократили количество иллюминаторов, заменили ряд самолетных систем и бортовое оборудование. Главной отличительной чертой стал огромный, диаметром в 11 метров, грибовидный обтекатель антенного блока РЛС "Лиана", который вращался над фюзеляжем.

РЛС "Лиана" по проекту могла засекать воздушные цели на дистанции до 350 километров, а крупные надводные объекты до 400. Операторы на борту самолета могли следить за воздушной и надводной обстановкой, выявлять цели и определять их координаты. Приборы связи обеспечивали передачу данных на расстояние до 2000 километров.

Первый опытный полет прототипа Ту-126 состоялся 23 января 1962 года во главе с летчиком-испытателем И.М.Сухомлиным. Руководителем испытательной бригады от ОКБ стал Н.В.Лашкевич - легендарный ведущий инженер Ту-70 и Ту-95, сумевший спастись во время катастроф этих машин. Ту-126 взлетел с аэродрома завода №18 в Куйбышеве, но "гриб" в первых полетах был лишь макетом с сопоставимыми массой и формой. Действующую РЛС установили лишь после восьмого полета, когда опытный образец перелетел на аэродром в Луховицы.

Испытания продолжались еще два года, до ноября 1964 года. За это время конструкторы успели выполнить главную задачу - полностью проверить совместимость сложного оборудования. Бортовой радиоэлектронный комплекс воздушного базирования, созданный с использованием ламповой элементной базы, по уровню своей сложности не имел аналогов в СССР.

Летать на Ту-126 оказалось значительно сложнее, чем на Ту-114. Грибовидный обтекатель РЛС вызывал смещение центра тяжести к задней части самолета и плохо влиял на взлетно-посадочные характеристики. Например, сразу после уборки закрылков воздушная машина впадала в продольное раскачивание, а дополнительное лобовое сопротивление "гриба" снижало максимальную скорость до 800 км/ч. Все это не помешало самолету справляться со своими задачами, в апреле 1965 года его приняли на вооружение.

Экипаж состоял из 18 человек: 6 человек летного состава (командир корабля, помощник КК, два штурмана, бортинженер и бортрадист) и две смены офицеров и прапорщиков радиотехнического экипажа. Продолжительность полета Ту-126 составляла около 11 часов, а дальность полета - примерно 7000 километров, из-за длительности полета и приходилось проводить периодическую смену устающего экипажа (по воспоминаниям ветеранов эскадрильи, самолет имел очень плохую теплошумоизоляцию, и постоянный шум быстро изматывал людей). На самолете были предусмотрены места для отдыха экипажа.

Всего на вооружение СССР поступило восемь самолетов Ту-126, но для секретности на фюзеляже не указывали бортовой номер, чтобы вероятный противник не мог даже примерно понять, сколько таких машин стоит на службе. Заводской номер был только у опытного самолета.

Ту-126 охраняли покой границ до середины 80-х годов. Затем их постепенно заменили на самолеты А-50 с комплексом "Шмель", а в 1984 году полностью сняли с вооружения. К сожалению, ни один Ту-126 не сохранился - но важнейшее направление получило развитие, и армия сохраняет средства для дальнего обнаружения потенциально опасных объектов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки



Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer