Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В добрый Севморпуть: перехватчики МиГ-31БМ прикроют арктическую трассу


26 января 2021 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Истребители-перехватчики МиГ-31БМ взяли под защиту Севморпуть (СМП). Машины авиационной эскадрильи Северного флота станут дежурить на островных и материковых аэродромах в Заполярье. Часть была развернута еще в 2019-м году в Мончегорске. Но с конца 2020-го у самолетов появилась новая задача. Теперь при необходимости их можно быстро передислоцировать на любой из более десятка отремонтированных аэродромов вдоль СМП.

МиГ-31— самый мощный в мире истребитель-перехватчик. Благодаря уникальным радарам самолет видит как высотные цели, летящие с гиперзвуковой скоростью, так и крылатые ракеты, скрывающиеся на сверхнизких высотах. Из-за того, что взлетная масса перехватчика превышает 30 т, в войсках его называют «боевым воздушным кораблем».

Арктические перехватчики

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве истребители новой арктической эскадрильи 98-го отдельного смешанного авиаполка 45-й армии ВВС и ПВО будут дежурить на аэродромах вдоль трассы СМП на ротационной основе. При этом основным пунктом их базирования останется Мончегорск, отметили собеседники издания. Весь прошлый год в части проходили экспериментальные учения по действию самолетов вдоль СМП. Результаты маневров командование признало успешными.

До недавнего времени в составе 98-го авиаполка была только одна эскадрилья перехватчиков МиГ-31БМ. Но в 2019-м году началось формирование второго подразделения «боевых воздушных кораблей». Теперь пока одна эскадрилья МиГ-31БМ будет прикрывать Кольский полуостров и базы флота, экипажи другой станут дежурить на отдалённых северных территориях.

В январе Минобороны сообщило, что истребители МиГ-31БМ уже заступили на боевое дежурство по охране границы на аэродроме Рогачево архипелага Новая Земля. Ранее там же разместили полк ПВО Северного флота, на вооружении которого состоят новейшие системы С-400.

По словам заслуженного летчика-испытателя, Героя России полковника Игоря Маликова, МиГ-31БМ хорошо подходит для полетов в Арктике.

— У нас в принципе вся техника рассчитана на работу при температуре от –50 до +50, — пояснил «Известиям» специалист. — МиГ-31БМ — сложная машина, но вполне способна выполнять все задачи за Полярным кругом. У нее большая дальность полета, эффективный радиолокатор, новые точные и дальнобойные ракеты. По большому счету такие самолеты смогут полностью перекрыть воздушное пространство над Арктикой.

Решение о прикрытии северного направления силами МиГ-31БМ довольно логично, рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Туда может зайти флот НАТО. Кроме того, в Норвегии и возле нее много стационарных объектов альянса, в частности, командных пунктов, — пояснил он.

По словам Владислава Шурыгина, решение не перебазировать на Новую Землю арктическую эскадрилью на постоянной основе соответствует современной российской концепции: создать сеть аэродромов, на которые при необходимости могут перелетать самолеты. Они будут ограниченное время нести там боевое дежурство, выполнять задачи и возвращаться обратно.

Заснеженные аэродромы

По данным оборонного ведомства, за последние годы в Арктике были отремонтированы или реконструированы 19 аэродромов. На островах Земля Александры архипелага Земля Франса-Иосифа и Котельный на Новосибирских островах строятся всепогодные круглогодичные взлётно-посадочные полосы. Они способны принимать как боевые, так и транспортные самолёты, обеспечивающие построенные там военные базы. Но о создании полноценной инфраструктуры для крупных авиационных частей речь не идёт.

— Нужно строить ангары, иначе самолеты занесет снегом, и их потом не отогреть и не запустить. Необходимо жильё для летчиков, техников и другого персонала. Должна быть снегоочистительная техника. Чтобы содержать там авиачасть, надо целый городок возводить, — считает в свою очередь Игорь Маликов. — А при выбранном Минобороны подходе на полярных аэродромах будет размещаться только комендатура, которая станет поддерживать его в рабочем состоянии. И летчики будут летать туда, по сути, в командировки, а не жить там со своими семьями.

Восстановление взлётно-посадочных полос и инфраструктуры в удалённых северных регионах будет способствовать развитию их транспортной и туристической доступности. Но основными задачами остаются военные. Ведь строительство сети постоянных аэродромов в Арктике стартовало в СССР сразу после Великой Отечественной войны. На них планировалось базировать стратегические бомбардировщики. Тогда они были единственным возможным способом доставки до территории США первых ядерных бомб.

Впоследствии на них базировались авиационные полки, оснащённые перехватчиками МиГ-31 и Ту-128. Их задачей было не допустить прорыва с северного направления американских стратегических бомбардировщиков и выпущенных ими крылатых ракет к объектам промышленности Урала и Сибири, к базам Северного флота. В 1990-е и 2000-е годы военное присутствие России в регионе резко сократилось.

Работы по восстановлению материковых аэродромов начались в 2014 году. Уже с 2017-го в Воркуте и Анадыре приземляются во время учений дальние бомбардировщики Ту-22М3. Посещали обновлённые заполярные базы и стратегические ракетоносцы Ту-160.

Разносторонний «МиГ»

Сверхзвуковые перехватчики МиГ-31 приняли на вооружение в 1981 году. Но сейчас практически все имеющиеся в войсках машины, начиная с 2011 года прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ.

Истребители МиГ-31БМ получили дополнительные возможности по борьбе с воздушным противником. Перехватчик оснастили новой авионикой и современным радаром с увеличенной до 320 км дальностью. Он позволяет использовать ракеты воздух-воздух, уничтожающие цели на расстоянии до 280 км. Разрабатываются боеприпасы и с ещё большей досягаемостью.

На базе МиГ-31 создавались также специальные варианты. Наиболее известными из них являются проекты носителя противоспутниковых ракет и платформы для запуска небольших космических спутников на низкие околоземные орбиты.

Сейчас на боевое дежурство в Южном военном округе поставлена первая эскадрилья самолётов в варианте МиГ-31К, оснащённых гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Они предназначены для поражения хорошо защищённых наземных целей на расстоянии до 1,5 тыс. км.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Наталия Герасимова
Аргументы и факты
"Победа" начнет летать из Шереметьево. Что изменится для авиапассажиров?
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Победа" нарастит перевозки на 50% в 2021 году
Сергей Калашников
КоммрсантЪ - Воронеж
Пилоты жалуются на керосин

Перископ
Топ-30 аэропортов экс-СССР, плюс топ-20 Европы
Наталья Скорлыгина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль движется к признанию прививок
Иван Дмитриенко
Профиль
Набор высоты: какие самолеты представит российский авиапром в новом десятилетии
Иван Дмитриенко
Профиль
А нам летать охота: возможно ли развитие российского авиастроения в эпоху санкций

74.RU
Челябинску подыскали еще одну авиакомпанию с парком "Суперджетов"



Максим Талавринов
Известия
Ход иском: ВЭБ.РФ нашел претендента на покупку долгов Utair
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
NASA пороется на Марсе
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
"Охотник" в пятом поколении: Су-57 и дроны станут использовать вместе
Александр Суков
Деловая столица (Украина) (ИноСМИ)
"Никогда. Не при мне". Как Китай накажет Украину и Зеленского за Мотор Сич
Олег Мухин
КоммерсантЪ - Воронеж
Полоса перечеркнула финансы
Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Аэропорт приблизил застройку

КоммерсантЪ-FM
Биометрия присматривается к аэропортам
Вера Костамо
ТАСС
Немалая авиация. От уникальных спасательных операций до посадки вертолета в огород
Владислав Скобелев, Роман Кирьянов, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс предложил массово внедрять биометрию в аэропортах
Роман Кряжев
КоммерсантЪ - Нижний Новгород
МиГ между прошлым и будущим

South China Morning Post (в переводе ИноСМИ)
South China Morning Post (Гонконг): планы Китая усовершенствовать свою авиационную отрасль пошатнулись из-за санкций, введенных Украиной
Анна Романова
Фонтанка
Миллиарды с отдачей. Почему дороги, трамвайные линии и аэропорты строят и будут строить с привлечением инвесторов
Юлия Жданова
КоммерсантЪ FM
NASA обоснуется на лунной орбите
Наталья Пономарева
Интерфакс
Улететь по спеццене
Евгений Окладников
Forbes
Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полет в пандемию
Светлана Самсонова
РИА Новости
Родные погибших при крушении рейса Москва-Орск вспоминают день трагедии
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
"Родоначальник целого семейства силовых установок": как двигатель ПД-14 может повлиять на развитие российской авиации
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Олег Антонов — отец советской военно-транспортной авиации
Никита Зайков
Российская газета
Разбег в будущее

Интерфакс
Бурятия рассчитывает принять в рамках зимней чартерной программы почти 2,5 тысячи туристов
Леонид Микуляк
Lenta.ru
"Флот оказался обезглавленным"
Степан Костецкий
Lenta.ru
Крушение гиганта
Евгения Коляда
КоммерсантЪ
S7 просит продлить поддержку авиаотрасли
Сергей Гурьянов
Известия
Через запад на восток: в России расширили программу льготных авиаперевозок
Евгений Гайва
Российская газета
На близкой дистанции
Наталья Граф
Российская газета
Ангел с небес
Александр Филимоненко
Российская газета
Дальний стал ближе
Александр Степанов
Российская газета
С прицелом на контракт
Андрей Коц
РИА Новости
"Эффективней управляемых ракет": чем вооружают российскую боевую авиацию
Светлана Белова
КоммерсантЪ - FM
Экипаж космических туристов возглавит миллиардер
Максим Талавринов
Известия
Долгие поводы: в 2021-м авиакомпании рискуют не получить десятки Boeing
Марина Коваленко
КоммерсантЪ
Украина борется с утечкой моторов
Эльнар Байназаров
Известия
Ход винта: Индия рассчитывает на поставку МиГ-29 и Су-30 до конца года
Андрей Фролов
Известия
Продай оружие: каковы перспективы российской продукции на рынке Индии
Александр Тимохин
Взгляд
Задачи МиГ-41 мог бы решить совсем другой самолет
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ту-2: как в "шарашке" создавали один из лучших бомбардировщиков Второй мировой
Николай Протопопов
РИА Новости
"Планы сорваны": почему новейшие истребители США не годятся для войны
Евгений Хвостик
КоммерсантЪ
Воздушный интернет проигрывает безвоздушному
Намрата Госвами
The Diplomat (перевод ИноСМИ.ru)
Чем удивит нас Китай в космосе в 2021 году?

Yahoo News Japan (перевод ИноСМИ.ru)
Бизнес-джеты Honda Jet начинают работу в России
Яна Штурма
Газета.ru
Закрыть границы: как страны изолируются от новых штаммов SARS-CoV-2

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer